об оспаривании нормативного правового акта Совета депутатов Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия



Дело № 2-329/2011                                           с.Лямбирь Республики Мордовия

        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Лямбирский районный суд Республики Мордовия

в лице судьи Мельниковой Н.Н.,

при секретаре Нугаевой М.Я.,

с участием прокурора - помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Назарова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

                                                                                                   18 марта 2011 года

гражданское дело по заявлению прокурора Лямбирского района Республики Мордовия об оспаривании нормативного правового акта Совета депутатов Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия,

установил:

Прокурор Лямбирского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании пунктов 1.4., 2.4., 2.7., 3.3., 3.5., 5.1. Положения формирования и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района РМ от 21.02.2008 г. № 24, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявления указывает, что поименованные пункты Положения представительного органа местного самоуправления противоречат требованиям действующего законодательства, приняты с превышением полномочий, поскольку определяют по сути функции органа местного самоуправления районного уровня. Кроме того, в пункте 3.5. Положения, согласно которого в случае необходимости для наилучшего и всестороннего рассмотрения конкурсных предложений заказчик вправе вносить изменения в состав конкурсной комиссии, не указано, в каких случаях принимается данное решение. Указанное может позволить произвольно принимать соответствующее решение по субъективному мнению соответствующих должностных лиц, тем самым создать условия для проявления коррупции. В связи, с этим просит признать оспариваемые пункты нормативного правового акта недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Назаров А.М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель органа, чьи действия обжалуются - Совета депутатов Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Шулепов С.А. против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд находит заявление прокурора Лямбирского района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, а также прокурор в пределах своей компетенции, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта противоречащим закону полностью или в части.

Судом установлено, что решением Совета депутатов Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года №24 утверждено Положение о порядке формирования и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Из материалов дела следует, что указанное Положение официально опубликовано в информационном бюллетне Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района от 22 февраля 2008 года № 5.

Пунктом 1.4. поименованного Положения определено, что организационное обеспечение размещения заказа осуществляется Управлением социально-экономического анализа и потребительского рынка администрации района (далее - Управление).

Пунктами 2.4. и 2.7. Положения предусмотрено формирование Управлением плана-графика проведения закупок продукции для муниципальных нужд, ведение им реестра муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Пунктом 3.3. Положения предусмотрено, что решения о создании комиссии, ее персональном составе и порядке работы, назначении председателя принимаются заказчиком и оформляются постановлением Главы администрации района до опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе.

Пунктом 5.1. Положения определяются случаи, когда контроль в сфере размещения муниципального заказа осуществляется МУ «Финансовое управление администрации Лямбирского муниципального района РМ».

Частью 4 статьи 7Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Анализ норм оспариваемого Положения позволяет сделать вывод о том, что изложенные в нем положения определяют по сути функции органа местного самоуправления районного уровня, и противоречат требованиям статей 2, 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, в пункте 3.5. Положения указано, что в случае необходимости для наилучшего и всестороннего рассмотрения конкурсных предложений заказчик вправе вносить изменения в состав конкурсной комиссии.

Проверяя соответствие закону указанного пункта нормативного правового акта, суд учитывает и то обстоятельство, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности.

Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, что относится к коррупциогенным факторам согласно статье 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности пунктов 1.4., 2.4., 2.7., 3.3., 3.5., 5.1. Положения о порядке формирования и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 21.02.2008 г. № 24 и необходимости признания их недействующими.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Лямбирского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать пункты 1.4., 2.4., 2.7., 3.3., 3.5., 5.1. Положения о порядке формирования и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 21.02.2008 г. № 24 недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                                             Н.Н.Мельникова.