о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным и подлежащим отмене



Дело №2-647/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 г. с. Лямбирь

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Солдатова М.О.,

при секретаре Бахметовой Л.К.,

с участием в судебном заседании истца К.Р., представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Р. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы и понуждении к назначению пенсии,

установил:

К.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы и понуждении к назначению пенсии.

В обоснование своих требований указывает, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия <номер> от 29 апреля 2011 г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Считает данное решение комиссии незаконным, противоречащим пенсионному законодательству.

Просит суд признать решение <номер> от 29 апреля 2011 г. незаконным и отменить, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в армии с 10 мая 1978 года по 15 мая 1980 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 22 апреля 2011 г.

В судебном заседании истец К.Р. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просит их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасова О.М. исковые требования не признала, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования К.Р. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

22 апреля 2011 г. истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия <номер> от 29 апреля 2011 г. К.Р. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Требуется не менее 25 лет, имеется - 24 года 3 месяца 24 дня. Не засчитан в специальный стаж период службы в армии с 10 мая 1978 года по 15 мая 1980 года, поскольку Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривают включение периодов военной службы в советской армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 г., периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены. Кроме того, отказывая во включении в специальный стаж указанного периода ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия исходило из того, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления.

Из справки <номер> от 05 апреля 2011 года, выданной начальником отдела военного комиссариата Республики Мордовия по Ромодановскому и Лямбирскому районам усматривается, что К.Р. действительно проходил военную службу по призыву в период с 10 мая 1978 года по 15 мая 1980 года на должностях рядового и сержанта состава в в/ч 03864.

Согласно с части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации не допустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый льготный стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Педагогическая деятельность К.Р. с 15 августа 1986 г. по настоящее время не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела.

В соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений либо наименованиями должностей лиц, осуществляющих педагогическую деятельность.

При исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правого регулирования.

Это означает, что при исчислении льготного педагогичекого стажа могут применяться правила и нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и иных нормативных актов, в соответствии с которыми исчислялись общий и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 г.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г., действовавшим до 01.10.1993 г., предусматривалось включение в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Учитывая, что период службы К.Р. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, суд считает, что оспариваемый период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

По мнению суда, иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно справки <номер> от 24 мая 2011 г., выданной Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия, специальный стаж истца на день подачи индивидуальных сведений, т.е. на 22 апреля 2011 г. с учетом оспариваемых периодов составит 26 лет 4 месяца 0 дней.

На основании изложенного, суд считает необходимым решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия <номер> от 29 апреля 2011 г. об отказе К.Р. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж К.Р. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в армии с 10 мая 1978 года по 15 мая 1980 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Исходя из того, что в назначении пенсии истцу было отказано незаконно в связи с неправильным подсчетом его специального стажа работы, право на пенсию на момент обращения за ней К.Р. имел, суд считает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ему пенсию с 22 апреля 2011 г. по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании статьи 98 ГПК Российской Федерации следует взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу К.Р. в возврат государственной пошлины 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования К.Р. удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия <номер> от 29 апреля 2011 г. об отказе К.Р. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж К.Р. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период службы в армии с 10 мая 1978 года по 15 мая 1980 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить К.Р. досрочную трудовую пенсию по старости с 22 апреля 2011 года по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу К.Р. в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий М.О. Солдатов