РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЯМБИРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ в лице судьи Нуянзиной Л.Н., при секретаре Глямшиной Э.Р., с участием истца В.И. и его представителя К.В., представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лямбирскому муниципальному району Республики Мордовия Тарасовой О.М., действующей на основании доверенности от 01 марта 2011 года №13, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании частично незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и подлежащим отмене, включении в специальный трудовой стаж периодовработы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии, установил: В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании частично незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и подлежащим отмене, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований указывает, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 22 декабря 2010 года <номер> в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ему отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж ответчиком не включены следующие периоды: с 08.04.1982г. по 25.04.1984г. служба по призыву в рядах Советской Армии, а также периоды работы: с 01.09.2000г. по 30.08.2007г. в должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) на 0,5 ставки в Протасовской средней школе Лямбирского района Республики Мордовия, в том числе командировки: 20.08.2001г., 03.12.2002г., 16.01.2003г., 14.02.2003г., 17.04.2003г., 26.08.2003г., 16.10.2003г., 28.10.2003г., 01.12.2003г., 03.12.2004г., 08.06.2005г., 23.08.2005г., 07.09.2005г., 23.11.2005г., 07.02.2006г., 09.08.2006г., 21.08.2006, 25.12.2006г., 10.01.2007г., 16.01.2007г., 05.03.2007г., 01.06.2007г., 27.08.2007г., 03.10.2007г., 20.12.2007г., 04.03.2008г., 04.04.2008г., 03.09.2008г., 05.11.2008г., 25.12.2008г., 24.03.2009г., с 10.09.2009г. по 11.09.2009г., 05.11.2009г., 28.12.2009г., 12.01.2010г., 09.04.2010г.; семинары: 15.01.2003г., 19.03.2003г., 18.04.2003г., 29.04.2003г., 27.09.2004г., 16.12.2004г., с 24.01.2005г. по 26.01.2005г., 13.05.2005г., 30.11.2005г., 27.03.2006г., 30.11.2006г., 05.02.2007г., 24.04.2004г.; сборы: с 01.07.1989г. по 31.07.1989г., с 18.05.1991г. по 23.05.1991г., с 20.05.1992г. по 24.05.1992г.; курсы повышения квалификации: с 08.01.2004г. по 10.01.2004г., с 29.01.2004г. по 31.01.2004г., с 07.02.2005г. по 19.02.2005г. Считает, что указанное решение было вынесено ответчиком по надуманным причинам, в связи с чем просит признать его незаконным, включить указанные периоды в его трудовой стаж и обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию с момента обращения с заявлением в орган Пенсионного фонда, то есть с 14 декабря 2010 года, поскольку на указанный период он имел необходимый педагогический стаж 25 лет. В судебном заседании истец В.И. и его представитель К.В. требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасова О.М. исковые требования В.И. не признала по основаниям указанным в решении Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 22 декабря 2010 года <номер>. Выслушав объяснения истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования В.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Материалами дела установлено, что 14 декабря 2010 года В.И. обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 22 декабря 2010 года <номер> В.И. отказано в назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный трудовой стаж не включены следующие периоды: - с 08.04.1982г. по 25.04.1984г. служба по призыву в рядах Советской Армии, так как Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены. Вместе с тем, по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст.90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно Постановлению Совета Министров от 17 декабря 1959 года № 1397 пенсии за выслугу лет работникам просвещения назначалась учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Однако нормы, установленные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которым, «время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения (Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397), засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию». Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с 01.10.1993 года не применяется на территории Российской Федерации на основании пункта 3 Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 г. Их применение возможно только в рамках постановления Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 4, соответственно, в этом случае требуемый специальный стаж у претендента на досрочную пенсию должен быть выработан до 01.10.1993 года, то есть до отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.11.2002 года № 320-О «По жалобе гражданина С.Ю. на нарушение его конституционных прав положениями п. «а» ч.1 ст. 12 и ст. 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и разъяснением Министерства труда Российской Федерации «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 г. № 70, в тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного акта гражданин не выработал необходимый продолжительности специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии. Таким образом, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которое действовало в период службы в армии заявителя, в данном случае не может применяться, так как на день его отмены В.И. полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. - с 01.09.2000г. по 30.08.2007г. работав должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) на 0,5 ставки в Протасовской средней школе Лямбирского района Республики Мордовия, в том числе командировки: 20.08.2001г., 03.12.2002г., 16.01.2003г., 14.02.2003г., 17.04.2003г., 26.08.2003г., 16.10.2003г., 28.10.2003г., 01.12.2003г., 03.12.2004г., 08.06.2005г., 23.08.2005г., 07.09.2005г., 23.11.2005г., 07.02.2006г., 09.08.2006г., 21.08.2006, 25.12.2006г., 10.01.2007г., 16.01.2007г., 05.03.2007г., 01.06.2007г., 27.08.2007г., 03.10.2007г., 20.12.2007г., 04.03.2008г., 04.04.2008г., 03.09.2008г., 05.11.2008г., 25.12.2008г., 24.03.2009г., с 10.09.2009г. по 11.09.2009г., 05.11.2009г., 28.12.2009г., 12.01.2010г., 09.04.2010г., т.к. не выработана норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), что предусмотрено Правилами регулирующими порядок исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. Также по приказам, карточкам, справкам, штатным расписанием указана должность «преподаватель ОБЖ», не предусмотрена Списком должностей и учреждений работников образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. В индивидуальных сведениях не проставлен код льготы (подпункт 5 пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного страхования»), с учетом которого определяется право на досрочную трудовую пенсию. Прочие отвлечения от основной работы: - семинары: 15.01.2003г., 19.03.2003г., 18.04.2003г., 29.04.2003г., 27.09.2004г., 16.12.2004г., с 24.01.2005г. по 26.01.2005г., 13.05.2005г., 30.11.2005г., 27.03.2006г., 30.11.2006г., 05.02.2007г., 24.04.2004г.; - сборы: с 01.07.1989г. по 31.07.1989г., с 18.05.1991г. по 23.05.1991г., с 20.05.1992г. по 24.05.1992г.; - курсы повышения квалификации: с 08.01.2004г. по 10.01.2004г., с 29.01.2004г. по 31.01.2004г., с 07.02.2005г. по 19.02.2005г., как не предусмотренные пунктами 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. Из справки, выданной военным комиссариатом по Ромодановскому и Лямбирскому районам Республики Мордовия <номер> от 09 февраля 2011 года, следует, что В.И. проходил военную службу с 08 апреля 1982 года по 25 апреля 1984 года. В спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в п. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается - служба в составе Вооруженных Сил СССР, т.е. был предусмотрен зачет в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах СССР. С 01 октября 1993 года указанное постановление утратило силу в соответствии с постановлением Совета Министров и Правительства РФ от 22 сентября 1993 года <номер>. Однако в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П по вопросам пенсионного обеспечения сделан вывод о том, что вносимые законодательством изменения, в том числе порядок подсчета общего трудового стажа не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, т.е. подтверждается принцип не ухудшения правового положения граждан. В силу части второй статьи 55 Конституции Российской Федерации, не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом Российской Федерации, можно прийти к выводу о том, что если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущество, а в период обращения о назначении пенсии такое положение отсутствует, необходимо применить законодательство, действующее на момент выполнения работы. В определении от 25 июля 2008 года № 2 - ВОВ -7 Верховный суд Российской Федерации указал, что период службы заявителя в Советской армии до 1 января 2002 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. В определении отмечено, что Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Период службы в Советской армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеуказанный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации целями - ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Судом установлено и не оспаривается представителем ответчика, что В.И. действительно был призван и проходил службу в составе Советской Армии с 08 апреля 1982 года по 25 апреля 1984 года, указанное обстоятельство подтверждается справкой, выданной военным комиссариатом по Ромодановскому и Лямбирскому районам Республики Мордовия <номер> от 09 февраля 2011 года, а также ксерокопией военного билета и учетно-послужной карточкой к нему. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что период службы в рядах Советской Армии подлежит включению в специальный стаж В.И. В соответствии со статьей 55 Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Законом «Об образовании» предусмотрено, что за лицом, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, сохранено право на льготное назначение трудовой пенсии. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно приказу Минобразования Российской Федерации №66, ГКЧС РФ № 85 от 16 марта 1993 года «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях. Согласно пункту 2.2 указанного приказа была утверждена согласованная с Министерством труда Российской Федерации тарифно-квалификационная характеристика должности преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения. Согласно пункту 2.3 было дано указание о разработке до 1 сентября 1993 года примерных учебных планов и программ для подготовки и переподготовки специалистов по курсу ОБЖ в высших педагогических учебных заведениях и институтах усовершенствования учителей (повышения квалификации работников образования), а проведение занятий по курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях (с 10 по 11 класс) и в учреждениях начального и среднего профессионального образования было возложено на преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (п.3 приказа № 66/ 85). Согласно пункту 4 преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности: пункт 4.1. Должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год). При объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю (180 часов в год) оплата производится в размере 0,5 должностного оклада с продолжительностью рабочей недели 18 часов. пункт 4.2. За преподавательскую работу по курсу ОБЖ сверх 9 часов в неделю (360 часов в год), а также за преподавательскую работу по другим предметам производится дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей и преподавателей. Из материалов дела следует, что истец в период с 01.09.2000г. по 30.08.2007г. работал в штате МОУ «Протасовская СОШ» в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) на 0,5 ставки в Протасовской средней школе Лямбирского района Республики Мордовия, а также выполнял обязанности учителя физической культуры в старших классах с 4-х часовой нагрузкой, вел уроки музыки в 5-8 классах - 4 часа и работал педагогом дополнительного образования, занимался кружковой работой с 4-х часовой недельной нагрузкой. Таким образом, начиная с 2000 года, В.И. занимался педагогической деятельностью с детьми полный рабочий день, по 30 августа 2007 года. Указанные обстоятельства подтверждаются следующими документами: копией трудовой книжки колхозника; архивной справкой от 16 февраля 2011 года <номер>, выданной МУ Лямбирского района «Объединенный межведомственный архив документов по личному составу»; справками от 16 февраля 2011 года <номер> и от 07 февраля 2011 года <номер>, выданными МКОУ «Протасовская ООШ»; копией приказа по МОУ «Протасовская СОШ» от 31 августа 2003 года <номер> «Об установлении объема учебной нагрузки на 2003-2004 учебный год»; копией приказа по МОУ «Протасовская СОШ» от 31 августа 2004 года <номер> «Об установлении объема учебной нагрузки на 2004-2005 учебный год»; копией приказа по МОУ «Протасовская СОШ» от 31 августа 2005 года <номер> «Об установлении объема учебной нагрузки на 2005-2006 учебный год»; копией приказа по МОУ «Протасовская СОШ» от 31 августа 2006 года <номер> «О тарифицируемой педагогической нагрузке на 2006-2007 учебный год»; копией приказа по МОУ «Протасовская СОШ» от 31 августа 2007 года <номер> «О тарифицируемой педагогической нагрузке на 2007-2008 учебный год»; копией приказа по МОУ «Протасовская СОШ» от 31 августа 2008 года <номер> «Об установлении тарифицируемой педагогической нагрузки на 2008-2009 учебный год»; копией приказа по МОУ «Протасовская ООШ» от 31 августа 2009 года <номер> «Об установлении тарифицируемой педагогической нагрузки на 2009-2010 учебный год»; копией приказа по МОУ «Протасовская ООШ» от 31 августа 2010 года <номер> «Об установлении тарифицируемой педагогической нагрузки на 2010-2011 учебный год». Кроме того, оценивая право В.И. на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, выполнявшейся в сельской местности, необходимо учитывать, что согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Суд приходит к выводу о том, что нет вины истца в том, что занимаемая им в оспариваемые периоды должность руководители образовательного учреждения именовали произвольно, то «военным руководителем», то «преподавателем ОБЖ», то «преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)». В.И. осуществлял педагогическую деятельность, работал полный рабочий день в государственных и муниципальных учреждениях образования, что подтверждается приказами, архивными справками, лицевыми счетами, сведениями о зарплате, распределении часовой нагрузки, записями в трудовой книжке. Таким образом, с учетом периода службы в рядах Советской Армии у В.И. имеется не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что период работы в должности преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) в МОУ «Протасовская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского района Республики Мордовия подлежит включению в специальный стаж В.И. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В указанный период истец направлялся в командировки, по распоряжению работодателя, а также на семинары и курсы повышения квалификации. Служебные командировки, курсы повышения квалификации, семинары, сборы и другие отвлечения от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Поскольку в эти периоды за работником в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. И этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в специальный стаж в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», дающее право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из разъяснения от 17 ноября 2003 года № 4 Минтруда и социального развития Российской Федерации также следует, что исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17.12.2001 г.) в указанный стаж включается все периоды работ и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсий по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельность) с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, экскурсиях и в командировках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Такая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года. Данное обстоятельство согласуется и с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 516, из которого следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, подлежат включению в специальный стаж В.И. отвлечения от основной работы: командировки: 20.08.2001г., 03.12.2002г., 16.01.2003г., 14.02.2003г., 17.04.2003г., 26.08.2003г., 16.10.2003г., 28.10.2003г., 01.12.2003г., 03.12.2004г., 08.06.2005г., 23.08.2005г., 07.09.2005г., 23.11.2005г., 07.02.2006г., 09.08.2006г., 21.08.2006, 25.12.2006г., 10.01.2007г., 16.01.2007г., 05.03.2007г., 01.06.2007г., 27.08.2007г., 03.10.2007г., 20.12.2007г., 04.03.2008г., 04.04.2008г., 03.09.2008г., 05.11.2008г., 25.12.2008г., 24.03.2009г., с 10.09.2009г. по 11.09.2009г., 05.11.2009г., 28.12.2009г., 12.01.2010г., 09.04.2010г.; семинары: 15.01.2003г., 19.03.2003г., 18.04.2003г., 29.04.2003г., 27.09.2004г., 16.12.2004г., с 24.01.2005г. по 26.01.2005г., 13.05.2005г., 30.11.2005г., 27.03.2006г., 30.11.2006г., 05.02.2007г., 24.04.2004г.; сборы: с 01.07.1989г. по 31.07.1989г., с 18.05.1991г. по 23.05.1991г., с 20.05.1992г. по 24.05.1992г.; курсы повышения квалификации: с 08.01.2004г. по 10.01.2004г., с 29.01.2004г. по 31.01.2004г., с 07.02.2005г. по 19.02.2005г. Кроме того, в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору являются трудовая книжка. Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (14 декабря 2010 года) специальный стаж В.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, с учетом справки от 25 апреля 2011 года <номер>, выданной ответчиком на 14 декабря 2010 года составил 26 лет 2 месяца 18 дней, то есть более 25 лет, требуемых для назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В силу статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как следует из материалов дела, В.И. со всеми документами обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью 14 декабря 2010 года. Судом установлено, что на дату обращения истец имел необходимый педагогический стаж для досрочного назначения данного вида пенсии. На основании изложенного, суд считает необходимым признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 22 декабря 2010 года <номер> в части отказа В.И. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включить оспариваемые периоды в специальный стаж В.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связи с педагогической деятельностью и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить истцу пенсию с 14 декабря 2010 года. Удовлетворяя требования Важинского И.П., суд считает необходимым в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском районе Республики Мордовия в его пользу сумму государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в размере 200 рублей. В соответствии с частями первой, второй статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования В.И. удовлетворить. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 22 декабря 2010 года <номер> в части отказа В.И. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующих периодов: - с 08.04.1982г. по 25.04.1984г. служба по призыву в рядах Советской Армии, - а также периоды работы: с 01.09.2000г. по 30.08.2007г.в должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) на 0,5 ставки в МОУ «Протасовская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского района Республики Мордовия, в том числе командировки: 20.08.2001г., 03.12.2002г., 16.01.2003г., 14.02.2003г., 17.04.2003г., 26.08.2003г., 16.10.2003г., 28.10.2003г., 01.12.2003г., 03.12.2004г., 08.06.2005г., 23.08.2005г., 07.09.2005г., 23.11.2005г., 07.02.2006г., 09.08.2006г., 21.08.2006, 25.12.2006г., 10.01.2007г., 16.01.2007г., 05.03.2007г., 01.06.2007г., 27.08.2007г., 03.10.2007г., 20.12.2007г., 04.03.2008г., 04.04.2008г., 03.09.2008г., 05.11.2008г., 25.12.2008г., 24.03.2009г., с 10.09.2009г. по 11.09.2009г., 05.11.2009г., 28.12.2009г., 12.01.2010г., 09.04.2010г.; семинары: 15.01.2003г., 19.03.2003г., 18.04.2003г., 29.04.2003г., 27.09.2004г., 16.12.2004г., с 24.01.2005г. по 26.01.2005г., 13.05.2005г., 30.11.2005г., 27.03.2006г., 30.11.2006г., 05.02.2007г., 24.04.2004г.; сборы: с 01.07.1989г. по 31.07.1989г., с 18.05.1991г. по 23.05.1991г., с 20.05.1992г. по 24.05.1992г.; курсы повышения квалификации: с 08.01.2004г. по 10.01.2004г., с 29.01.2004г. по 31.01.2004г., с 07.02.2005г. по 19.02.2005г., признать незаконным и отменить. Включить В.И. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связи с педагогической деятельностью, следующие периоды: - с 08.04.1982г. по 25.04.1984г. служба по призыву в рядах Советской Армии, - а также периоды работы: с 01.09.2000г. по 30.08.2007г.в должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) на 0,5 ставки в МОУ «Протасовская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского района Республики Мордовия, в том числе командировки: 20.08.2001г., 03.12.2002г., 16.01.2003г., 14.02.2003г., 17.04.2003г., 26.08.2003г., 16.10.2003г., 28.10.2003г., 01.12.2003г., 03.12.2004г., 08.06.2005г., 23.08.2005г., 07.09.2005г., 23.11.2005г., 07.02.2006г., 09.08.2006г., 21.08.2006, 25.12.2006г., 10.01.2007г., 16.01.2007г., 05.03.2007г., 01.06.2007г., 27.08.2007г., 03.10.2007г., 20.12.2007г., 04.03.2008г., 04.04.2008г., 03.09.2008г., 05.11.2008г., 25.12.2008г., 24.03.2009г., с 10.09.2009г. по 11.09.2009г., 05.11.2009г., 28.12.2009г., 12.01.2010г., 09.04.2010г.; семинары: 15.01.2003г., 19.03.2003г., 18.04.2003г., 29.04.2003г., 27.09.2004г., 16.12.2004г., с 24.01.2005г. по 26.01.2005г., 13.05.2005г., 30.11.2005г., 27.03.2006г., 30.11.2006г., 05.02.2007г., 24.04.2004г.; сборы: с 01.07.1989г. по 31.07.1989г., с 18.05.1991г. по 23.05.1991г., с 20.05.1992г. по 24.05.1992г.; курсы повышения квалификации: с 08.01.2004г. по 10.01.2004г., с 29.01.2004г. по 31.01.2004г., с 07.02.2005г. по 19.02.2005г. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить В.И. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 14 декабря 2010 года. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу В.И. возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления, в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий Л.Н. Нуянзина