РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЯМБИРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ в лице судьи Нуянзиной Л.Н., при секретаре Глямшиной Э.Р., с участием истца М.Н., представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лямбирскому муниципальному району Республики Мордовия Тарасовой О.М., действующей на основании доверенности от 01 марта 2011 года №13, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании частично незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и подлежащим отмене, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии, установил М.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании частично незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и подлежащим отмене, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований указывает, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 16 мая 2011 года <номер> в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ему отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж ответчиком не включены следующие периоды: с 16.05.1974г. по 13.05.1976г. служба по призыву в рядах Советской Армии, а также отвлечения от основной работы в должности учителя физики Лямбирской средней школы №1: поездка с 30.03.1990г. по 07.04.1990г. Считает, что указанное решение было вынесено ответчиком по надуманным причинам, в связи с чем просит признать его незаконным, включить указанные периоды в его трудовой стаж и обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию с момента обращения с заявлением в орган Пенсионного фонда, то есть с 23 марта 2011 года. В судебном заседании истец М.Н. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасова О.М. исковые требования М.Н. не признала по основаниям указанным в решении Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 16 мая 2011 года <номер>. Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования М.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Материалами дела установлено, что 23 марта 2011 года М.Н. обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 16 мая 2011 года <номер> М.Н. отказано в назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный трудовой стаж не включены следующие периоды: с 16.05.1974г. по 13.05.1976г. служба по призыву в рядах Советской Армии, так как Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены. Вместе с тем, по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст.90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно Постановлению Совета Министров от 17 декабря 1959 года № 1397 пенсии за выслугу лет работникам просвещения назначалась учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Однако нормы, установленные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которым, «время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения (Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397), засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию». Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с 01.10.1993 года не применяется на территории Российской Федерации на основании пункта 3 Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 г. Их применение возможно только в рамках постановления Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 4, соответственно, в этом случае требуемый специальный стаж у претендента на досрочную пенсию должен быть выработан до 01.10.1993 года, то есть до отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.11.2002 года № 320-О «По жалобе гражданина С.Ю. на нарушение его конституционных прав положениями п. «а» ч.1 ст. 12 и ст. 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и разъяснением Министерства труда Российской Федерации «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 г. № 70, в тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного акта гражданин не выработал необходимый продолжительности специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии. Таким образом, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которое действовало в период службы в армии заявителя, в данном случае не может применяться, так как на день его отмены М.Н. полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, в специальный стаж М.Н. не включены отвлечения от основной работы в должности учителя физики Лямбирской средней школы №1: поездка с 30.03.1990г. по 07.04.1990г., как не предусмотренные пунктами 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. Из справки, выданной отделом военного комиссариата по Ромодановскому и Лямбирскому районам Республики Мордовия от 06 июня 2011 года <номер>, следует, что М.Н. проходил военную службу по призыву с 16 мая 1974 года по 13 мая 1976 года. В спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в п. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается - служба в составе Вооруженных Сил СССР, т.е. был предусмотрен зачет в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах СССР. С 01 октября 1993 года указанное постановление утратило силу в соответствии с постановлением Совета Министров и Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Однако в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П по вопросам пенсионного обеспечения сделан вывод о том, что вносимые законодательством изменения, в том числе порядок подсчета общего трудового стажа не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, т.е. подтверждается принцип не ухудшения правового положения граждан. В силу части второй статьи 55 Конституции Российской Федерации, не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом Российской Федерации, можно прийти к выводу о том, что если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущество, а в период обращения о назначении пенсии такое положение отсутствует, необходимо применить законодательство, действующее на момент выполнения работы. В определении от 25 июля 2008 года № 2 - ВОВ -7 Верховный суд Российской Федерации указал, что период службы заявителя в Советской армии до 1 января 2002 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. В определении отмечено, что Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Период службы в Советской армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеуказанный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации целями - ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Судом установлено и не оспаривается представителем ответчика, что М.Н. действительно был призван и проходил службу в составе Советской Армии с 16 мая 1974 года по 13 мая 1976 года, указанное обстоятельство подтверждается справкой, выданной военным комиссариатом по Ромодановскому и Лямбирскому районам Республики Мордовия от 06 июня 2011 года <номер>, а также ксерокопией военного билета. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что период службы в рядах Советской Армии подлежит включению в специальный стаж М.Н. В соответствии со статьей 55 Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Законом «Об образовании» предусмотрено, что за лицом, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, сохранено право на льготное назначение трудовой пенсии. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Таким образом, с учетом периода службы в рядах Советской Армии у М.Н. имеется не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Из содержания оспариваемого решения органа Пенсионного фонда усматривается, что периоды работы М.Н. в должности учителя физики Лямбирской средней школы №1 с 16.08.1988г. по 29.03.1990г., с 08.04.1990г. по 19.08.1992г. включены в его специальный стаж, так как занимаемая должность и наименование учреждения соответствуют Спискам должностей и учреждений работников образования, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067, Постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781. В указанный период истец направлялся в командировки, по распоряжению работодателя, а также на семинары и курсы повышения квалификации. Служебные командировки, курсы повышения квалификации, семинары, сборы и другие отвлечения от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Поскольку в эти периоды за работником в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. И этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в специальный стаж в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», дающее право на досрочное пенсионное обеспечение. Из разъяснения от 17 ноября 2003 года № 4 Минтруда и социального развития Российской Федерации также следует, что исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17.12.2001 г.) в указанный стаж включается все периоды работ и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсий по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельность) с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, экскурсиях и в командировках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Такая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года. Данное обстоятельство согласуется и с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 516, из которого следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из копии выписки из приказа <номер> по Лямбирской средней школе №1 от 20 марта 1990 года, следует, что М.Н. в качестве руководителя группы был направлен в поездку по городам Брест-Минск-Киев-Львов с учащимися указанной школы в количестве 40 человек с 30 марта 1990 года по 07 апреля 1990 года. Таким образом, подлежат включению в специальный стаж М.Н. отвлечения от основной работы в должности учителя физики Лямбирской средней школы №1: поездка с 30.03.1990 г. по 07.04.1990 г. Кроме того, в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору являются трудовая книжка. Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (23 марта 2011 года) специальный стаж М.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, согласно справки от 29 июня 2011 года <номер>, выданной ответчиком, на 23 марта 2011 года составил 25 лет 04 дня, то есть более 25 лет, требуемых для назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В силу статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как следует из материалов дела, М.Н. со всеми документами обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью 23 марта 2011 года. Судом установлено, что на дату обращения истец имел необходимый педагогический стаж для досрочного назначения данного вида пенсии. На основании изложенного, суд считает необходимым признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 16 мая 2011 года <номер> в части отказа М.Н. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включить оспариваемые периоды в специальный стаж М.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связи с педагогической деятельностью и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить истцу пенсию с 23 марта 2011 года. Удовлетворяя требования М.Н., суд считает необходимым в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском районе Республики Мордовия в его пользу сумму государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в размере 200 рублей. В соответствии с частями первой, второй статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования М.Н. удовлетворить. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 16 мая 2011 года <номер> в части отказа М.Н. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующих периодов: - с 16.05.1974 г. по 13.05.1976 г. служба по призыву в рядах Советской Армии, - отвлечения от основной работы в должности учителя физики Лямбирской средней школы №1: поездка с 30.03.1990 г. по 07.04.1990 г., признать незаконным и отменить. Включить М.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связи с педагогической деятельностью, следующие периоды: - с 16.05.1974 г. по 13.05.1976 г. служба по призыву в рядах Советской Армии, - отвлечения от основной работы в должности учителя физики Лямбирской средней школы №1: поездка с 30.03.1990 г. по 07.04.1990 г. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить М.Н. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 23 марта 2011 года. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу М.Н. возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления, в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий Л.Н. Нуянзина