Дело № 2- 748/2011 г. 17 июня 2011 года с.Лямбирь РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кияйкина В.М., при секретаре Полетаевой Н.Н., с участием заявителя Буренковой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Буренковой Светланы Юрьевны об оспаривании действий администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, установил: Буренкова С.Ю. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. В обоснование своих требований указала, что в 2001 году закончила обучение в МГУ им. Н.П.Огарева по специальности «Регионоведение», на протяжении процесса обучения проходила практику в администрации Лямбирского муниципального района и администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. Указывает, что является сиротой и в соответствии с Федеральными законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления должна быть трудоустроена на работу по специальности по месту своего жительства. На протяжении многих лет она обращалась в администрацию Лямбирского муниципального района и администрацию Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района с просьбой трудоустройства, но ее просьба удовлетворена не была. На последнее заявление по поводу трудоустройства в администрацию Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Глава администрации Щулепов С.А. сообщил, что она утратила свою специализацию, что расценено ею как полный отказ в трудоустройстве. Считает, что Главой администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и Главой администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия грубо нарушены ее права, предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и просит признать действия администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в части отказа в ее трудоустройстве незаконными. В судебном заседании Буренкова С.Ю. уточнила свои требования, просила также обязать администрацию Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия трудоустроить ее с зачислением в штат администрации на любую должность с последующим направлением на профессиональную переподготовку. Также пояснила, что на момент окончания высшего учебного заведения являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать Туршатова Н.П. умерла в период ее несовершеннолетия, отец с момента развода родителей с ней связь не поддерживал и не поддерживает. Считает, что до настоящего времени статус ребенка, оставшегося без попечения родителей ею не утерян, в связи с чем на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению ее благополучия, касающиеся в частности обеспечения жилым помещением, обучения и трудоустройства. В нарушение требований Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» несмотря на ее неоднократные письменные и устные заявления по поводу трудоустройства, ни администрация Лямбирского муниципального района, ни администрация Атемарского сельского поселения мер по ее трудоустройству не приняли со ссылкой на отсутствие у них вакансий. Представитель заинтересованного лица-администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Курмакаев Р.Ф. возражал против удовлетворения требований заявителя, пояснив, что после обращения заявительницы в 2005 году в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по поводу трудоустройства, последняя была включена в резерв кадров администрации, где состоит до настоящего времени. С момента ее обращения вакансии по должностям, соответствующим специальности Буренковой С.Ю. в администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не открывались. Представитель заинтересованного лица-Глава администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Щулепов С.А. в судебном заседании 16 июня 2011 года возражал против удовлетворения требований Буренковой С.Ю., пояснив, что заявительница не является субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец заявительницы не был лишен в отношении нее родительских прав, проживал и проживает на территории Республики Мордовия и на период несовершеннолетия Буренковой С.Ю. обязан был ее содержать. Также пояснил, что Буренкова С.Ю. состоит в кадровом резерве администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, но с момента обращения и до настоящего времени ее трудоустройство не представилось возможным в связи с отсутствием вакансий должностей по ее специальности. Выслушав пояснения Буренковой С.Ю., представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела суд считает, что требования Буренковой С.Ю. удовлетворению не подлежат. Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Федеральный закон №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Абзацы 3,4 статьи 1 названного Федерального закона определяют лиц, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких лиц. Таким образом, Буренкова С.Ю., 31 октября 1978 года рождения, на момент ее обращения в суд, не относится к указанной категории лиц и не является субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, согласно пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории. Таким образом, закон не возлагает обязанность по трудоустройству лиц, перечисленных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления. Как следует из материалов дела, пояснений заявителя, представителей заинтересованных лиц Буренкова С.Ю. включена в резерв кадров администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. За период с 2005 года по настоящее время вакансии по специальности заявителя ни в администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, ни в администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не открывались. С учетом изложенного, каких-либо оснований для признания действий администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по не трудоустройству Буренковой С.Ю. незаконными и возложении на администрацию Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обязанности по зачислению последней в штат администрации сельского поселения не имеется. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил: В удовлетворении требований Буренковой Светланы Юрьевны о признании действий администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об отказе в трудоустройстве незаконными, отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Лямбирский районный суд. Судья В.М.Кияйкин
представителя заинтересованного лица-администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Курмакаева Р.Ф.,