РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЯМБИРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ в лице судьи Нуянзиной Л.Н., при секретаре Глямшиной Э.Р., с участием истицы М.А. и её представителя Шукшиной И.А., представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лямбирскому муниципальному району Республики Мордовия Тарасовой О.М., действующей на основании доверенности от 01 марта 2011 года №13, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании частично незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и подлежащим отмене, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии, установил: М.А. предъявила иск к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании частично незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и подлежащим отмене, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что 12 апреля 2011 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Однако, решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 31 мая 2011 года <номер> в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа. С указанным решением она не согласна, так как в специальный стаж не были включены следующие периоды работы: с 01.05.1986г. по 06.06.1992г. в должности старшей медицинской сестры я/сада Атемарского завода стройматериалов; с 06.06.1992г. по 30.09.1993г. в должности старшей медицинской сестры цеха №17 дет.сад Саранского завода «Резинотехника», так как наименование «ясли-сад» не соответствует Спискам и должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397. Кроме того, период с 01.01.1991г. по 06.06.1992 в расчетно-платежных ведомостях учреждения фамилия истицы не значится. Считает, что указанное решение было вынесено ответчиком по надуманным причинам, в связи, с чем просит признать его незаконным, включить следующие периоды работы в её трудовой стаж: с 01.05.1986г. по 05.06.1992г.в должности старшей медицинской сестры детского сада Атемарского завода стройматериалов; с 06.06.1992г. по 14.12.1992г., с 15.04.1993г. по 05.09.1993г., с 21.09.1993г. по 30.09.1993г. в должности старшей медицинской сестры детского сада цеха №17 Саранского завода «Резинотехника» и обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию с момента обращения с заявлением в орган Пенсионного фонда, то есть с 12 апреля 2011 года. В заявлении от 28 июля 2011 года М.А. представила уточнения ранее заявленных исковых требований, просила признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 31 мая 2011 года <номер> в части невключения в её специальный стаж следующих периодов работы: с 01.05.1986г. по 06.06.1992г. в должности старшей медицинской сестры я/сада Атемарского завода стройматериалов; с 06.06.1992г. по 30.09.1993г. в должности старшей медицинской сестры цеха №17 дет.сад Саранского завода «Резинотехника». Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды: - с 01.05.1986г. по 31.12.1990г. и с 14.06.1991г. по 05.06.1992г. в должности старшей медицинской сестры детского сада Атемарского завода стройматериалов; - с 06.06.1992г. по 14.12.1992г., с 15.04.1993г. по 05.09.1993г., с 21.09.1993г.по 30.09.1993г. в должности старшей медицинской сестры детского сада цеха №17 Саранского завода «Резинотехника». В судебном заседании истица М.А. и её представитель Шукшина И.А. поддержали заявленные требования, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении с учетом их уточнений. Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасова О.М. исковые требования М.А. не признала по основаниям указанным в решении Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 31 мая 2011 года <номер>. Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования М.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Материалами дела установлено, что 12 апреля 2011 года М.А. обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 31 мая 2011 года <номер> М.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - 30 лет за работу в городе, сельской местности и в поселках городского типа, имеется 23 года 6 месяцев 22 дня. Не засчитаны в специальный стаж следующие периоды работы М.А.: с 01.05.1986г. по 06.06.1992г. в должности старшей медицинской сестры я/сада Атемарского завода стройматериалов; с 06.06.1992г. по 30.09.1993г. в должности старшей медицинской сестры цеха №17 дет.сад Саранского завода «Резинотехника», так как наименование «ясли-сад» не соответствует Спискам и должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397. Кроме того, период с 01.01.1991г. по 06.06.1992 в расчетно-платежных ведомостях учреждения фамилия истицы не значится. Согласно статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Согласно записям в трудовой книжке, выпискам из приказов от 01 мая 1986 года <номер>, от 03 июля 1989 года <номер>, от 03 октября 1987 года <номер>, от 19 апреля 1991 года <номер>, с 01 мая 1986 года М.А. переведена в детский сад ясли мед.сестрой с оплатой согласно штатного расписания. С 03 по 27 июля 1989 года на время отпуска ст.мед.сестры д/сада М.А. её обязанности возложены на М.В. С 14 октября 1987 года на время болезни М.А. временно принята на работу ст.мед.сестрой в детский садик А.П. на 0,5 ставки. С 16 апреля 1991 года Ш.Н. принята на работу старшей мед.сестрой в ясли-сад №3 на 0,5 ставки с 16 апреля 1991 года на время декретного отпуска М.А. На основании выписок из приказов по Саранскому заводу «Резинотехника» от 20 января 1993 года <номер>, 03 июня 1993 года <номер>, от 30 декабря 1994 года <номер>, с 06 июня 1992 года М.А. принята в порядке перевода в цех <номер> работников детского сада старшей медсестрой. С 15 апреля 1993 года ей было разрешено приступить к работе. С 04 января 1994 года М.А. уволена по сокращению штатов. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», которое действовало с 1 ноября 1999 года. Периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в выслугу лет в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953) (пункт 3 Постановления № 1066). До 01 октября 1993 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в том числе Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953). Исходя из изложенного выше, и принимая во внимание правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Так, постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» было установлено, что пенсия за выслугу лет назначалась медицинским сестрам - всем независимо от наименования должности, детских яслей, детских садов, объединенных яслей-садов». В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 настоящее постановление не применяется на территории РФ с 1 октября 1993г. В Определении Конституционного Суда РФ от 20.11.2008г. № 868-0-0 указано, что «Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. № 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Ссылка в оспариваемом решении Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 31 мая 2011 года <номер> на то, что в период с 01.01.1991г. по 06.06.1992г. в расчетно-платежных ведомостях фамилии М.А. не значится (акт проверки от 08.04.2011г.) не состоятельна, так как истица в указанный период находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Полтора года ребенку исполнилось 14 декабря 1992 года, а приступила к работе с 15 апреля 1993 года. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должен быть включен в специальный стаж М.А. по следующим основаниям. Статьей 167 КЗоТ РСФСР, действующей в период предоставления М.А. отпуска по уходу за ребенком, предусматривалось, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнения в Кодекс законов о труде РСФСР» в названную статью 167 были внесены изменения, в соответствии с которыми период нахождения женщины в отпусках по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, поскольку отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет был предоставлен М.А. до внесения соответствующих изменений в закон, то он подлежит включению в специальный стаж в полном объеме в соответствии с законом, действовавшим на момент предоставления такого отпуска. Кроме того, согласно разъяснениям Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. №23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования М.А. о включении периодов её работы с 01.05.1986г. по 31.12.1990г. и с 14.06.1991г. по 05.06.1992г. в должности старшей медицинской сестры детского сада Атемарского завода стройматериалов; с 06.06.1992г. по 14.12.1992г., с 15.04.1993г. по 05.09.1993г., с 21.09.1993г. по 30.09.1993г. в должности старшей медицинской сестры детского сада цеха №17 Саранского завода «Резинотехника», за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы 06.09.1993г. по 20.09.1993г. и с 03.10.1993г. по 31.12.1993г., в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат удовлетворению, в связи с тем, что в оспариваемые периоды действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право назначения льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Кроме этого, работая в указанных должностях в вышеуказанных детских дошкольных учреждениях истица осуществляла именно лечебную и связанную с ней деятельность по охране здоровья детей, что имеет основополагающее значение для возникновения права на досрочную пенсию по этому основанию. Суд считает, что М.А. представлены необходимые доказательства, подтверждающие специальный стаж её работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, который на момент обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (12 апреля 2011 года) составил 30 лет 01 месяц 24 дня. Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия - (14 апреля 2011 года) М.А. имела необходимую продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В силу статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как следует из материалов дела, М.А. со всеми документами обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения 12 апреля 2011 года. Судом установлено, что на дату обращения она имела необходимый специальный стаж для досрочного назначения данного вида пенсии. Поэтому суд считает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить истице пенсию с 12 апреля 2011 года. Удовлетворяя требования М.А., суд считает необходимым в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском районе Республики Мордовия в её пользу сумму государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в размере 200 рублей. В соответствии с частями первой, второй статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ей основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования М.А. удовлетворить. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 31 мая 2011 года <номер> в части отказа М.А. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующих периодов: - с 01.05.1986г. по 06.06.1992г. в должности старшей медицинской сестры я/сада Атемарского завода стройматериалов; - с 06.06.1992г. по 30.09.1993г. в должности старшей медицинской сестры цеха №17 дет.сад Саранского завода «Резинотехника», признать незаконным и отменить. Включить М.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды: - с 01.05.1986г. по 31.12.1990г. и с 14.06.1991г. по 05.06.1992г. в должности старшей медицинской сестры детского сада Атемарского завода стройматериалов; - с 06.06.1992г. по 14.12.1992г., с 15.04.1993г. по 05.09.1993г., с 21.09.1993г.по 30.09.1993г. в должности старшей медицинской сестры детского сада цеха №17 Саранского завода «Резинотехника». Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить М.А. трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 12 апреля 2011 года. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу М.А. возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления, в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий Л.Н.Нуянзина