о признании действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и о прекращении таких действий



Дело №2-1124/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2011 года                                                                             с. Лямбирь

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Солдатова М.О.,

при секретаре Бахметовой Л.К.,

с участием в судебном заседании представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Елаева Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Юлдаш» о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей в части нарушения прав на качество и безопасность приобретаемых пищевых продуктов, качество и безопасность оказываемых услуг общественного питания, а также на получение необходимой и достоверной информации о продавце, товаре и его изготовителе, возложении обязанности прекратить указанные противоправные действия,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратилось в суд с иском к ООО «Юлдаш» о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей в части нарушения прав на качество и безопасность приобретаемых пищевых продуктов, качество и безопасность оказываемых услуг общественного питания, а также на получение необходимой и достоверной информации о продавце, товаре и его изготовителе, возложении обязанности прекратить указанные противоправные действия.

В обоснование исковых требований указывает, что в ходе проведенной плановой выездной проверки 25 апреля 2011 года Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия), установлено, что в кафе ООО «Юлдаш», расположенном по адресу: <адрес> нарушены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения.

Проведенной проверкой также выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений организации продовольственной торговли в магазине ООО «Юлдаш», расположенном по адресу: <адрес>.

Просит суд признать действия ООО «Юлдаш» в отношении неопределенного круга потребителей в части нарушения прав на качество и безопасность приобретаемых пищевых продуктов, качество и безопасность оказываемых услуг общественного питания, а также на получение необходимой и достоверной информации о продавце, товаре и его изготовителе противоправными; обязать ООО «Юлдаш» прекратить указанные противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части нарушения прав на качество и безопасность приобретаемых пищевых продуктов, качество и безопасность оказываемых услуг общественного питания, а также на получение необходимой и достоверной информации о продавце, товаре и его изготовителе; обязать ООО «Юлдаш» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок после вступления его в законную силу через средства массовой информации - газету «Известия Мордовия».

В судебном заседании представитель истца - Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Елаев Н.А. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - ООО «Юлдаш» в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что на основании распоряжения (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от 18 апреля 2011 года <номер> Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия поведена проверка в отношении ООО «Юлдаш».

Согласно пункта 1 статьи 17 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

Из протоколов об административном правонарушении от 16 мая 2011 года; приложения <номер> от 16 мая 2011 года к акту проверки <номер> по результатам мероприятий по контролю, заключения об угрозе жизни и здоровью населения от 27 апреля 2011 года заключения об угрозе жизни и здоровью населения при эксплуатации кафе ООО «Юлдаш» от 27 апреля 2011 года, протокола о временном запрете деятельности от 27 апреля 2011 года, приложения <номер> от 27 апреля 2011 года к акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя <номер>, акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя <номер> от 23 мая 2011 года усматривается, что в кафе ООО «Юлдаш», расположенном по адресу: <адрес> нарушены пункты 5.1., 5.2, 6.11, 6.14, 6.18, 6.21, 7.7, 7.8, 8.1, 8.19, 9.1, 14.1, 15.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г.

При организации работы на сырье не предусмотрены цеховое деление и поточность технологических процессов исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды.

Производственные цеха предприятия представлены одним помещением, где осуществляется обработка сырых (мясо, овощи, крупы) и готовых к употреблению (мясо вареное, колбасные изделия, овощи варенные, яйцо варенное, хлеб) пищевых продуктов.

Использованная посуда из обеденного зала в моечное отделение подается через производственный цех, здесь же (через одну входную дверь) осуществляется подача (реализация) готовых блюд в обеденный зал посетителям. Использованная посуда хранится на производственном столе вместе с чистыми столовыми приборами (ложки, вилки). Мытье и обработка сырья (мясо, овощи, крупы) проводится в моечном отделении, где моются столовая и кухонная посуда. Режим мытья столовой и кухонной посуды нарушен: стеклянная посуда моется в тазах в производственном цехе, кухонная посуда моется в одной из ванн для мытья столовой посуды. Инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств отсутствует.

Оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий с указанием времени изготовления продукта, его наименований, результатов органолептической оценки, включая оценку степени готовности, времени разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку не проводится, соответствующий журнал отсутствует. Установить время приготовления блюд и период (срок) их хранения не возможно.

Отсутствуют документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность на капусту в количестве 100 кг., картофель - 100 кг., лук репчатый - 50 кг., морковь - 50 кг.

Отсутствует программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Кроме того, выявлены нарушения обязательных требований статьи 10 закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", пунктов 9, 10, 12 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036, пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, в части не доведения до сведения потребителей в наглядной и доступной форме Правил оказания услуг общественного питания; не доведения до сведения потребителей информации в меню о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов) и составе: оформления ценников на реализуемые в баре продовольственные товары (безалкогольные напитки, соки, кондитерские изделия, табачные изделия) без указания наименования товара, его сорта, цены за единицу товара, даты оформления ценника, подписи материально-ответственного лица.

Из протоколов об административном правонарушении от 16 мая 2011 года, приложения <номер> от 16 мая 2011 года к акту проверки <номер> по результатам мероприятий по контролю, заключения об угрозе жизни и здоровью населения от 27 апреля 2011 года, протокола о временном запрете деятельности от 27 апреля 2011 года, протокола об административном правонарушении от 24 марта 2011 года, приложения <номер> от 27 апреля 2011 года к акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя <номер>, усматривается, что в магазине ООО         «Юлдаш», расположенном по адресу: <адрес> выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений организации продовольственной торговли.

Магазин не обеспечен холодной и горячей водой централизованного снабжения, вследствие чего соблюдение режима мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными правилами не представляется возможным. Отсутствует туалет для персонала. Территория магазина не благоустроена, отсутствует твердое покрытие, для сбора мусора не установлен контейнер, мусор сжигается на территории, прилегающей к магазину - обнаружены остатки сгоревших твердых бытовых отходов (куча золы, обгоревшего мусора и др., договор на вывоз мусора не представлен. Не представлены личные медицинские книжки с результатами медицинских обследований на продавцов М.Н., Я.В. Отсутствуют условия для раздельного хранения санитарной и домашней одежды: вся одежда висит на гвоздях, вбитых в стену складского помещения. Магазин не обеспечен весовым оборудованием в достаточном количестве: взвешивание сырой и готовой к употреблению продукции производится на одних торговых весах. Продажа сырых (рыба свежемороженая, овощи, яйцо) и готовых к употреблению продуктов (колбасные изделия, хлеб) осуществляется в одном отделе.

В продаже находились продукты (сухофрукты) без документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность товара, без этикеток (листков-вкладышей) с информацией, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в следующем ассортименте и количестве: чернослив - 1кг.200г, изюм - 5кг, финики - 4кг, курага - 1кг, урюк 4,5 кг.

Отсутствует программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий, что является нарушением частей 2, 5 статьи 15, части 1 статьи 22, части 1 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 32, статьи 34 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", части 1 статьи 5 Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; пунктов 2.7, 2.8, 3.1, 3.9, 8.4, 8.24, 10.5, 13.1, 13.4, 13.5 Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", пункта 2.6 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г.

Выявлены нарушения обязательных требований статьи 10 закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", пунктов 9, 11, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, пунктов 3, 4.3.9., 4.7, 4.10 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. N 401-ст) в части: не доведения до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правил продажи отдельных видов товаров; реализация товаров без информации о товаре и его изготовителе, а именно: <данные изъяты>.

На основании изложенного суд приходит к вывод, что выявленные нарушения представляют собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а также могут повлечь за собой возникновение массовых инфекционных заболеваний, а также отсутствие информации о товаре и его изготовителе не позволяют потребителю правильно выбрать товар, обладающий определёнными потребительскими свойствами в целях удовлетворения своих потребностей.

Выявленные нарушения касаются неопределенного круга лиц, а именно любых лиц, приобретающих продукцию ООО «Юлдаш».

Согласно Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В связи с чем, суд считает необходимым обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок после вступления его в законную силу через средства массовой информации. Вместе с тем, суд не усматривает законных оснований ограничивать Общество с ограниченной ответственностью «Юлдаш» строго определенным СМИ, как того просит заявитель.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия удовлетворить частично.

Признать действия ООО «Юлдаш» в отношении неопределенного круга потребителей в части нарушения прав на качество и безопасность приобретаемых пищевых продуктов, качество и безопасность оказываемых услуг общественного питания, а также на получение необходимой и достоверной информации о продавце, товаре и его изготовителе противоправными.

Обязать ООО «Юлдаш» прекратить указанные противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части нарушения прав на качество и безопасность приобретаемых пищевых продуктов, качество и безопасность оказываемых услуг общественного питания, а также на получение необходимой и достоверной информации о продавце, товаре и его изготовителе.

Обязать ООО «Юлдаш» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок после вступления его в законную силу через средства массовой информации.

В остальной части иска отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                              М.О.Солдатов