О признании недействительным договора дарения, записей регистрации и признании недостойным наследником. 26.07.2011 судебной коллегией по гражданским делам ВС РМ решение оставлено без изменения.



Дело № 2-247/2011                                                              27 мая 2011 года

                                                                           с.Лямбирь Республики Мордовия

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

                                       Именем Российской Федерации

                         Лямбирский районный суд Республики Мордовия

в лице судьи Голышева Б.А.,

при секретаре Домниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Юршева В.И. к Юршеву В.А., Администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании недействительным договора дарения, решения о предоставлении земельного участка, записей регистрации и признании недостойным наследником,

установил:

Юршев В.И. обратился в суд с иском к Юршеву В.А. о признании недействительным договора дарения, решения о предоставлении земельного участка, записей регистрации и признании недостойным наследником, указывая, что после смерти матери мать, умершей <дата>, и отца отец, умершего <дата>, открылось наследство, принадлежавшее родителям, в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. На момент смерти наследниками по закону являлись: он и три его брата: Юршев А.И., Юршев Г.И., Юршев Н.И.

После смерти отца каждый из братьев в установленном порядке принял наследство на основании выданного нотариусом свидетельства, зарегистрировав его в исполкоме Атемарского сельского Совета народных депутатов Лямбирского района Мордовской АССР.

Все принятое имущество было общим, в натуре раздела не производили. После смерти родителей в доме постоянно проживал только Юршев А.И., но остальные братья так же пользовались всем имуществом, производили ремонт, возводили новые постройки, проводили трубопровод, осуществляли газификацию и электрификацию, обрабатывали земельный участок, содержали домашний скот.

<дата> умирает Юршев А.И., 07 января 2011 года от Юршева В.А. - сына умершего брата стало известно, что весь дом и земельный участок, расположенный под домом, принадлежит ответчику на праве собственности, о чем имеется записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право перешло ему на основании договора дарения от <дата>, где в качестве дарителя выступал Юршев А.И.

Земельный участок площадью <данные изъяты> под домом предоставлялся решением исполкома Атемарского сельского Совета народных депутатов Лямбирского района МАССР № 29 от 28 июля 1992 года Юршеву А.И. для ведения личного подсобного хозяйства незаконно. Поскольку во время обращения в местный исполком с заявлением о предоставлении земельного участка Юршев А.И. скрыл информацию, о том, что дом фактически находится в собственности еще троих братьев, тем самым лишил их возможности получения (оформления) данного земельного участка соразмерно долям ими принятого имущества, то есть по 1/4.

На устные заявления Юршевых В.И., Г.И., Н.И. к Юршеву В.А. о решении вопроса по передаче причитающихся долей в имуществе мирным путем, последний пояснил, что такова была воля его отца - Юршева А.И. и делить имущество ни с кем не собирается.

Так как умерший брат признал право собственности на все имущество только за собой, то есть умышленно увеличив свою долю, тем самым лишив своих братьев законных долей, Юршев В.И. обратился в суд с данными требованиями.

Истец Юршев В.И., его представитель Гурьянов В.М., заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.

Ответчик Юршев В.А. требования не признал, пояснив, что Юршев И.Г. умер <дата>, а по действующему на тот момент Советскому законодательству земля не могла находиться в собственности граждан, соответственно и в наследственную массу не могла быть включена. Поэтому считает действия истца на притязание на земельный участок незаконными, поскольку в 1992 году Юршев А.И. воспользовался правом, предоставленным уже новыми Российскими законами, на получение земельного участка. Никаких препятствий у его отца на выделение ему земельного участка в собственность не было. Кроме того, при оформлении имущества в регистрационной службе, Юршев А.И. никаких подложных документов не предоставлял, никаких незаконных действий не совершал, что и подтвердила проводимая данной организацией правовая экспертиза. В связи с чем, просил в иске отказать.

Представитель ответчика - Администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия - её глава Шулепов С.А., в иске просил так же отказать, пояснив, что земля в 1992 году предоставлялась Юршеву А.И. на законных основаниях, поскольку после смерти родителей он единственный из братьев остался проживать в доме, под который и выделялась она.

Третье лицо Юршев Н.И. против удовлетворения исковых требований истца Юршева В.И. не возражал, суду пояснил, в доме, оставшемся после смерти родителей, постоянно проживал Юршев А.И. Мы считали, что родительский дом является общим имуществом всех братьев, и в нем живет тот, кому это нужно.

Третье лицо Юршев Г.И. в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил удовлетворить требования истца. В предыдущих судебных заседаниях пояснял, что в родительском доме проживал до 1989 года, в этот период построил баню, провел водопровод.

Представителя третьего лица - Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия - Сесоров А.В., просил решение вынести на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия в судебное заседание не явился, представили в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в котором просил и вынести решение на усмотрение суда.

Выслушав пояснения сторон, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.

После смерти <дата> отца открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Наследниками по закону являлись четыре сына: Юршевы А.И., Н.И., В.И., Г.И. Других наследников не было. Решив оформить наследство, трое из четырех братьев: Юршевы А.И., Н.И., В.И. обращаются к нотариусу для принятия наследства с письменными заявлениями от <дата>, <дата> и <дата> соответственно. В связи с чем, в 1990 году им выдаются свидетельства о праве на наследство по 1/4 доли. Юршев Г.И. воспользовался данным правом только в 2011 году.

Согласно п.п. 1.1, 3.4, 4.7 Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 г. № 380, постановлением Совета Министров СССР «О порядке государственного учета жилищного фонда» от 10 февраля 1985 г. № 136 установлено, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществлялся по единой для СССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.

Государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных помещений и общежитий.

Правовая регистрация жилищного фонда производится с целью установления права собственности (права оперативного управления) на жилые дома и учета его по разновидностям как в городских, так и в сельских поселениях.

Решение об оформлении права собственности на жилой дом (помещение) принимает исполком районного (городского, районного в городе) Совета народных депутатов.

На основании решения соответствующего исполкома Совета народных депутатов бюро технической инвентаризации вносит сведения о праве собственности на жилой дом (помещение) в реестровую книгу данного населенного пункта и проставляет на документе собственника регистрационную надпись по установленной форме.

Если на документе о праве собственности на дом нет места для регистрационной надписи, собственнику выдается регистрационное удостоверение, которое является неотъемлемой частью правоустанавливающего документа.

Истцом не представлено доказательств проведения данной процедуры регистрации. Соответственно не подтверждено право собственности на часть жилого жома.

Но в соответствии со статьей 546 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 11 июня 1964 года, действующего на момент оформления наследства, признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. В справке, данной исполкомом Атемарского Сельского Совета народных депутатов Лямбирского района МАССР, от 23 октября 1989 года подтверждается факт «завладения наследуемым имуществом сыновьями до истечения шестимесячного срока...».

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что все братья вступили в наследство и им принадлежит 1/4 доля дома родителей, поэтому признание права собственности на него в полном объеме за Юршевым А.И. является незаконным.

Из дубликата свидетельства на пожизненное наследуемое владение следует, что Юршеву А.И. решением исполкома Атемарского сельского Совета народных депутатов Лямбирского района МАССР № 29 от 28 июля 1992 года выделен земельный участок площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок по адресу: <адрес>.

В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 года «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» гражданам предусматривалась передача в частную собственность в городах, поселках и сельской местности земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства. Передача и закрепление земель в собственность было возложено на местные советы народных депутатов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 177 от 19 марта 1992 года была утверждена форма свидетельства о праве собственности на землю. На комитеты по земельной реформе была возложена обязанность проведения землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей свидетельств о праве собственности на землю.

Согласно пункту 14 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, передавались в собственность граждан бесплатно. На органы Комитета по земельной реформе была возложена обязанность по обеспечению в 1992 году выдачи документов на право собственности на земельный участок.

Решив воспользоваться данной вышеуказанными законами возможностью получения земельного участка в собственность, Юршев А.И. как лицо, проживающее по адресу: <адрес>, обратился в органы местной власти. В связи с чем, решением исполкома Атемарского сельского Совета народных депутатов Лямбирского района МАССР № 29 от 28 июля 1992 года земельный участок площадью <данные изъяты> был предоставлен Юршеву А.И. по месту жительства для ведения личного подсобного хозяйства. Факт проживания Юршева А.И. по этому адресу сторонами не оспаривается.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом Юршевым В.И. доказательств того, что решение исполкома Атемарского сельского Совета народных депутатов Лямбирского района МАССР № 29 от 28 июля 1992 в части предоставления земельного участка Юршеву А.И. в собственность является незаконным не представлено.

Суд считает, что Атемарский исполком, принимая решения о выделении земельного участка Юршеву А.И., действовал в соответствии с законодательством того периода.

Кроме того, Юршев А.И. произвел регистрацию права собственности на земельный участок в установленном законом порядке, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 Федерального закон от 21 июля 1997 № 122-ФЗ (ред. от 29 декабря 2010 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса, то есть до 30 октября 2001 года, Российской Федерации для ведения личного подсобного на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования осуществляется на основании акта о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

В целях соблюдения прав иных возможных собственников Юршев А.И. подал 12 ноября 2010 года объявление-сообщение в газету еженедельную районную газету Лямбирского района Республики Мордовия «Призыв» о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка. Возражений и каких-либо притязаний на земельный участок не поступило.

Таким образом, Юршеву А.И. на законных основаниях решением исполкома Атемарского сельского Совета народных депутатов Лямбирского района МАССР № 29 от 28 июля 1992 года земельный участок площадью 0.28 Га был предоставлен в собственность.

Пункт 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации понимает под недостойными наследниками граждан, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Недостойные наследники не наследуют имущество ни по закону, ни по завещанию.

Таким образом, для того, чтобы указанные лица не могли наследовать ни по закону, ни по завещанию, необходимо наличие следующих условий. Во-первых, их действия должны быть умышленными противоправными действиями. Если же они были лишь неосторожными, хотя бы и противоправными, то этого недостаточно для признания указанных лиц не имеющими права наследовать. Умышленное противоправное поведение недостойных наследников может выражаться не только в форме действия, но и в форме бездействия. Во-вторых, умышленное противоправное поведение может быть направлено не только против самого наследодателя, но и против кого-либо из его наследников. В-третьих, умышленное противоправное поведение может быть направлено на то, чтобы добиться призвания к наследованию каких-либо других лиц, но необязательно самого лица, поведение которого является таковым. В-четвертых, указанные обстоятельства, которые выражены в умышленном противоправном поведении недостойного наследника, должны быть подтверждены судом в порядке либо уголовного судопроизводства, либо гражданского судопроизводства.

В ходе судебного разбирательства судом были исследованы объяснения сторон, третьих лиц, представленные письменные доказательства, дана их надлежащая оценка. Суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании Юршева А.И. недостойным наследником.

Как установлено выше, признание права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в полном объеме за Юршевым А.И. является незаконным, то и соответственно отчуждение его путем дарения своему сыну произведено быть не могло.

Поэтому, в соответствии со статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части, суд считает возможным признать недействительным договор дарения жилого дома и земельного участка, заключенного <дата> между дарителем Юршевым А.И. и одаряемым Юршевым В.А. только в части дарения жилого дома. И применив последствия недействительной сделки, признать недействительной запись регистрации от <дата> <номер> о праве собственности на жилой одноэтажный дом площадью <данные изъяты>, инвентаризационный номер <номер>, кадастровый (условный номер) <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, и выданное на основании произведенной записи свидетельство <номер>

В силу пункта 1 статей 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

С учетом приведенной нормы процессуального права, пропорциональности удовлетворения требований, с ответчика следует взыскать в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины и услуги представителя, а с истца в пользу ответчика понесенные им расходы в суммах 10 000 руб.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                          решил:

Исковые требования Юршева В.И. к Юршеву В.А., Администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании недействительным договора дарения, решения о предоставлении земельного участка, записей регистрации и признании недостойным наследником удовлетворить частично:

- признать недействительным договор дарения жилого дома и земельного участка, заключенного <дата> между дарителем Юршевым А.И. и одаряемым Юршеву В.А. в части дарения жилого дома.

- признать недействительной запись регистрации, произведенной в Едином государственном реестре прав на недвижимое и имущество и сделок с ним <дата>, <номер> о праве собственности на жилой одноэтажный дом площадью <данные изъяты>, инвентаризационный номер <номер>, кадастровый (условный номер) <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, и выданное на основании произведенной записи свидетельство <номер>

В удовлетворении остальных требований отказать.

Взыскать с ответчика Юршева В.А. в пользу истца Юршева А.И. расходы по уплате государственной пошлины и услуги представителя в сумме 10 000 рублей.

Взыскать с истца Юршева А.И. в пользу ответчика Юршева В.А. судебные издержки в сумме 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.

Судья                                                                                                   Б.А. Голышев