об оспаривании бездействия администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия



Дело № 2-871/2011

с.Лямбирь Республика Мордовия 08 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛЯМБИРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

в лице судьи Голышева Б.А.,

при секретаре Минеевой Т.В.,

с участием заявителя помощника прокурора Назарова А.М.,

представителя органа, чье бездействие обжалуется, – администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесорова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Кудашкина В.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия,

установил:

Прокурор Лямбирского района Республики Мордовия Кудашкин В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного и возложении обязанности в поставке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в качестве бесхозяйной недвижимой вещи гидротехнического сооружения «Плотина «Серебрянка» (далее ГТС «Плотина «Серебрянка»), расположенного на реке Сухая Пензятка в двух километрах севернее с.Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия, в обоснование своих требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС), расположенных на территории района. В ходе проверки установлено, что на территории района расположено ГТС «Плотина «Серебрянка». Данное сооружение муниципальной собственностью не является, на балансе какой-либо организации не стоит и эксплуатируется оно при неудовлетворительном техническом состоянии. В случае аварии существует угроза затопления сел Суркино и Хаджы Лямбирского района Республики Мордовия. Однако каких-либо действенных мер по обеспечению безопасности ГТС со стороны органа местного самоуправления не следует.

В связи с изложенным, принимая во внимание бездействие администрации Лямбирского муниципального района, выразившееся в длительном непринятии мер по постановке на учет в органы государственной регистрации права в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - ГТС «Плотина «Серебрянка», прокурор обращается в интересах неопределенного круга лиц - жителей Лямбирского муниципального района с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования - Лямбирский муниципальный район незаконным и возложении обязанности в постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Постановка ГТС на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права в дальнейшем позволит включить данное сооружение в реестр муниципальной собственности, что в свою очередь обеспечит принятие собственником указанного ГТС всех мер, направленных на безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ от 21.07.1997, а также на предотвращение аварий и техногенных катастроф.

Кроме того, ввиду отсутствия собственника, эксплуатация ГТС может привести к аварии в период весеннего паводка, что в свою очередь может сопровождаться человеческими жертвами, причинением ущерба окружающей природной среде, значительным материальным потерям и нарушениям условий жизнедеятельности людей, а поскольку собственник отсутствует, взыскание ущерба будет существенным образом затруднено либо невозможно.

В судебном заседании помощник прокурора Назаров А.М. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесоров А.В. требования не признал, пояснив, что ГТС «Плотина «Серебрянка» расположена на территории Лямбирского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, следовательно и постановка на учет должна осуществляться Администрацией поселения. Поэтому в бездействиях Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия нет противоправности.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, надлежащим образом извещены.

Выслушав лиц, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям.

Актом прокурорской проверки от 23 июня 2011 года, проводимой помощником прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Назаровым А.М. с привлечением в качестве специалиста государственного инспектора отдала энергетического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского Управления Ростехнадзора Игнатьева В.Н., установлено, что на реке Сухая Пензятка в двух километрах севернее с.Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия расположено ГТС «Плотина «Серебрянка», которое состоит из плотины, водосборного сооружения, донного водовыпуска и демонтированной насосной станции. Общее состояние ГТС аварийное. Данное сооружение муниципальной собственностью не является, на балансе какой-либо организации не стоит. ГТС «Плотина «Серебрянка» расположена на реке Сухая Пензятка в двух километрах севернее с.Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия, что является территорией Лямбирского муниципального района, меры по постановке на учет данного сооружения в качестве бесхозяйного в органы государственной регистрации права администрацией муниципального образования - Лямбирский муниципальный район не принимались.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения представляют собой плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований:

- обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС;

- представление деклараций безопасности ГТС;

- государственный надзор за безопасностью ГТС;

- непрерывность эксплуатации ГТС;

- осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС;

- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС;

- ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.

Статья 9 указанного Закона возлагает на собственника ГТС и эксплуатирующую организацию следующие обязанности:

- обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше ГТС;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС;

- развивать системы контроля за состоянием ГТС;

- систематически анализировать причины снижения безопасности ГТС и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварий ГТС;

- обеспечивать проведение регулярных обследований ГТС;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий ГТС;

- организовывать эксплуатацию ГТС и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС;

- осуществлять по вопросам предупреждения аварий ГТС взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии ГТС федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности ГТС, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

- содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности ГТС в реализации его функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности ГТС;

- финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС.

Собственник ГТС или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность ГТС (в том числе возмещает ущерб, нанесенный в результате аварии ГТС) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации последствий аварий ГТС.

Таким образом, из существа Закона вытекает, что в связи с повышенной опасностью ГТС, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию.

Поскольку в настоящее время ГТС «Плотина «Серебрянка» муниципальной собственностью не является, на балансе какой-либо организации не стоит, данная недвижимость является бесхозяйной и подлежит постановке на учет в органах государственной регистрации органом местного самоуправления администрацией муниципального образования - Лямбирский муниципальный район в соответствии с Положением «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 года.

Согласно п. 4 Положения, на учет в органы государственной регистрации права принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственника, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В соответствии с п. 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду - это право граждан на благоприятные и безопасные условия жизни в здоровой окружающей природной среде, которое должно обеспечиваться, в том числе мерами по предупреждению аварий и катастроф.

В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о доказанности бездействия Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по постановке на учет недвижимого имущества ГТС «Плотина «Серебрянка» в качестве бесхозяйного.

Руководствуясь ст. ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Кудашкина В.А. удовлетворить.

Признать бездействие администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия с заявление о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения «Плотина «Серебрянка», расположенного на реке Сухая Пензятка в двух километрах севернее с.Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия, и мер по безопасному функционированию незаконным.

Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по подготовке документов необходимых для постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения «Плотина «Серебрянка», расположенного на реке Сухая Пензятка в двух километрах севернее с.Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия, и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия с заявлением о постановке на учет данного объекта.

Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия определить уполномоченное лицо для управления гидротехническим сооружением «Плотина «Серебрянка», расположенное на реке Сухая Пензятка в двух километрах севернее с.Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия, до перехода права собственности на указанный объект.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней с подачей жалобы через Лямбирский районный суд РМ.

Судья Б.А. Голышев.