РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЯМБИРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ в лице судьи Нуянзиной Л.Н., при секретаре Нефедовой Т.А., с участием истца К.Р.Р., представителя ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия юрисконсульта Управления по организационно-правовой работе и делопроизводству администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Мосиковой Р.Ш., действующей на основании доверенности №28 от 07.09.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску К.Р.Р. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения, установил: К.Р.Р. предъявил иск к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обеспечению его вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, в связи с чем, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанного законодательства после окончания обучения в образовательном учреждении не был обеспечен жильем. В этой связи просит обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обеспечить его вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека, по договору социального найма. В судебном заседании истец К.Р.Р. поддержал заявленные требования, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия юрисконсульт Управления по организационно-правовой работе и делопроизводству администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Мосикова Р.Ш. не оспаривая право К.Р.Р. на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с тем, что в настоящее время администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не имеет возможности предоставить жилое помещение К.Р.Р., так как свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет. Представитель третьего лица - Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, в заявлении, направленном по факсимильной связи от 01 ноября 2011 года №4926 первый заместитель Министра Каргина Т.Ф. просила рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя Министерства. Представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Мордовия Кулыгина В.М. в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя Министерства. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования К.Р.Р. подлежат удовлетворению. Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 07 апреля 1993 года К.Р.М. и П.А.И. были лишены родительских прав в отношении сына К.Р.Р. <дата> рождения. Из постановления главы администрации Лямбирского района Республики Мордовия от 22 апреля 1993 года №79 следует, что опекуном К.Р.Р. назначена его бабушка К.С.У., и жилого помещения за ним не закреплено. В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Семейного кодекса Российской Федерации попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет. Материалами дела установлено, что К.Р.Р. 18 мая 2010 года окончил Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саранский политехнический техникум» по профессии «наладчик технологического оборудования - четвертый разряд» с получением начального профессионального образования. Согласно записи военного билета <номер>, К.Р.Р. проходил военную службу по призыву с 23 мая 2010 года по 23 мая 2011 года в войсковой части <номер>. В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. При этом, достижение лицом 20-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Таким образом, право указанных лиц не ограничено возрастным пределом. На основании изложенного суд приходит к выводу, что К.Р.Р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика, что К.Р.Р. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет с 07 марта 2008 года. Указанное обстоятельство подтверждается справкой от 29 августа 2011 года, выданной председателем жилищной комиссии при Администрации Лямбирского муниципального района Курмакаевым Р.Ф. Из копий свидетельств о заключении брака и рождении следует, что К.Р.Р. с 30 апреля 2010 года состоит в браке с К.А.В.. (до брака П.). Имеют несовершеннолетнюю дочь К.К. <дата> года рождения. В соответствии со справкой от 10 ноября 2011 года, выданной филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, за К.Р.Р. объекты капитального строительства не учтены и сведений о сделках по отчуждению жилья за последние пять лет - нет. Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права (статья 40 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу пунктов 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 2 вышеуказанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 упомянутого закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не имеет возможности предоставить жилое помещение К.Р.Р. в связи с тем, что свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2007). Изложенная позиция также отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. № 85-В08-3. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, из положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм при условии, что они не имеют закрепленного жилого помещения. Не имеющими закрепленного жилого помещения признаются дети, которые не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей было утрачено, признано аварийным или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда, а также - если их место жительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях. Анализируя приведенные нормативные акты в их совокупности, суд приходит к выводу, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилой площадью лишь в том случае, если они не имеют закрепленного жилого помещения. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика, что К.Р.Р. не имеет закрепленного за ним жилого помещения. В этой связи суд приходит к выводу, что исковые требования К.Р.Р. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности обеспечить его вне очереди жилым помещением подлежат удовлетворению. Согласно статьи 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года №104-З «Об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метров. Удовлетворяя требования К.Р.Р., суд считает необходимым в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскать с администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в его пользу сумму государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в размере 200 рублей. Оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования К.Р.Р. удовлетворить. Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обеспечить К.Р.Р. жилым помещением площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма в срок до 01 апреля 2012 года. Взыскать с администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу К.Р.Р. возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления, в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий Л.Н. Нуянзина