Дело № 2-1495/2011г. 13 декабря 2011 года с.Лямбирь Республики Мордовия Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Лямбирский районный суд Республики Мордовия в лице судьи Зеленова О.А., при секретаре Торбиной С.В., с участием прокурора - помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Назарова А.М., соистца К.Н.Н., представителя ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесорова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Лямбирского района Республики Мордовия в интересах К.Н.Н. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, установил: Прокурор Лямбирского района Республики Мордовия, действуя в интересах К.Н.Н., обратился в суд с иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указывая, что К.Н.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в связи с чем, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильём не ниже установленных социальных норм, однако после окончания обучения в образовательном учреждении не был обеспечен жильем. В связи с этим просит обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обеспечить К.Н.Н. по месту его жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее 33 кв.м., соответствующим установленным социальным нормам. В судебном заседании помощник прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Назаров А.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил обязать ответчика обеспечить К.Н.Н. по месту его жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее 33 кв.м., соответствующим установленным социальным нормам. Соистец К.Н.Н. исковые требования прокурора Лямбирского района Республики Мордовия поддержал в полном объёме, пояснив, что его родители лишены родительских прав, и он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 году он окончил ФГОУ СПО «Саранский колледж электроники, экономики и права им. А.И.Полежаева». После окончания образовательного учреждения не был обеспечен внеочередным жильём. В настоящее время он женат, детей не имеет, какое - либо жильё за ним не закреплено, проживает с супругой в съёмной квартире в г.Саранске. Представитель ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесоров А.В., действующий на основании доверенности, не оспаривая право К.Н.Н. на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с тем, что в настоящее время администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не имеет возможности предоставить жилое помещение К.Н.Н., так как свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья не имеется. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Лямбирского района Республики Мордовия подлежат удовлетворению. Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 02 апреля 1997 года Б.М.В. была лишена родительских прав в отношении сына К.Н.Н. <дата> рождения. Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 октября 1997 года К.Н.А. был лишен родительских прав в отношении сына К.Н.Н. <дата> рождения. Из решения исполкома Большеелховского поселкового Совета народных депутатов Лямбирского района Республики Мордовия <номер> от 26 мая 1994 года следует, что опекуном К.Н.Н. назначена его бабушка Г.М.М. Из копии академической справки <номер> видно, что К.Н.Н. в 2006 году окончил Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саранский колледж электроники, экономики и права им. А.И.Полежаева» по специальности «техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники». Суд приходит к выводу, что К.Н.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которым в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены права на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика, что К.Н.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет с 04 марта 2008 года. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом № 90 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Лямбирского муниципального района от 04 марта 2008 года. Из акта проверки жилищных условий от 22 ноября 2011 года видно, что семья К.Н.Н. нуждается в улучшении жилищных условий. Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права (статья 40 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьёй 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу пунктов 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вышеуказанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Порядок обеспечения жильём детей указанной категории определен статьей 8 упомянутого закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не имеет возможности предоставить жилое помещение К.Н.Н. в связи с тем, что нет денежных средств на приобретение жилья. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2007 г.). Изложенная позиция также отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. № 85-В08-3. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, из положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм при условии, что они не имеют закрепленного жилого помещения. Не имеющими закрепленного жилого помещения признаются дети, которые не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей было утрачено, признано аварийным или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их место жительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях. Анализируя приведенные нормативные акты в их совокупности, суд приходит к выводу, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилой площадью лишь в том случае, если они не имеют закрепленного жилого помещения. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика, что К.Н.Н. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, поэтому суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Лямбирского района Республики Мордовия в интересах К.Н.Н. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению. Согласно статьи 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года №104-З «Об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метров. Оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования прокурора Лямбирского района Республики Мордовия в интересах К.Н.Н. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить: - обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обеспечить К.Н.Н. по месту его жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее 33 кв.м., соответствующим установленным социальным нормам. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней с подачей жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия. Судья О.А.Зеленов