о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным заключения межведомственной комисси



Дело № 2-1245/2011 г.                                         с.Лямбирь Республики Мордовия

                                                             

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Лямбирский районный суд Республики Мордовия

в лице судьи Мельниковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Нугаевой М.Я.,

         с участием истицы Зимнюковой А.П.,

представителя истицы Зимнюкова А.А.,

представителя ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Е.Е.,

представителя третьего лица - Федерального Государственного унитарного предприятия «Российский Государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ» по Республике Мордовия Папковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 декабря 2011 года

        гражданское дело по искуЗимнюковой А.П. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным заключения межведомственной комиссии и возложении обязанности по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны,

установил:

Зимнюкова А.П. предъявила иск к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения межведомственной комиссии,
и возложении обязанности по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны. В обоснование иска указывает, что является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Согласно сообщения ответчика № 2062 от 08.08.2011 г. ей отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку представленные ею документы, не подтверждают возникновение такого права. Считает отказ незаконным поскольку, она проживает в жилом помещении, процент износа которого составляет 65% и относится к числу ветхого жилья. Однако при составлении заключения, ответчиком был принят во внимание акт визуального осмотра обследования жилого помещения, физический износ которого составил 45%. Просит признать отказ в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать ответчика поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника ВОВ.

Истица Зимнюкова А.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель истицы Зимнюковой А.П. - Зимнюков А.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 23 сентября 2011 года требования доверителя поддержал по тем же основаниям. Пояснил, что его мать является вдовой участника Великой Отечественной войны. В соответствии с действующим законодательством имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Однако после рассмотрения заявления доверителя, приложенных к нему правоустанавливающих документов на жилое помещение, в том числе акта обследования технического состояния, составленного ГОУВПО «Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева», а также его визуального осмотра, жилое помещение решением межведомственной комиссии признано пригодным для проживания, в связи с чем ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает, что Межведомственной комиссией жилое помещение не было надлежащим образом оценено. Находит жилой дом непригодным для проживания, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Козырева Е.Е., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что Зимнюкова А.П. может быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при условии, если принадлежащий ей жилой дом будет признан непригодным для проживания. Однако при выезде на место, межведомственной комиссией был составлен акт обследования помещения и дано заключение, согласно которого физический износ по акту визуального обследования составил 43%.. Таким образом, оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется. В связи с этим, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, в удовлетворении исковых требований просит отказать. При этом, не отрицала, что администрация муниципального района Республики Мордовия была извещена о дне экспертного осмотра спорного жилого дома. Однако в силу ряда причин представитель администрации на экспертный осмотр не явился.

Представитель третьего лица - Федерального Государственного унитарного предприятия «Российский Государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ» по Республике Мордовия Папкова Т.А., действующая на основании доверенности от 26 декабря 2011 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что стаж её работы в должности начальника отдела по технической инвентаризации объектов капитального строительства составляет 5 лет. Поскольку по роду своей деятельности она является также членом межведомственной комиссии, в августа 2011 года она в составе комиссии выезжала в с.Лямбирь для обследования объекта недвижимости - жилого дома <адрес>. По результатам которого, был составлен акт визуального осмотра, согласно которого физический износ жилого дома составил 43% и дом был признан пригодным для проживания в нём. Считает, что при составлении акта сведения о техническом состоянии дома на момент его составления, то есть в августе 2011 г., были внесены достоверно. При этом пояснила, что специальными познаниями в сфере строительно-технической деятельности не обладает, поскольку специализированного учебного заведения не оканчивала. Согласна с тем, что при осмотре дома экспертом в декабре 2011 г., эксперт мог выявить такие несоответствия строительным нормам и правилам, как : промерзание и продуваемость стен, прогиб балок и настилов, разрушение пароизоляционного и утепляющего слоев, протечки и просветы, которые комиссия не могла выявить в летнее время.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения эксперта, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 3 статьи 15Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьями 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Зимнюкова А.П. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - Зимнюкова А.И., умершего <дата> и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются: копией свидетельства о заключении брака <номер>, справкой ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» от 19.05.2011 г. №4171, копией справки, выданной Отделом военного комиссариата Республики Мордовия по Ромодановскому и Лямбирскому районам от 19 мая №178, копией свидетельства о смерти Зимнюкова А.И.

Согласно акта обследования технического состояния, составленного Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева» от 20.07.2011 года, жилой дом <адрес> в с.Лямбирь Республики Мордовия непригоден для проживания в нем вследствие наличия выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в связи с физическим износом (65%) в процессе эксплуатации здания в целом и ухудшением его эксплуатационных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно акта обследования помещения от 09.08.2011 г. №4, расположенного по адресу: <адрес>, физический износ дома составил 43%. В акте обследования указано также, что фундамент дома имеет искривление горизонтальных линий цоколя, имеется неравномерная осадка стен, растрескивание древесины и деформация. В перекрытиях небольшие трещины, прогиб балок, у крыши нарушены крепления, имеется ржавчина, коррозия трубопроводов, разрушение отмостки.

Из заключения межведомственной комиссии от 09.08.2011 г. №4, принятого по результатам рассмотренных документов, а именно: акта визуального обследования объекта недвижимости, акта проверки жилищных условий, акта обследования технического состояния дома и правоустанавливающих документов на жилой дом, следует, что жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу пригоден для проживания, поскольку физический износ по акту визуального обследования составляет 43%.

Решением администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 08 августа 2011 года №2062, Зимнюковой А.П. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретения жилья, утвержденных Постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года № 335, поскольку представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" установлены соответствующие обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны. Указом постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

Данный Указ Президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета не всех участников Великой Отечественной войны, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Пунктом 33 поименованного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Как следует из заключения эксперта Автономной некоммерческой организации «Лаборатория судебных экспертиз» от <дата> №298, физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составил 63%. Указанный объект недвижимости не пригоден для проживания в соответствии с § 3 пункта 33 и пунктами 9-32 § 2 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», так как не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП).

Допрошенная в судебном заседании эксперт Митина Е.А. в суде пояснила, что ей было поручено производство по данному гражданскому делу судебной строительно-технической экспертизы. Экспертный осмотр был назначен на 30 ноября текущего года, о чем стороны извещены надлежащим образом. Однако представитель администрации Лямбирского муниципального района на экспертный осмотр не явился. В результате проведенного визуального осмотра и инструментальных измерений установлено, что строительные конструкции и системы инженерного оборудования жилого дома <адрес> имеют дефекты, вызванные несоответствием их несущей способности действующим эксплуатационным нагрузкам, а также деформации, обусловленные их несоответствием требованиям строительных норм и правил. При осмотре фундамента, стен и перегородок были обнаружены выпучивание и искривление цоколя, сквозные трещины в цоколе, осадка участков стен, деструкция бетона, следы коррозии бетона, повреждение венцов гнилью и трещинами на площади до 50%, нарушение конопатки, промерзание и продуваемость стен, щели и зазоры в местах сопряжения со смежными конструкциями, просадка стен, прогибы стропильных ног. При осмотре чердачного перекрытия обнаружено, что древесина поражена гнилью, наблюдается прогиб балок и настилов, разрушение пароизоляционного и утепляющего слоев. Кроме того, при осмотре дома обнаружено разрушение отмостки крыльца, отсутствие водоснабжения и канализации и другие ухудшения технических и связанных с ними эксплуатационных показателей объекта капитального строительства. Выявленные дефекты свидетельствуют о том, что дом непригоден для проживания.

В соответствии с частью 2 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Суд считает, что оснований не доверять заключению эксперта не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, эксперт имеет ученую степень кандидата технических наук, звание доцента и стаж работы по специальности 11 лет ( инженерно-строительное образование).

Представитель ответчика в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств, опровергающих доводы истицы.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства обозрены фотоснимки с изображением фрагментов деформаций и разрушений исследуемого объекта недвижимости. При этом, представитель третьего лица не отрицала, что из фотоснимков дома истицы усматриваются дефекты и нарушения строительных норм и правил (СНиП).

Исследовав представленные доказательства, суд считает установленным факт нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий, поскольку дом, в котором она проживает, не пригоден для проживания. Кроме того, истица относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, нуждается в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частями первой, второй статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В связи с изложенным, суд считает необходимым признать незаконным заключение межведомственной комиссии администрации Лямбирского муниципального района №4 от 09 марта 2011 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> пригодным для проживания.

Следовательно, подлежит признанию незаконным отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 08 августа 2011 года в постановке Зимнюковой А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия поставить Зимнюкову А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову Великой Отечественной войны на первоочередное получение жилья.

В соответствии с частью первой статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в частности, относятся издержки, признанные судом необходимыми.

Согласно заявления директора Автономной некоммерческой организации «Лаборатория судебных экспертиз» (АНО «ЛСЭ») стоимость судебной строительно-технической экспертизы составляет 10140 рублей.

Как видно из квитанции от 19 сентября 2011 года Зимнюковой А.П. за подачу искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 400 рублей.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу Автономной некоммерческой организации «Лаборатория судебных экспертиз» (АНО «ЛСЭ») стоимость судебной строительно-технической экспертизы в размере 10140 рублей, в пользу Зимнюковой А.П. расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 400 рублей

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

        Исковые требования Зимнюковой А.П. удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия № 4 от 09 марта 2011 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

<адрес> пригодным для проживания.

Признать незаконным отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 08 августа 2011 года в постановке Зимнюковой А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия поставить Зимнюкову А.П. дата рождения, проживающую по адресу: <адрес> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. на первоочередное получение жилья.

    Взыскать с администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу Автономной некоммерческой организации «Лаборатория судебных экспертиз» (АНО «ЛСЭ») стоимость судебной строительно-технической экспертизы в размере 10140 (десять тысяч сто сорок) рублей.

Взыскать с администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу Зимнюковой А.П. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                Н.Н.Мельникова.