Дело №2-101/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 февраля 2012 г. с. Лямбирь Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Солдатова М.О., при секретаре Торбиной С.В., с участием в судебном заседании истца - Ямбаева М.Ш., представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямбаева М.Ш. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и понуждении к назначению пенсии, установил: Ямбаев М.Ш. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и понуждении к назначению пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. 137-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В обоснование своих требований указывает, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №149399/2 от 23 декабря 2011 г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 25 лет работы за работу в сельской местности и поселках городского типа, имеется 22 года 10 месяцев 08 дней. Считает данное решение комиссии незаконным, противоречащим пенсионному законодательству. Просит суд признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №149399/2 от 23 декабря 2011 г. незаконным, отменить его, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды его работы в должности заведующего Т.Тавлинским ФАП с 01 сентября 1989 года по 30 ноября 1989 года, с 01 января 1990 года по 31 января 1990 года, с 04 июня 1990 года по 30 июня 1990 года и в должности фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ с 17 ноября 1990 года по 02 сентября 1991 года, с 17 сентября 1991 года по 23 марта 1992 года из расчета 1 год работы как 1 год 3 месяца стажа и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права на нее, то есть с <дата>. В судебное заседание истец Ямбаев М.Ш. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасова О.М. исковые требования не признала, считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Просит суд оставить исковые требования Ямбаева М.Ш. без удовлетворения. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Ямбаева М.Ш. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. 137-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу пункта 3 статьи 28 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. 15 декабря 2011 года истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №149399/2 от 23 декабря 2011 г. Ямбаеву М.Ш. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется не менее 25 лет работы в сельской местности и поселках городского типа, имеется 22 года 10 месяцев 08 дней. Не засчитаны в специальный стаж периоды его работы в должности заведующего Т.Тавлинским ФАП с 01 сентября 1989 года по 30 ноября 1989 года, с 01 января 1990 года по 31 января 1990 года, с 04 июня 1990 года по 30 июня 1990 года, так как наименование должности «заведующий» структурным подразделением не дополнено наименованием специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой, вменяется в круг его обязанностей, что предусмотрено Списками профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 и постановлениями Правительства Российской Федерации №1067 от 22.09.1999 г. и №781 от 29.10.2002 г.; в должности фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ с 17 ноября 1990 года по 02 сентября 1991 года, с 17 сентября 1991 года по 23 марта 1992 года, поскольку наименование структурного подразделения не соответствует Спискам должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 и постановлениями Правительства Российской Федерации №1067 от 22.09.1999 г. и №781 от 29.10.2002 г. Из штатных расписаний Лямбирской ЦРБ за 1990 - 1992 годы наименование структурного подразделения наркологическая служба не усматривается. Кроме того в специальный стаж не включены прочие отвлечения от основной работы - отсутствие начислений по заработной плате с 10 ноября 1987 года по 31 декабря 1987 года в период работы в Мордовской республиканской клинической больнице и с 24 марта 1992 года по 31 марта 1992 года - в Лямбирской ЦРБ; отпуска без содержания - с 20 июля 1989 года по 22 июля 1989 года, с 03 сентября 1991 года по 16 сентября 1991 года, с 19 июля 1993 года по 31 июля 1993 года, с 06 мая 1994 года по 31 мая 1994 года, с 12 октября 1994 года по 22 октября 1994 года - как непредусмотренный подпунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516. Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации не допустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый льготный стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1067 и от 29.10. 2002г. № 781, предусмотрена должность - заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра). В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа. При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы. Как видно из трудовой книжки серии <номер>, заполненной 07 апреля 1986 года Ямбаев М.Ш. с 22 марта 1989 года принят на должность исполняющего обязанности заведующего Тат. Тавлинским ФАП; с 17 ноября 1990 года переведен на должность фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ ; с 24 марта 1992 года переведен на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи Лямбирской ЦРБ. Согласно архивной справки №894 от 02 ноября 2010 года, выданной Муниципальным учреждением Лямбирского района «Объединенный межведомственный архив документов по личному составу» на основании приказа №60 от 20 марта 1989 года истец принят на должность и.о. заведующего Тат. Тавлинским ФАП с 22 марта 1989 года, назначен на должность заведующего аптечным пунктом Т.Тавлинского ФАП с 22 марта 1989 года, ему разрешено совместительство 0,5 ставки акушерки на время отсутствия акушерки И.К.Н.; на основании приказа №169 от 18 июля 1989 года фельдшеру Тат. Тавлинского ФАП Ямбаеву М.Ш. предоставлен отпуск без сохранения з/п с 20 по 22 июля 1989 года; на основании приказа №206 от 01 декабря 1989 года фельдшеру Т.Тавлинской ФАП Ямбаеву М.Ш. предоставлено совместительство 0,5 ставки акушерки с 01 декабря 1989 года; на основании приказа №19 «а» от 07 марта 1990 года на время специализации за зав. Т.Тавлинским ФАП Ямбаевым М.Ш. сохранено совместительство с 12 марта 1990 года по 08 мая 1990 года; на основании приказа №46 от 15 мая 1990 года зав. Тат.Тавлинским ФАП Ямбаеву М.Ш. предоставлен отпуск за 1990 год с 04 июня по 30 июня 1990 года на 24 дня; на основании приказа №116 от 17 ноября 1990 года фельдшер Т.Тавлинского ФАП Ямбаев М.Ш. переведен на должность фельдшера наркологической службы Лямбирского ГАИ; на основании приказа №19 от 24 марта 1992 года фельдшер выездной наркологической лаборатории при Лямбирской ГАИ Ямбаев М.Ш. переведен на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи с 24 марта 1992 года. Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд считает, что в периоды с 01 сентября 1989 года по 30 ноября 1989 года, с 01 января 1990 года по 31 января 1990 года, с 04 июня 1990 года по 30 июня 1990 года истец, являясь заведующим ФАПом, исполнял обязанности фельдшера, что подтверждается выпиской из приказа №169 от 18 июля 1989 года, согласно которого фельдшеру Тат. Тавлинского ФАП Ямбаеву М.Ш. предоставлен отпуск без сохранения з/п с 20 по 22 июля 1989 года, выпиской из приказа №206 от 01 декабря 1989 года согласно которого фельдшеру Т.Тавлинской ФАП Ямбаеву М.Ш. предоставлено совместительство 0,5 ставки акушерки с 01 декабря 1989 года. При этом различное написание наименования должности истца - в одних документах «заведующий», в других «фельдшер», по мнению суда, вызвано небрежностью соответствующих должностных лиц и не может служить основанием для исключения вышеуказанных периодов из специального стажа истца Ямбаева М.Ш. Указанные периоды его работы, как осуществлявшиеся в сельской местности, должны быть засчитаны в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с применением льготного порядка его исчисления, а именно 1 год работы как 1 год и 3 месяца стажа. Разделом «наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года за № 781 предусмотрены должности: «фельдшера, медицинской сестры, медицинской сестры процедурной», а пунктами 1 и 16 раздела «наименование учреждении» - больницы всех наименовании и станции скорой медицинской помощи. Из трудовой книжки Ямбаева М.Ш. усматривается, что истец с 17 ноября 1990 года переведен на должность фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ; с 24 марта 1992 года переведен на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи Лямбирской ЦРБ. Указанные обстоятельства также подтверждаются имеющимися в деле архивной справкой №894 от 02 ноября 2010 года, выданной Муниципальным учреждением Лямбирского района «Объединенный межведомственный архив документов по личному составу», справкой уточняющей характер работы №138 от 15 декабря 2011 года, выданной МУЗ «Лямбирская районная центральная больница». Согласно статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации существенным условием трудового договора является место работы с указанием структурного подразделения. Кроме того, в постановлении Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10. 2002 года не содержится указания на то, что наличие наименования структурного подразделения является основанием для отказа в назначении пенсии. Суд также считает, что отсутствие в Списке должностей наименования «фельдшер наркологической службы», отсутствие в штате Лямбирской ЦРБ наименования структурного подразделения «наркологическая служба» не является основанием для невключения указанных периодов работы Ямбаева М.Ш. с 17 ноября 1190 года по 02 сентября 1991 года, с 17 сентября 1991 года по 23 марта 1992 года в стаж работы, дающей право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, поскольку фактически истец как фельдшер выполнял лечебную работу на конкретном месте - кабинете, отделении, службе. Наименование должности по мнению суда указывает на его работу, конкретизирует рабочее место и круг обязанностей выполняемых истцом в лечебном учреждении. Кроме того, из представленной в судебное заседание архивной справки №71 от 25 января 2012 года, выданной Муниципальным учреждением Лямбирского района «Объединенный межведомственный архив документов по личному составу» усматривается, что истец в спорные периоды состоял в трудовых отношениях с Лямбирской ЦРБ, поскольку получал заработную плату с ноября 1990 года по март 1992 года в указанном учреждении. Указанные периоды его работы, как осуществлявшиеся в сельской местности, должны быть засчитаны в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с применением льготного порядка его исчисления, а именно 1 год работы как 1 год и 3 месяца стажа. Иных возражений относительно исковых требований Ямбаева М.Ш. со стороны ответчика при рассмотрении дела не заявлялось. Исходя из изложенного, суд считает решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №149399/2 от 23 декабря 2011 г. незаконным и подлежащим отмене. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить Ямбаеву М.Ш. в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца стажа периоды его работы в должности заведующего Т.Тавлинским ФАП с 01 сентября 1989 года по 30 ноября 1989 года, с 01 января 1990 года по 31 января 1990 года, с 04 июня 1990 года по 30 июня 1990 года и в должности фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ с 17 ноября 1990 года по 02 сентября 1991 года, с 17 сентября 1991 года по 23 марта 1992 года. Согласно справки №349 от 23 января 2012 г., выданной Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия, специальный стаж истца на момент обращения с заявлением в пенсионный орган с учетом оспариваемых периодов составит 25 лет. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Исходя из того, что в назначении пенсии истцу было отказано незаконно в связи с неправильным подсчетом его специального стажа работы, право на пенсию на <дата> Ямбаев М.Ш. имел, суд считает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ему пенсию со дня возникновения права на нее, то есть с <дата> по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. 137-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Ямбаева М.Ш. в возврат государственной пошлины 200 рублей. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Ямбаева М.Ш. удовлетворить. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №149399/2 от 23 декабря 2011 г. об отказе Ямбаеву М.Ш. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения признать незаконным и отменить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж Ямбаеву М.Ш. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. 137-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды его работы в должности заведующего Т.Тавлинским ФАП с 01 сентября 1989 года по 30 ноября 1989 года, с 01 января 1990 года по 31 января 1990 года, с 04 июня 1990 года по 30 июня 1990 года и в должности фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ с 17 ноября 1990 года по 02 сентября 1991 года, с 17 сентября 1991 года по 23 марта 1992 года из расчета 1 год работы как 1 год 3 месяца стажа. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Ямбаеву М.Ш. досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. 137-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <дата>. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Ямбаева М.Ш. в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий М.О. Солдатов