о возложении обязанности выполнить мероприятия по пожарной безопасности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, направленные на устранение обятоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан. Не вступило в законную силу.



Дело №2-651/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2012 года                                                                                       с. Лямбирь

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Солдатова М.О.,

при секретаре Бахметовой Л.К.,

с участием в судебном заседании помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Назарова А.М., представителя ответчика межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» - Сорокиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лямбирского района Республики Мордовия к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» о возложении обязанности выполнить мероприятия по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность жизни и здоровью граждан,

установил:

Прокурор Лямбирского района Республики Мордовия обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» о возложении обязанности выполнить мероприятия по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан.

В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой Лямбирского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский». В нарушение требований статьи 23 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пунктов 11, 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 г. N 1115/475 в ИВС отсутствуют душевая и дезинфекционная камера. Вопреки требованиям пункта 5 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пункта 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 в ИВС не созданы условия для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, а именно отсутствует специально оборудованное для этих целей помещение.

В связи с чем, просит суд обязать межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» произвести в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ММО МВД Российской Федерации «Лямбирский» следующие мероприятия: оборудовать изолятор временного содержания душевой и дезинфекционной камерой в соответствии с пунктами 11 и 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 г. N 1115/475; оборудовать специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующих переговорам и визуальному общению в соответствии с пунктом 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950.

В судебном заседании помощник прокурора Лямбирского района Республики Мордовия - Назаров А.М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» Сорокина О.Н. исковые требования прокурора Лямбирского района Республики Мордовия не признала, просил в иске отказать.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Лямбирского района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании из пояснений сторон, акта проверки соблюдения требований законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в ИВС ПО ММО МВД РФ «Лямбирский» от 22 мая 2012 года установлено, что в ИВС отсутствуют душевая и дезинфекционная камера, также не созданы условия для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, а именно отсутствует специально оборудованное для этих целей помещение.

В соответствии со статьями 22, 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 прокуратура осуществляет надзор за соответствием Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, в том числе неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор руководствуется тем, что допускаемые ответчиком нарушения требований гигиены и санитарии при содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей ставят под угрозу жизнь и здоровье, нарушают законные права и интересы лиц содержащихся под стражей, гарантированные Конституцией Российской Федерации. В связи с чем, суд приходит к выводу, что у прокурора имеются основания для обращения в суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением, в том числе государственными органами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

При этом, в соответствии со статьей 24 указанного закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Суд считает, что указанные представителем ответчика обстоятельства о том, что в настоящее время ММО МВД России «Лямбирский» разрабатывается проект нормативно-правового акта, в соответствии с которым лица, содержащиеся в ИВС ММО МВД России «Лямбирский» будут конвоироваться для санобработки в ИВС УМВД России по го Саранск Республики Мордовия, а равно и распоряжение №6/1725 от 08 июня 2012 года, не являются достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на ответчика оборудовать изолятор временного содержания душевой и дезинфекционной камерой. К указанным выводом суд приходит исходя из следующего.

В силу пунктов 11 и 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 г. N 1115/475 все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней. Лица, пораженные контагиозными кожными (в том числе чесоткой), гнойничковыми и грибковыми заболеваниями моются отдельно от остальных и в последнюю очередь. Все находившиеся в контакте с ними лица осматриваются медицинским работником ИВС и направляются на дополнительную санитарную обработку. Одежда и постельные принадлежности этих лиц подвергаются камерной обработке, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции), а нательное и постельное белье - дополнительно кипячению и стирке. Подозреваемые и обвиняемые, у которых при осмотре выявлен педикулез, подвергаются санитарной обработке в санпропускнике с применением противопедикулезных препаратов.

Как установлено пунктом 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. N 950 в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

Таким образом, из анализа положений вышеуказанных норм, следует, что подозреваемые и обвиняемые при отсутствии санпропускника ИВС проходят санитарную обработку в санпропускнике (бане) общего пользования, расположенного в пределах населенного пункта, в котором находится ИВС. В судебном заседании установлено, что изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых ММО МВД РФ «Лямбирский» расположен по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Лямбирь, ул.Ленина, д.1. В этой связи лица, содержащиеся в ИВС должны проходить санитарную обработку в санпропускнике, расположенном на территории села Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия.

Как следует из пункта 5 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидания с родственниками и иными лицами.

В соответствии с пунктом 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.

В нарушение указанных правовых норм в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ММО МВД РФ «Лямбирский» не созданы условия для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, а именно отсутствует специально оборудованное для этих целей помещение.

Доводы представителя ответчика о том, что исходя из сложившейся практики за последние три года в ИВС ММО МВД России «Лямбирский» ни одного письменного разрешения на свидание не было предоставлено, в связи с чем нет необходимости в оборудовании ИВС специальным помещением для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, суд считает несостоятельными.

Кроме того, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что поскольку финансирование изолятора временного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, ММО МВД России «Лямбирский» является ненадлежащим ответчиком по делу по следующим основаниям.

Из Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский», утвержденного начальником полиции ММО МВД России «Лямбирский» 01 марта 2012 года следует, что ИВС подозреваемых и обвиняемых является структурным подразделением межмуниципального отдела МВД Российской Федерации «Лямбирский».

Как установлено Положением о Межмуниципальном отделе МВД РФ «Лямбирский», утвержденным приказом МВД по Республики Мордовия №259 от 04 августа 2011 года, ММО МВД России «Лямбирский» является территориальным органом МВД России на районном уровне и входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации; является юридическим лицом и выступает в качестве истца и ответчика в суде; является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводам о том, что межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

Исследованные обстоятельства свидетельствуют о том, что допущеныеответчиком нарушения требований гигиены и санитарии при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС ставит под угрозу их жизнь и здоровье, нарушают права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, учитывая право неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, в том числе при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, суд считает, что иск прокурора Лямбирского района Республики Мордовия к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» о возложении обязанности выполнить мероприятия по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, подлежит удовлетворению.

Оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных прокурором требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Лямбирского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» произвести в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ММО МВД Российской Федерации «Лямбирский» следующие мероприятия: оборудовать изолятор временного содержания душевой и дезинфекционной камерой в соответствии с пунктами 11 и 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 г. N 1115/475; оборудовать специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующих переговорам и визуальному общению в соответствии с пунктом 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий                                                                   М.О.Солдатов