о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Не вступило в законную силу.



Дело №2-844/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2012 г.                             с. Лямбирь

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Солдатова М.О.,

при секретаре Бахметовой Л.К.,

с участием в судебном заседании истца Спицына О.П., представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спицына О.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периода работы и понуждении к назначению пенсии,

установил:

Спицын О.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периода работы и понуждении к назначению пенсии.

В обоснование своих требований указывает, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №224436/1 от 21 мая 2012 г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Считает данное решение комиссии незаконным, противоречащим пенсионному законодательству.

Просит суд признать решение №224436/1 от 21 мая 2012 г. незаконным и отменить, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда период службы в армии с 19 октября 1980 года по 27 сентября 1983 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости за работу в особых условиях труда с 12 мая 2012 г.

В судебном заседании истец Спицын О.П. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просит их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасова О.М. исковые требования не признала, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Спицына О.П. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

12 мая 2012 г. истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №224436/1 от 21 мая 2012 года Спицыну О.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Требуется не менее 10 лет, имеется - 8 лет 0 месяцев 14 дней. Не засчитан в специальный стаж период службы в армии с 19 октября 1980 года по 27 сентября 1983 года, поскольку Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривают включение периодов военной службы в советской армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также Списком производств, цехов, профессий и должностей дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены. Вместе с тем, по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статьи 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно с части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации не допустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый льготный стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Из исследованных в судебном заседании справки, выданной Производственным объединением ГАЗ Саранский литейный завод «Центролит» в 1991 году, архивных справок №С-918, С-320, С-323, С-322от 25 апреля 2012 года, выданных Государственным казенным архивным учреждением «Государственный архив документов по личному составу Республики Мордовия», личной карточки, трудовой книжки серии АТ-II №1216019, заполненной 06 августа 1980 года на Спицына О.П., военного билета серии НП №6898605, выданного Лямбирским районным военным комиссариатом Республики Мордовия 19 октября 1980 года установлено, что в периоды с 05 августа 1980 года по 13 октября 1980 года, с 13 марта 1984 года по 29 ноября 1986 года истец работал в качестве заливщика металла 4 разряда литейного цеха №3 Саранского литейного завода «Центролит»; в период с 30 ноября 1986 года по 08 декабря 1989 года в должности мастера плавильного участка литейного цеха №3 Саранского литейного завода «Центролит»; в периоды с 09 декабря 1989 года по 31 января 1991 года и с 04 февраля 1991 года по 20 января 1992 года в качестве «вагранщика» 4 разряда литейного цеха №3 Саранского литейного завода «Центролит»; в период с 19 октября 1980 года по 27 сентября 1983 года проходил военную службу по призыву.

Ответчик полагает, что служба Спицына О.П. в Вооруженных Силах СССР в период с 19 октября 1980 года по 27 сентября 1983 года не подлежит включению в специальный стаж.

Суд учитывает, что в период указанной службы действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».

В соответствии со статьей 9 данного Закона СССР на льготных условиях имели право на пенсию по старости рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины по достижении 50 лет при стаже работы не менее 20 лет, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях.

В соответствии со статьей 60 того же Закона СССР Совету Министров СССР поручалось издать Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.

В соответствии с пунктами 16, 91, 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Как установлено исследованными в судебном заседании материалами дела Спицын О.П. непосредственно до службы в Вооруженных Силах СССР работал в качестве заливщика металла 4 разряда литейного цеха №3 Саранского литейного завода «Центролит», а сразу после службы в Вооруженных Силах СССР с 13 марта 1984 года по 29 ноября 1986 года работал также в качестве заливщика металла 4 разряда литейного цеха №3 Саранского литейного завода «Центролит»; в период с 30 ноября 1986 года по 08 декабря 1989 года в должности мастера плавильного участка литейного цеха №3 Саранского литейного завода «Центролит»; в периоды с 09 декабря 1989 года по 31 января 1991 года и с 04 февраля 1991 года по 20 января 1992 года в качестве «вагранщика» 4 разряда литейного цеха №3 Саранского литейного завода «Центролит». При этом работа Спицына О.П. в указанных должностях зачтена ответчиком в специальный стаж работы.

20 ноября 1990 года принят Закон РФ № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

При этом в данном Разъяснении указано, что изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период службы Спицына О.П. в Вооруженных Силах СССР с 19 октября 1980 года по 27 сентября 1983 года подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку это соответствует нормам действовавшего на этот период законодательства.

Иное толкование противоречило бы положениям статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации, предполагающим правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 г. N 320-О.

Кроме того, и до периода службы по призыву, и после нее истец работал по специальности, дающей ему право по Списку N 1 на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

Как видно из справки №2888 от 24 июля 2012 г., выданной Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия, специальный стаж истца на день подачи индивидуальных сведений, т.е. на 12 мая 2012 г. с учетом оспариваемого периода составит 10 лет 11 месяцев 23 дня.

На основании изложенного, суд считает необходимым решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №224436/1 от 21 мая 2012 г. об отказе Спицыну О.П. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж Спицына О.П. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда период службы в армии с 19 октября 1980 года по 27 сентября 1983 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Исходя из того, что в назначении пенсии истцу было отказано незаконно в связи с неправильным подсчетом его специального стажа работы, право на пенсию на момент обращения за ней Спицын О.П. имел, суд считает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ему пенсию с 12 мая 2012 г. по нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

На основании статьи 98 ГПК Российской Федерации следует взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Спицына О.П. в возврат государственной пошлины 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Спицына О.П. удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №224436/1 от 21 мая 2012 г. об отказе Спицыну О.П. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж Спицына О.П. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда по нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период службы в армии с 19 октября 1980 года по 27 сентября 1983 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Спицыну О.П. досрочную трудовую пенсию по старости с 12 мая 2012 года по нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Спицына О.П. в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий                                                      М.О. Солдатов

Решение изготовлено в окончательной форме 27 июля 2012 года

Судья               М.О. Солдатов