Дело № 2-1665/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2010 г. с. Лямбирь
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Солдатова М.О.,
при секретаре Бахметовой Л.К.,
с участием в судебном заседании истца Мясаутова И.С., его представителей - адвоката Макаровой Г.Н., представившей удостоверение №319 и ордер №198 от 08 декабря 2010 года, выданный Коллегией адвокатов «Фемида» АП РМ и Мясоутовой Г.Т., ответчицы Алукаевой С.И. и ее представителя Попковой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мясаутова Исхака Саяфовича к Алукаевой Сярвяр Имяжетдиновне о сносе жило дома и бани,
установил:
Мясаутов И.С. обратился в суд с иском к Алукаевой С.И. о сносе жилого дома и бани, расположенных по адресу: <адрес>.
В обосновании заявленных требований указывает, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В непосредственной близости от его дома, ответчица самовольно возвела жилой дом и баню с нарушением строительных норм и правил и правил пожарной безопасности. Указанными действиями ответчицы нарушаются его законные права как собственника жилого дома. Просит обязать Алукаеву С.И. снести жилой дом и баню, расположенные по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в иске, пояснив, что жилой дом и баня, построенные ответчицей в непосредственной близости от его дома создают угрозу возгорания строений, расположенных на принадлежащем ему земельном участке.
Представители истца - адвокат Макарова Г.Н. и Мясоутова Г.Т. исковые требования Мясаутова И.С. поддержали по основаниям изложенным в иске, пояснив, что возведенные ответчицей с нарушением строительных норм и правил и правил пожарной безопасности строения создают реальную угрозу для домовладения истца в случае возникновения пожара.
Ответчица Алукаева С.И. и ее представитель - Попкова Н.Н. исковые требования не признали, пояснив, что спорные строения не нарушают права и законные интересы истца и не создают угрозу его жизни и здоровью.
Представитель третьего лица - администрации Татарско-Тавлинского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, в заявлении от 22 ноября 2010 года Глава администрации сельского поселения просил рассмотреть дело в отсутствии их представителей, указав, что не возражает против принятия решения на усмотрение суда.
Выслушав пояснения сторон, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Мясаутову И.С.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права №, Алукаевой С.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 3384 кв.м. с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>. В качестве документа-основания указано свидетельство о праве на наследство по завещанию от 06 июля 2005 года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Из технического паспорта, составленного по состоянию на 09 ноября 2010 года, видно, что по адресу: <адрес>, находится жилой дом общей площадью 75,2 кв.м., в том числе жилой 56,0 кв.м., год постройки дома - 2005. В качестве вспомогательного строения среди прочих, указана баня общей площадью 24,1 кв.м. Сведения о правообладателях отсутствуют.
Как видно из экспертного заключения ЦГЭ № от 26 ноября 2010 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям СанПиН 2.1.2 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Размещение земельного участка соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В соответствии с заключением отделения государственного пожарного надзора Лямбирского района Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия №620 от 29 октября 2010 года жилой дом и баня, расположенные по вышеуказанному адресу соответствуют требованиям и нормам пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В судебном заседании из представленных ответчицей документов установлено, что постройка жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, вместе с тем на его создание не были получены необходимые разрешения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является самовольной постройкой.
Из пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Поскольку в судебном заседании установлено, что баня является строением вспомогательного характера, предназначенным для обслуживания основного здания разрешения на ее строительство не требуется.
На основании изложенного, учитывая, что постройка бани, расположенной по адресу: <адрес> осуществлена на принадлежащем Алукаевой С.И. земельном участке с учетом разрешенного использования, без существенного нарушения градостроительных и строительных норм суд приходит к выводу, что указанный объект капитального строительства не является самовольной постройкой.
В соответствии с частью 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из смысла указанных положений следует, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Пунктом 2.12 (примечания) СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» установлено, что в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.
Согласно пункту 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» до границ соседнего приквартирного участка санитарно-бытовым условиям должно быть не менее: от усадебного однодвухквартирного и блокированного дома - 3 метра; от других построек, в том числе бани - 1 метр.
Из акта экспертного исследования Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз о соответствии расстояния между жилыми домами, расположенными по адресу: <адрес> и бани, расположенной на земельном участке строительным нормам и правилам, правилам пожарной безопасности №127/01 от 18 октября 2010 года следует, что жилой <адрес>, расположен на расстояние 4,87 м. от жилого <адрес> не соответствует санитарно-бытовым требованиям СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». Баня, расположенная на расстоянии 0,65 м также не соответствует требованиям СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». Жилой <адрес> должен отстоять от жилого <адрес> в соответствии с противопожарными требованиями на расстоянии 15 м. Требования пожарной безопасности при размещении Алукаевой С.И. и Мясаутовым И.С. построек на данных земельных участках не соблюдены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при возведении Алукаевой С.И. объектов капитального строительства - жилого дома и бани были нарушены строительные нормы и правила и правила пожарной безопасности.
Однако из указанного акта экспертного исследования, усматривается, что расстояние от жилого <адрес> до забора (границы между домовладениями) равно 2,25 м., а расстояние от бани, расположенной на земельном участке, принадлежащем Алукаевой С.И. равно 0,65 м. Таким образом допущенные нарушения, исходя из равенства прав сторон, при возведении жилого дома составляют 0,75 м, при возведении бани - 0,35 м.
Исходя из изложенного, суд считает допущенные ответчицей при возведении спорных строений нарушения строительных норм и правил, а также правил пожарной безопасности несущественными и не несущими угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы истца о том, что возведенные ответчицей с нарушением строительных норм и правил и правил пожарной безопасности строения создают реальную угрозу для его домовладения в случае возникновения пожара суд считает несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что дополнительную угрозу жизни и здоровью граждан, в частности семье Мясаутова И.С., сохранение указанных построек не создаёт. Вместе с тем снос жилого дома Алукаевой С.И. в значительной степени нарушит установленные статьей 40 Конституции Российской Федерации права ответчицы на жилище.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Между тем истцом суду не представлено доказательств того, что сохранение построек нарушают его права и охраняемые законом интересы, либо создают угрозу его жизни и здоровью и что устранение данной угрозы возможно только посредством сноса соответствующих строений.
Исходя из изложенного, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований истца о сносе жилого дома и бани, расположенных по адресу: <адрес>.
Оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Мясаутову Исхаку Саяфовичу в иске к Алукаевой Сярвяр Имяжетдиновне о сносе жилого дома и бани, расположенных по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме в Верховный суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий М.О. Солдатов