Лузский районный суд Кировской области в составе: председательствующей судьи Смирновой Н.Ю., при секретаре Субботиной Н.Ю., с участием представителя заявителя Костюниной Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Костюниной А.И. об оспаривании решения администрации Лальского городского поселения о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Костюнина А.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Лальского городского поселения о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование указывает, что проживает в <адрес>, расположенной в <адрес> пгт. <адрес>. Данная квартира была обследована межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ и признана непригодной для постоянного проживания. Администрация Лальского городского поселения распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ приняла ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, ДД.ММ.ГГГГ администрация Лальского городского поселения сняла ее с учета, сославшись на акт проверки государственной жилищной инспекции. Снятие с учета считает незаконным, поскольку не имеет жилья, пригодного для проживания, является вдовой участника Великой Отечественной войны, по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе. Представитель заявителя Костюнина Г.Н. в судебном заседании поддерживает требования, указывает, что ее свекровь Костюнина А.И. до 2008 года проживала в <адрес>. Дом по <адрес> был построен в 1963 году и находился в худшем состоянии в сравнении с домом, где сейчас проживает заявитель. В 2008 году состояние здоровья Костюниной А.И. ухудшилось, заявитель стала нуждаться в уходе, плохо передвигалась, неоднократно падала и в марте попала в больницу, где проходила стационарное лечение. После лечения она забрала свекровь к себе, поскольку та не могла проживать одиноко, по состоянию здоровья себя не обслуживала, нуждалась в постоянном уходе. После выписки из больницы о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства речи не шло. В дальнейшем выяснилось, что здоровье Костюниной А.И. не восстановится, проживать самостоятельно свекровь не сможет. Заявитель настояла, чтобы ее имущество было вывезено по новому месту жительства. Квартира на <адрес> осталась в муниципальной собственности, там стала проживать престарелая ФИО1. Костюнина А.И. жилых помещений на праве собственности не имела и не имеет, право на приватизацию не использовала. Администрация Лальского городского поселения возражений на заявление Костюниной А.И. не представила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Суд, заслушав объяснения участника судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему: В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Распоряжением администрации Лальского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Костюнина А.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.11). Приказом начальника государственной жилищной инспекции Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.48) назначена проверка в отношении администрации Лальского городского поселения <адрес> (л.д.48). В акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49) указано, что Костюнина А.И. признана нуждающейся в жилом помещении без учета требований ст. 53 ЖК РФ, при принятии решения о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не указано основание постановки на учет в нарушение ст. 51 ЖК РФ, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона №-ЗО в учетном деле Костюниной А.И. не содержится информации о регистрации по месту жительства до 2008 года. ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ Кировской области выдала администрации Лальского городского поселения предписание №, обязав в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести учетные дела граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ в соответствие с требованиями жилищного законодательства (л.д.50). Распоряжением администрации Лальского городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) Костюнина А.И. была исключена из списка граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий. Основаниями такого решения указаны акт проверки Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предписание №, ст. 53 Жилищного кодекса РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лальского городского поселения Костюниной А.И. направлено уведомление за №, в котором в качестве оснований снятия с учета указаны акт проверки Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и предписание № (л.д.6). Таким образом, в нарушение ст. 56 Жилищного кодекса РФ снятие Костюниной А.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении было произведено без установления обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, и без достаточных на то оснований. Принятие решения о снятии Костюниной А.И. с учета не может рассматриваться как устранение нарушений, указанных в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ о приведении учетных дел в соответствие с требованиями жилищного законодательства обязывало администрацию Лальского городского поселения: - указать основания признания Костюниной А.И. нуждающейся в жилом помещении, предусмотренные ст. 51 Жилищного кодекса РФ; - на основании п. 10 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО затребовать от Костюниной А.И. и приобщить в ее учетное дело документы, необходимые для принятия решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (сведения о техническом и санитарном состоянии жилого помещения, в котором проживала Костюнина А.И. до 2008 года, основаниях выезда). Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При этом пунктом 15 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № для жилых помещений установлено следующее требование: «Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома». Пунктом 4.1. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в приложении 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10, где допустимая температура в жилых комнатах в холодное время года установлена в пределах 18-24 градусов Цельсия. Как установлено в судебном заседании, Костюнина А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся инвалидом 2 группы (л.д.15), имеющая право на льготы и преимущества, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии В № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), проживает в <адрес>, расположенной в <адрес> – <адрес> пгт. <адрес>. Согласно протоколу № измерений микроклимата от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), температура воздуха в вышеуказанной квартире в холодное время года составляет +16,8 градусов Цельсия (при температуре атмосферного воздуха -12 градусов Цельсия), тогда как допустимая норма составляет +18-24 градусов Цельсия; относительная влажность 73,6 % при допустимой по нормам 30-60%. По заключению филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» параметры микроклимата в квартире, где проживает Костюнина А.И., не соответствуют требованиям СанПиН по температурному режиму и влажности. Из акта обследования жилого помещения (л.д.7) и заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) следует, что <адрес>, расположенная в <адрес> – <адрес>, не пригодна для постоянного проживания. Распоряжением администрации Лальского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10) <адрес> – <адрес> признана непригодной для проживания. Проживание Костюниной А.И. в помещении, не отвечающем установленных для жилых помещений требованиям, является основанием для признания ее нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Между тем, согласно ст. 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Следовательно, чтобы иметь основания для отказа в принятии на учет в соответствии с требованиями ст. 53 ЖК РФ, необходимо установить, что Костюнина А.И., осуществив свое право на выбор места жительства, намеренно ухудшила свои жилищные условия и преследовала цель приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Администрация Лальского городского поселения обстоятельств, свидетельствующих о злоупотреблении правом со стороны Костюниной А.И., не выясняла, никаких доказательств о намеренных действиях заявителя не представила. Из справки <данные изъяты> следует, что Костюнина А.И. по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе, не может себя обслуживать (л.д.14). Пункт 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ устанавливает обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителях, содержать их. Сын заявителя, зарегистрировав Костюнину А.И. в <адрес> – <адрес>. <адрес> в качестве члена своей семьи, взяв на себя заботу о матери, нуждающейся в постоянном постороннем уходе, выполняет обязанности, возложенные на него семейным законодательством. Доводы представителя Костюниной Г.Н. о том, что переезд Костюниной А.И. был вызван необходимостью осуществления постоянного ухода за ней, квартира, где проживала заявитель до 2008 года, являлась и является муниципальной собственностью, находится в ветхом состоянии, ничем не опровергнуты. В судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что Костюнина А.И. в 2008 году намерено ухудшила свои жилищные условия с целью состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. К тому же, с заявлением о постановке на учет она обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии у нее таких намерений в 2008 году. Учитывая возраст Костюниной А.И., состояние здоровья, наличие инвалидности, суд считает, что переезд к сыну был вызван объективными причинами – невозможностью проживать одиноко. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления об оспаривании решения администрации Лальского городского поселения о снятии Костюниной А.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Костюниной А.И. об оспаривании решения администрации Лальского городского поселения о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить. Распоряжение администрации Лальского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Костюниной А.И. признать незаконным. Обязать администрацию Лальского городского поселения <адрес> восстановить в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, Костюнину А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения с подачей жалобы через Лузский районный суд <адрес>. Судья Н.Ю.СмирноваГород Луза Кировской области 22 апреля 2011 года