Дело № 2-251. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Луза Кировской области 21 ноября 2011 года Лузский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Першина П.И., при секретаре Субботиной Н.Ю., с участием помощника прокурора прокуратуры Лузского района Кировской области Петрова А.А., представителя ответчика Лычакова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лузского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лузского района Кировской области и Собранию представителей Лузского района о создании условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Лузского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Лузского района Кировской области и Собранию представителей Лузского района о создании условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. В обоснование указывает, что прокуратурой Лузского района была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» определены требования к зданиям, сооружениям и их участкам, обеспечивающие беспрепятственный и удобный доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Данными СНиП предусмотрены обязательные к применению универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения, к которым относятся лестницы и пандусы. Однако проведенной проверкой установлено, что вопреки требованиям законодательства в здание администрации Лузского района отсутствует вход, приспособленный для маломобильных групп населения, чем ограничивается возможность доступа инвалидов в органы местного самоуправления. Прокурор просит обязать администрацию Лузского района Кировской области и Собрание представителей Лузского района создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное в <адрес>, для чего в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать лестницу перед входом в вышеуказанное здание пандусом и поручнями с соблюдением требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73. Представитель ответчика администрации Лузского района Лычаков Е.В. исковые требования прокурора признает, указывает, что создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации Лузского района запланировано и будет осуществлено до конца 2011 года. Представитель Собрания представителей Лузского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть иск прокурора в их отсутствии. В возражениях указывает, что указанные в иске требования администрацией района будут выполнены до конца 2011 года. Суд, заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав доказательства, приходит к следующему: Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года (в редакции от 19.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года (в редакции от 19.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. Пунктом 3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» установлено, что в здании должен быть, как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Как установлено в судебном заседании, не оспаривается ответчиками, подтверждается справкой о результатах проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (л.д.46), в здание администрации Лузского района отсутствует вход, приспособленный для маломобильных групп населения, отсутствует пандус, поручни. Пунктом 4 ст. 32 Устава муниципального образования «Лузский район Кировской области» установлено, что администрация района обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом и ответчиком в судах, осуществляет операции через лицевые счета, открытые ей в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Из ст. 18 Устава следует, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Учитывая вышеизложенное, суд считает, что иск заявлен правомерно, поскольку доступ маломобильных групп населения в здание, расположенное в <адрес>, являющееся объектом социальной инфраструктуры, ограничен, лестница перед входом не оборудована пандусом и поручнями. Права и законные интересы инвалидов, использующих кресла-коляски, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры нарушены, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению. Шестимесячный срок для исполнения настоящего решения со дня вступления его в законную силу суд признает разумным и достаточным. Исходя из положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным прокурором требованиям. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Лузского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию Лузского района Кировской области создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное в <адрес>, для чего в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего решения оборудовать лестницу перед входом в вышеуказанное здание пандусом и поручнями с соблюдением требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения с подачей жалобы через Лузский районный суд Кировской области. Председательствующий _________________ Першин П.И.