Дело № 2-250. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Луза Кировской области 02 декабря 2011 года Лузский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Першина П.И., при секретаре Чушовой Н.Б., с участием заместителя прокурора прокуратуры Лузского района Кировской области Лычаковой С.П., представителя ответчика Кузьмина М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лузского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению «<данные изъяты>», администрации <адрес> о создании условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Лузского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению «<данные изъяты>», администрации <адрес> о создании условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. В обоснование указывает, что прокуратурой Лузского района была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» определены требования к зданиям, сооружениям и их участкам, обеспечивающие беспрепятственный и удобный доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Данными СНиП предусмотрены обязательные к применению универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения, к которым относятся лестницы и пандусы. Однако проведенной проверкой установлено, что вопреки требованиям законодательства центральная лестница перед входом в поликлинику МЛПУ «<данные изъяты>» не оборудована входом, приспособленным для маломобильных групп населения, чем ограничивается возможность доступа инвалидов в лечебное учреждение. Прокурор просит обязать МЛПУ «<данные изъяты>», администрацию <адрес> создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное в <адрес>, для чего в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать лестницу перед входом в здание поликлиники больницы пандусом и поручнями с соблюдением требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73. В судебном заседании заместитель прокурора Лычакова С.П. уточнила исковые требования. Просит обязать МЛПУ «<данные изъяты>» создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в поликлинику больницы, для чего оборудовать лестницу перед входом в здание больницы со стороны приемного покоя стационарным пандусом и поручнями. Представитель ответчика МЛПУ «<данные изъяты>» Кузьмин М.Н. исковые требования прокурора признает, указывает, что создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание больницы запланировано, затраты на его обустройство заложены в смету по ремонту и будет осуществлено до конца 2011 года. Пандусы и поручни будут изготовлены со стороны приемного покоя, так как у приемного покоя имеется лифт на другие этажи больницы и оттуда удобнее передвигаться по зданию поликлиники <данные изъяты> ЦРБ. Установка пандуса у главного входа в здание больницы нецелесообразна, так как там проходят трубы тепло и водоснабжения, которые требуют обслуживания, кроме того, со стороны главного входа отсутствует лифт. Представитель администрации Лузского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть иск прокурора в их отсутствии. В возражениях указывает, что администрация района с исковыми требованиями прокурора согласна. Суд, заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав доказательства, приходит к следующему: Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года (в редакции от 19.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года (в редакции от 19.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. Пунктом 3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» установлено, что в здании должен быть, как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Как установлено в судебном заседании, не оспаривается ответчиками, подтверждается справкой о результатах проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (л.д. 28), в здание МЛПУ «Лузская ЦРБ» отсутствует вход, приспособленный для маломобильных групп населения, отсутствует пандус, поручни. Пунктом 2.1 Устава муниципального лечебно-профилактического учреждения «<данные изъяты>» установлено, что целью создания Учреждения является оказание населению квалифицированной медицинской помощи. Учредителем учреждения является администрация <адрес>. Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента здравоохранения <адрес>. (пункт 1.3 Устава). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (п. 1.9 Устава). Пункт 3.1 Устава определяет, что имущество, закрепленное за учреждением, является собственностью Лузского муниципального района. Учитывая вышеизложенное, суд считает, что с учетом внесенных изменений, иск заявлен правомерно, поскольку доступ маломобильных групп населения в здание, расположенное в <адрес>, являющееся объектом социальной инфраструктуры, ограничен, лестница перед входом в здание больницы со стороны приемного покоя не оборудована пандусом и поручнями. Права и законные интересы инвалидов, использующих кресла-коляски, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры нарушены, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению. Шестимесячный срок для исполнения настоящего решения со дня вступления его в законную силу суд признает разумным и достаточным. Исходя из положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным прокурором требованиям. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Лузского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «<данные изъяты>» <адрес> создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное в <адрес>, для чего в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего решения лестницу перед входом в вышеуказанное здание со стороны приемного покоя оборудовать пандусом и поручнями с соблюдением требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения с подачей жалобы через Лузский районный суд Кировской области. Председательствующий _________________ Першин П.И.