Дело № 2-274. Лузский районный суд Кировской области в составе : председательствующего судьи Першина П.И., при секретаре Чушовой Н.Б., представителя заявительницы Шитиковой Е.С. - Куприянова А.В., представителей администрации Лузского городского поселения ФИО5 и ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шитиковой ФИО11 об оспаривании распоряжения администрации Лузского городского поселения <адрес> «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях», У С Т А Н О В И Л : Шитикова Е.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании распоряжения администрации Лузского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении». В обоснование заявления указывает, что указанное распоряжение вынесено незаконно, так как при принятии решения об отказе Шитиковой Е.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении комиссия не учла, что сосед Шитиковой Е.С. – ФИО6, проживающий в этом же доме в 2010 году был признан нуждающимся в жилом помещении, ему были выделены средства из федерального бюджета, на которые он приобрел благоустроенное жилье. Следовательно Шитикова Е.С. также должна быть признана нуждающейся в жилом помещении. Она в возрасте 86 лет нуждается в квартире, в которой есть теплый туалет, централизованное отопление и водоснабжение. Шитикова Е.С. имеет право прожить остаток своих дней в благоустроенном (со всеми удобствами) жилом помещении. Следовательно, данное помещение нельзя признать полностью пригодным для проживания, поэтому Шитикова Е.С. не согласна с решением администрации Лузского городского поселения. В судебном заседании представитель заявительницы Шитиковой Е.С. – Куприянов А.В. настаивает на заявленных требованиях, поддержал доводы, указанные в заявлении. В отношении пропущенного для подачи заявления срока пояснил, что в силу своего возраста, образования престарелая Шитикова Е.С. не могла знать о существовании трехмесячного срока обжалования решения городской администрации. Поэтому полагает, что данные причины являются уважительными. Представители администрации Лузского городского поселения <адрес> ФИО5 и ФИО7 считают распоряжение администрации Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № законным, обоснованным, поэтому в удовлетворении заявления Шитиковой Е.С. должно быть отказано. Полагают, что срок для подачи заявления Шитикова Е.С. пропустила по уважительной причине в силу своего возраста. Суд, заслушав объяснение представителя заявительницы, представителей администрации Лузского городского поселения, свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Таким образом, обеспечение жильем в качестве меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» предоставляется, во-первых, лицам, имеющим определенный статус, и, во-вторых, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Как установлено в судебном заседании и подтверждается копией паспорта заявителя, копией удостоверения В № (л.д. 11-12) Шитикова ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ рождения имеет право на льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах». Она зарегистрирована и проживает <адрес>. Квартира приватизирована ДД.ММ.ГГГГ Шитиковой Е.С. и ФИО8. (л.д. 35-36) ДД.ММ.ГГГГ Шитикова Е.С. обратилась в администрацию Лузского городского поселения <адрес> с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждается её заявлением (л.д. 29-30). Как видно из распоряжения администрации Лузского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) в принятии на учет представителю заявительницы было отказано, поскольку жилое помещение, в котором она проживает, признано пригодным для постоянного проживания. В силу ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Жилищный кодекс РФ был введен в действие 1 марта 2005 года. Следовательно, вопрос о нуждаемости Шитиковой Е.С. в жилом помещении должен рассматриваться в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ. Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются : - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Кировской области от 4 мая 2007 года «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма» в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении. Постановлением администрации Лузского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 51) установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, которая составляет 10 квадратных метров общей площади. В соответствии с разделом III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (в редакции 02.08.2007 г), основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие : ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Пунктом 15 вышеуказанного Положения для жилых помещений установлено следующее требование: «Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома». Пунктом 4.1. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, установлено, что системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в приложении 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10, где допустимая температура в жилых комнатах в холодное время года установлена в пределах 18-24 градусов Цельсия. Из технического паспорта на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-24) видно, что четырехквартирный <адрес> построен в 1956 году, капитальный ремонт дома произведен в 1996 году. Квартира № состоит из двух жилых комнат, кухни, туалета и коридора. Общая площадь квартиры составляет 37,9 квадратных метров, в том числе жилая - 24,8 квадратных метров. Физический износ строения на дату обследования ДД.ММ.ГГГГ составляет 42 %. Из актов обследования <адрес> межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49), и заключений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 50) следует, что четырехквартирный жилой <адрес> бревенчатый. Квартира № состоит из кухни, двух жилых комнат, дом неблагоустроенный, водопровода нет, газоснабжение баллонное, отопление печное - 2 печи. Одно окно из ПВХ с тройным остеклением. Перекрытие и полы деревянные, пол утеплен, имеется черновой пол, утепленный фиброплитой. Стены не деформированы, балки чердачного перекрытия не деформированы, пол ровный, в двух окнах остекление рам двойное. В подвале имеется незначительная влажность, плесени на стенах нет.Жилье пригодно для постоянного проживания, при этом окна с двойным остеклением требуют частичного ремонта. Согласно протоколу № измерений микроклимата от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39-40) температура воздуха в жилом помещении в холодное время года составляет +16,7 градусов Цельсия (при температуре атмосферного воздуха - 15 градусов Цельсия); относительная влажность 67,0%. По заключению филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области в Юрьянском районе» параметры микроклимата в квартире, где проживает Шитикова Е.С., не соответствуют требованиям СанПиН по влажности воздуха и температурному режиму. Из показаний свидетеля ФИО9 следует, что он являлся участником двух осмотров вышеуказанной <адрес> июля и ДД.ММ.ГГГГ. При этом комиссия установила, что наружные ограждающие конструкции находятся в нормальном состоянии, деформации стен дома нет. Стены и потолок, пол в хорошем состоянии, так как в 1996 году дом был капитально отремонтирован. В подвале при осмотре было сухо, имелась незначительная влажность, которая бывает в подвальных помещениях, плесени на стенах со стороны подвала не было обнаружено. Комиссия пришла к выводу, что квартира заявительницы находится в хорошем состоянии и пригодна для проживания. При осмотре было видно, что хозяева за квартирой присматривают, квартира ухожена, вставлен в одно окно стеклопакет, в квартире имеется теплый туалет, туалет без унитаза, но запаха от туалета в квартире нет, в квартире чистота, порядок, тепло. При проверке ДД.ММ.ГГГГ печки были не истоплены, однако температура на комнатном термометре была + 22 градуса по Цельсию. Так как Шитиковой Е.С. более 80 лет, многое по дому она не может делать самостоятельно, то к ней прикреплен социальный работник, который приходит к ней и оказывает необходимую помощь. Дом действительно неблагоустроенный, нет центрального отопления и водоснабжения, однако это не является основанием для признания Шитиковой Е.С. нуждающейся в жилом помещении. Представитель заявительницы Шитиковой Е.С. – Куприянов А.В. в качестве недостатка квартиры указывает отсутствие центрального водоснабжения и теплоснабжения, так как в силу престарелого возраста Шитикова Е.С. не может ходить за водой, дровами, нуждается в теплом туалете. Однако отсутствие водопровода, горячего водоснабжения, канализации не может служить основанием для признания этой квартиры непригодной для проживания, так как согласно пунктам 12 и 41 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода ; не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно-двухэтажном жилом доме. Обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соседа Шитиковой Е.С. – ФИО6, проживавшего в <адрес> вышеуказанного дома не является предметом данного судебного разбирательства, и Распоряжение администрации Лузского городского поселения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО6 не может являться основанием для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом в помещении заявительницы Шитиковой Е.С. В судебном заседании установлено, что незначительные отклонения по температуре и влажности в квартире на момент проверки не могут являться следствием того, что наружные ограждающие конструкции жилого дома не имеют достаточной теплоизоляции и изоляции от проникновения наружного холодного воздуха, так как пол, чердачное перекрытие, окна утеплены, ограждающие конструкции помещения (стены, в том числе и нижние их ряды) не деформированы, обеспечивают нормативное сопротивление теплоотдаче, в подвале сухо, имеется небольшая влажность. Распоряжением администрации Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Шитиковой ФИО11 отказано в постановке на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-№ (л.д.7). Поскольку нарушения требований, которым должно отвечать жилое помещение, не установлено, суд считает отказ администрации Лузского городского поселения обоснованным. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения администрации Лузского городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет представителя Шитиковой ФИО11 – Куприянова А.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебном заседании также установлено, что заявительницей был пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжения администрации Лузского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. Уважительных причин пропуска трехмесячного срока для обращения в суд представителем заявительницы не приведено. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление представителя заявительницы Шитиковой ФИО11 – ФИО3 об оспаривании распоряжения администрации Лузского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня принятия решения с подачей жалобы через Лузский районный суд Кировской области. Судья _____________________ Першин П.И.