Дело № 2-43РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лузский районный суд Кировской области в составе:
председательствующей судьи Смирновой Н.Ю.,
при секретаре Субботиной Н.Ю.,
с участием заявителя Горбуновой З.И.,
представителей заинтересованного лица Бурчевской С.В., Шихириной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбуновой ФИО1 об оспаривании решения администрации Лузского городского поселения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Горбунова З.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование указывает, что проживает в <адрес>. Дом построен в 1966 году, капитально не ремонтировался, поэтому пришел в ветхость, деревянные конструкции сгнили, температура внутри квартиры ниже установленной нормы. В силу престарелого возраста и состояния здоровья ей тяжело носить дрова на 2 этаж.
Она имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен умерших участников Великой Отечественной войны статьей 21 ФЗ «О ветеранах». В декабре 2010 года обратилась в администрацию Лузского городского поселения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. К ней приходила комиссия, человек семь или даже больше. Шихирина Н.А., потрогав печку и батареи, сказала: «Холодные». Она не отрицает, что печку топила утром, поэтому к полудню та остыла. Комиссия указала в акте, что температура в комнате была +20 градусов, хотя фактически по комнатному термометру температура составляла + 13 градусов.
Горбунова З.И. просит признать решение администрации Лузского городского поселения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.
В судебном заседании Горбунова З.И. настаивает на своих требованиях, указывая, что после того, как было установлено автономное отопление, в квартире температура воздуха не поднималась до + 20 градусов Цельсия. В городе Луза нет лучшего жилья, поэтому желает приобрести достойную квартиру в <адрес>.
Представители администрации Лузского городского поселения Бурчевская С.В., Шихирина Н.А. требования не признают, указывают, что Горбунова З.И. не представила документов, подтверждающих ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Горбунова З.И. проживает в квартире, находящейся в кирпичном доме, на втором этаже, в среднем подъезде. Дом имеет частичное благоустройство, водяное отопление, водоснабжение. По заявлению Горбуновой З.И. в квартире отключено централизованное отопление, в печь вмонтирован котел, и отопление стало автономным. Межведомственная комиссия, обследовав жилое помещение, установила, что наружные ограждающие конструкции находятся в хорошем состоянии, следовательно, имеют достаточную теплоизоляцию и изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха. На момент обследования квартиры печь и чугунные батареи были холодные, поэтому заявление Горбуновой З.И. о том, что она топила печь утром, а к полудню та полностью остыла, вызывает сомнение. Поскольку измерительных приборов не было, температуру устанавливали по показаниям комнатного термометра, она действительно была + 13 градусов Цельсия. В акте допущена опечатка, которая впоследствии была исправлена.
Суд, заслушав объяснения участников судебного разбирательства, показания свидетелей свидетель, свидетель, ФИО7, свидетель, ФИО6, свидетель, ФИО5, исследовав письменные доказательства, осмотрев квартиру, приходит к следующему:
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение жильем в качестве меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», предоставляется, во-первых, лицам, имеющим определенный статус, и, во-вторых, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом пунктом 15 вышеуказанного Положения для жилых помещений установлено следующее требование: «Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома».
Пунктом 4.1. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в приложении 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10, где допустимая температура в жилых комнатах в холодное время года установлена в пределах 18-24 градусов Цельсия.
Как установлено в судебном заседании, Горбунова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая право на льготы и преимущества, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), проживает в <адрес>.
Из технического паспорта (л.д.23-26) следует, что <адрес> имеет общую площадь 39, 5 кв.м, в том числе жилую – 24,8 кв.м, состоит из двух жилых комнат, кухни, туалета и двух коридоров. Квартира расположена на втором этаже двухэтажного кирпичного жилого дома, 1966 года постройки. Физический износ дома составляет 38%.
Согласно протоколу № измерений микроклимата от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29), температура воздуха в жилом помещении в холодное время года составляет +13,8 градусов Цельсия (при температуре атмосферного воздуха - 15 градусов Цельсия); относительная влажность 53%. По заключению филиала ФГУЗ «<данные изъяты> <данные изъяты>» параметры микроклимата в квартире, где проживает Горбунова З.И., не соответствуют требованиям СанПиН по температурному режиму.
Допрошенная в качестве свидетеля помощник санитарного врача свидетель показала, что производила замеры температуры и влажности внутри квартиры специальным прибором. Сотрудники филиала ФГУЗ производят измерения микроклимата, при этом не устанавливают причины, вследствие которых параметры микроклимата не соответствуют норме. В квартире Горбуновой З.И. она измерила температуру только в комнате, которой пользуется заявительница, температура составляла +13,8 градусов Цельсия. Причину такой низкой температуры она назвать не может, это должны сделать другие специалисты.
Из показаний свидетелей свидетель, свидетель, свидетель, ФИО5, ФИО6, свидетель следует, что они являлись участниками осмотра квартиры ДД.ММ.ГГГГ. На момент осмотра отопительная система в квартире была холодная, что свидетельствует о том, что печь не топили. Показания на комнатном термометре, принадлежащем хозяйке, были + 13 градусов Цельсия. При этом комиссия установила, что наружные ограждающие конструкции находятся в нормальном состоянии, деформации кирпичных стен нет, трещин на кирпичах также нет, в квартире на стенах имеются мелкие трещины в штукатурке, что требует косметического ремонта. Стены и потолок не промерзли, следов потеков на них нет. Горбунова З.И. пользуется только одной из комнат, в данной комнате и на кухне установлены пластиковые стеклопакеты. Комиссия пришла к выводу, что низкая температура внутри жилища является результатом недостаточного отопления квартиры. Кроме того, директор филиала КОГУП «<данные изъяты>» свидетель пояснила, что стены, крыша и фундамент жилого <адрес> находятся в удовлетворительном состоянии, в частности, износ стен составляет 30%, деформации и трещин нет. По степени благоустройства квартиру Горбуновой З.И. можно отнести к хорошему жилью, в <адрес> найдется немного жилых помещений с лучшими характеристиками. В квартире изначально было централизованное отопление, но собственник сама пожелала, чтобы отопительная система была переоборудована. В настоящее время квартиру необходимо отапливать самой Горбуновой З.И.
Показания свидетелей подтверждаются произведенным осмотром квартиры, в ходе которого было установлено, что наружные стены дома не имеют деформации, кирпичи, составляющие кладку, находятся в хорошем состоянии, не крошатся, раствор между ними на месте. В квартире часть обоев оторвана, в этих местах проверены стены. Стены сухие, штукатурка не крошится, в нормальном состоянии, имеются незначительные трещины в штукатурке, которые могут быть устранены в результате косметического ремонта. Потолок в квартире обшит листами ДВП, выкрашен в белый цвет. Краска в результате длительной эксплуатации чуть изменила цвет, однако никаких следов протеков, отслоений краски, деформации ДВП, свидетельствующих о протекании потолка, нет. Деревянные потолочные плинтуса в нормальном состоянии. В комнатах при помощи прибора комбинированного типа ТКА-ТВ, № произведены замеры температуры помощником санитарного вреда свидетель В большой комнате температура составила + 15,1 градусов Цельсия, в маленькой - +14, 9 градусов Цельсия. В большой комнате и кухне стоят пластиковые стеклопакеты. Стекла сухие, следов плесени на окнах нет. В маленькой комнате рамы деревянные, не утеплены, на форточке отсутствует запорное устройство, поэтому она плотно не закрыта, имеется щель. Входная дверь не утеплена. Отопительная система (печь и батареи) холодная, на подтопочном листе дров, опилок нет. В кухне отсутствует освещение. В квартиру с разрешения хозяйки принесены дрова и затоплена печь. Горбунова З.И. отказалась включить насос, с помощью которого циркулирует вода в отопительной системе, ссылаясь на то, что включает его, когда нагреется труба, выходящая из печки. Спустя 40 минут труба чуть теплая. Проверено наличие воды в отопительной системе, из крана в батарее на кухне идет грязная вода черного цвета. По заявлению Горбуновой З.И. отопительная система не промывалась, она краны не открывает, боясь затопить соседей.
Таким образом, разрешая заявление Горбуновой З.И. на основании представленных доказательств, суд считает, что низкая температура в квартире на момент проверки не может являться следствием того, что наружные ограждающие конструкции жилого дома не имеют достаточной теплоизоляции и изоляции от проникновения наружного холодного воздуха.
Напротив, в ходе осмотра квартиры ДД.ММ.ГГГГ, когда на улице был мороз, температура внутри квартиры была выше, чем при обследовании ДД.ММ.ГГГГ (температура атмосферного воздуха – -15 градусов Цельсия).
Как следует из объяснений соседей ФИО3, ФИО4, в квартирах которых автономное отопление, в жилых помещениях температура составляет более +20 градусов Цельсия (л.д. 38, 39).
Состояние отопительной системы на момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие дров в квартире и признаков того, что печь в этот день топили, непринятие мер собственником жилья к утеплению квартиры (не утеплены окно в одной из комнат, входная дверь), состояние ограждающих конструкций в квартире, позволяет прийти к выводу, что параметры микроклимата в жилом помещении № <адрес> не соответствуют требуемым в связи с бездействием самого собственника ФИО1, которая в силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ, обязана поддерживать жилье в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, а также несет бремя содержания принадлежащего ей имущества в соответствии со ст. 210 ГК РФ.
Показания свидетеля ФИО7, который топит печь в квартире, приобретенной сестрой в ноябре 2010 года, о том, что и в <адрес> холодно, не позволяют говорить о нарушении требований, которым должно отвечать жилое помещение, поскольку в данном жилище никто не проживает, необходимый температурный режим не поддерживается самим собственником.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Горбунова З.И. отказалась от предоставления услуг по отоплению жилого помещения, что подтверждается ее заявлением (л.д.36), а также нарядом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37), то есть добровольно взяла на себя обязанность по отоплению <адрес>.
Распоряжением администрации Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Горбуновой ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным ст. 53, п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-№ (л.д.7).
Поскольку нарушение требований, которым должно отвечать жилое помещение, не установлено, суд считает отказ администрации Лузского городского поселения обоснованным.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Горбунова З.И. в качестве основного недостатка квартиры указывает отсутствие централизованного отопления, которое не позволяет поддерживать требуемую температуру в жилых помещениях, необходимость топить печь самой и поднимать дрова на второй этаж.
Однако, данные обстоятельства связаны с действиями самого собственника, поэтому не могут служить основанием для постановки на учет.
Доводы заявителя Горбуновой З.И. о том, что в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ была неправильно указана температура, также не являются основанием для удовлетворения заявления, поскольку, как пояснили участники осмотра, в акте допущена опечатка, которая не являлась основанием для принятия решения.
Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Горбуновой ФИО1 об оспаривании решения администрации Лузского городского поселения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения с подачей жалобы через Лузский районный суд <адрес>.
Судья Н.Ю.Смирнова