Дело № 2-142 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Город Луза Кировской области ДД.ММ.ГГГГ Лузский районный суд Кировской области в составе: председательствующей судьи Бабкиной Л.В., при секретаре Мельчаковой Е.В., с участием прокурора прокуратуры Лузского района Кировской области Калининой О.В., представителя ответчика Мишутинской С.Н., представителей третьих лиц: Т.Н. Писаревой, Елькина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лузского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лузского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения прокуратурой Лузского района проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в здании Папуловского сельского дома культуры МКУ «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр», расположенного <адрес>, выявлены нарушения действующего противопожарного законодательства. Так, в нарушение статей 1, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 года, план эвакуации не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2002. В нарушение статей 1, 37 указанного Федерального закона, п. 9 таблицы 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. В нарушение статей 1, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» и п. 2.1.37 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ)», утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 года, электропровода, а также электророзетки и электровыключатели проложены непосредственно по деревянным конструкциям. В судебном заседании прокурор Калинина О.В. поддержала исковые требования, просила обязать ответчика установить в здании Папуловского сельского дома культуры автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в срок до ДД.ММ.ГГГГ, оставшиеся нарушения требований противопожарного законодательства обязать устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Мишутинская С.Н. исковые требования прокурора признает, указывает, что собственных средств на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах у учреждения нет, выделение из бюджета Папуловского сельского поселения и Лузского района средств на их установку в 2012 году не предусмотрено. При вынесении решения просили учесть, что в 2013 году запланировано проведение капитального ремонта здания дома культуры и выявленные нарушения требований пожарной безопасности будут устранены при проведении данного ремонта. Представитель третьего лица - администрации Папуловского сельского поселения Писарева Т.Н. требования прокурора поддержала, пояснив суду, что денежные средства на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании Папуловского сельского дома культуры не были выделены в связи с крайним дефицитом бюджета. Обязуются устранить выявленные нарушения в течение следующего года, при проведении капитального ремонта здания. Начальник ОНД Лузского района Елькин А.В. требования прокурора поддержал, указав, что выявленные нарушения законодательства о противопожарной безопасности создают реальную опасность для жизни и здоровья граждан.Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В соответствии со ст.ст. 17, 41 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Каждый имеет право на охрану здоровья. Пунктом «г» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» предусмотрена обязанность организаций создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Статья 18 указанного закона закрепляет право граждан на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В том числе закреплена обязанность руководителей соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03), в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 14 Норм Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) определен обязательный перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Здания общественного административно-бытового назначения (вне зависимости от площади и этажности) отнесены к зданиям, которые в обязательном порядке должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Согласно п. 3 указанных Норм пожарной безопасности тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Пунктом "9 таблицы 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) определены здания и сооружения, в которых должна быть установка автоматической пожарной сигнализации (АУПС). Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» утверждены Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением администрации Папуловского сельского поселения Лузского района Кировской области № от ДД.ММ.ГГГГ и перечня казенных учреждений Папуловского сельского поселения (л.д. 39-40) на территории указанного муниципального образования создано муниципальное казенное учреждение «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр». Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 21-24) учредителем МКУ «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр» является администрация Папуловского сельского поселения. Основным видом деятельности МКУ «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр» является деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа. Здание Папуловского сельского дома культуры было принято на баланс администраций Папуловского сельского поселения на основании распоряжения администрации Лузского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ №, затем передано в оперативное управление вновь созданному муниципальному казенному учреждению, что подтверждается выпиской из реестра имущества муниципального образования «Папуловское сельское поселение» (л.д. 6). Из устава МКУ «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр» (л.д. 12-20) следует, что основными видами деятельности учреждения являются: создание и организация работы любительских творческих коллективов, кружков, клубов по интересам различной направленности и других клубнь!х формирований, проведение различных культурно-массовых мероприятий, оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий для школы, детского сада, предоставление гражданам дополнительных досуговых услуг и сервисных услуг. Как следует из сообщения отдела надзорной деятельности Лузского района ГУ МЧС России по Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), сотрудниками ОНД Лузского района совместно с прокуратурой Лузского района была проведена проверка деятельности МКУ «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр», в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении прокурора Лузского района. В соответствии с п. 4.3.2 Приложения № к СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 «Общественные здания и сооружения» здания учреждений культуры отнесены к категории зданий и помещений общественного назначения. Право на жизнь и здоровье является неотчуждаемым правом человека и защищается Конституцией РФ и действующим законодательством. Согласно ч. 2 ст. 2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Из объяснений директора МКУ «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр» Мишутинской С.Н. следует, что на территории Папуловского сельского поселения действует Папуловский сельский дом культуры, который посещает большое количество людей, в том числе детей и подростков. Однако как установлено в судебном заседании, подтверждается письменными доказательствами из материалов дела и не оспаривается сторонами, помещение Папуловского сельского дома культуры, до настоящего времени не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Кроме того, имеющийся план эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002; электропровода, электророзетки и электровыключатели проложены непосредственно по деревянным конструкциям. Имеющиеся нарушения норм и Правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара создают реальную опасность для жизни и здоровья лиц, работающих и посещающих указанное здание. В случае возникновения пожара, связанного с нарушением выявленных правил пожарной безопасности, могут быть жертвы среди неопределенного круга лиц. Следует отметить, что указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности носят затяжной характер, поскольку выявлялись неоднократно, что подтверждается предписаниями в адрес директора СДК д. Папулово № от ДД.ММ.ГГГГ, главе администрации Папуловского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Лузского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности сельского Дома культуры в д. <адрес> (л.д. 43-46, 50). С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора к МКУ «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Лузского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить. Обязать муниципальное казенное учреждение «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр» в помещении Папуловского сельского дома культуры, расположенного в <адрес>: - в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; - в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2002 план эвакуации в"указанном помещении; - в срок до ДД.ММ.ГГГГ электропроводку в помещении сельского дома культуры выполнить по негорючим конструкциям, электророзетки и электровыключатели установить на негорючем основании: Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в месячный срок со дня вынесения, с подачей жалобы через канцелярию Лузского районного суда. Председательствующий Л.В. Бабкина
интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МКУ «Папуловский библиотечно-культурный досуговый центр» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.