Дело № 2-143 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Город Луза Кировской области ДД.ММ.ГГГГ Лузский районный суд Кировской области в составе: председательствующей судьи Бабкиной Л.В., при секретаре Мельчаковой Е.В., с участием прокурора прокуратуры Лузского района Кировской области Попова Н.А., представителя ответчика Игумновой Л.Е., представителей третьих лиц: Вотинцевой В.М., Корепиина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лузского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лузского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения прокуратурой Лузского района проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в здании Учецкого сельского дома культуры МКУ «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр», расположенного в <адрес> села <адрес>, выявлены нарушения действующего противопожарного законодательства. Так, в нарушение статей 1, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 года, план эвакуации не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2002. В нарушение статей 1, 37 указанного Федерального закона, п. 9 таблицы 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. В нарушение статей 1, 37 указанного Федерального закона и п. 2.1.37 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ)», утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 года, электропровода, а также электророзетки и электровыключатели проложены непосредственно по деревянным конструкциям. В судебном заседании прокурор Калинина О.В. заявила ходатайство о привлечении в качестве соответчика по делу администрации Учецкого сельского поселения, которая осуществляет финансирование МКУ «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр». Просила обязать ответчиков установить в здании Учецкого сельского дома культуры автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в срок до ДД.ММ.ГГГГ, оставшиеся нарушения требований противопожарного законодательства обязать устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. С согласия всех участников процесса, ходатайство прокурора о привлечении администрации Учецкого сельского поселения в качестве соответчика по делу было удовлетворено. Представители ответчиков - директор МКУ «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр» Игумнова Л.Е. и глава администрации Учецкого сельского поселения Вотинцева В.М. исковые требования прокурора признали, указав, что денежные средства на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в здании Учецкого сельского дома культуры не были выделены в связи с крайним дефицитом бюджета. Собственных средств для устранения выявленных нарушений МКУ «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр» не имеет. Дополнительно показали, что здание Учецкого сельского дома культуры находится в аварийном состоянии и ремонтировать его нецелесообразно. В настоящее время решается вопрос о размещении дома культуры в бывшем здании начальной общеобразовательной школы, которое оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, отвечает другим требованиям пожарной безопасности. Представитель третьего лица - заместитель начальника ОНД Лузского района Корепин А.А. требования прокурора поддержал, указав, что выявленные нарушения законодательства о противопожарной безопасности создают реальную опасность для жизни и здоровья граждан. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В соответствии со ст.ст. 17, 41 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Каждый имеет право на охрану здоровья. Пунктом «г» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» предусмотрена обязанность организаций создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Статья 18 указанного закона закрепляет право граждан на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В том числе закреплена обязанность руководителей соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 г. № 313 (ППБ 01-03), в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 14 Норм Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) определен обязательный перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Здания общественного административно-бытового назначения (вне зависимости от площади и этажности) отнесены к зданиям, которые в обязательном порядке должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Согласно п. 3 указанных Норм пожарной безопасности тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Пунктом 9 таблицы 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) определены здания и сооружения, в которых должна быть установка автоматической пожарной сигнализации (АУПС). Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» утверждены Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. В судебном заседании установлено, что согласно выписке из реестра муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Учецкое сельское поселение Лузского района Кировской области», и перечня муниципального имущества (л.д. 11-12), здание Учецкого сельского дома культуры, расположенное в <адрес> находится в муниципальной собственности Учецкого сельского поселения. В соответствии с постановлением администрации Учецкого сельского поселения Лузского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 35-36) на территории указанного муниципального образования создано муниципальное казенное учреждение «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр», учредителем которого является администрация Учецкого сельского поселения. Здание сельского дома культуры передано в оперативное управление вновь созданному муниципальному казенному учреждению. Из устава МКУ «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр» (л.д, 14-17) следует, что основными видами деятельности учреждения являются: создание и организация работы любительских творческих коллективов, кружков, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований, проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий, праздников, представлений, смотров, конкурсов, концертов, вечеров, спектаклей, игровых развлекательных программ и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований, оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий для МОУ начальной общеобразовательной школы <адрес>, предоставление гражданам дополнительных досуговых и сервисных услуг. Как следует из сообщения отдела надзорной деятельности Лузского района ГУ МЧС России по Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), сотрудниками ОНД Лузского района совместно с прокуратурой Лузского района была проведена проверка деятельности МКУ «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр», в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении прокурора Лузского района. В соответствии с п. 4.3.2 Приложения № 1 к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» здания учреждений культуры отнесены к категории зданий и помещений общественного назначения. Право на жизнь и здоровье является неотчуждаемым правом человека и защищается Конституцией РФ и действующим законодательством. Согласно ч. 2 ст. 2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Из объяснений директора МКУ «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр» Игумновой Л.Е. следует, что на территории Учецкого сельского поселения действует Учецкий сельский дом культуры, который посещает большое количество людей, в том числе детей и подростков. Однако как установлено в судебном заседании, подтверждается письменными доказательствами из материалов дела и не оспаривается сторонами, помещение Учецкого сельского дома культуры, до настоящего времени не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Кроме того, имеющийся план эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002; электропровода, электророзетки и электровыключатели проложены непосредственно по деревянным конструкциям. Имеющиеся нарушения норм и Правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара создают реальную опасность для жизни и здоровья лиц, работающих и посещающих указанное здание. В случае возникновения пожара, связанного с нарушением выявленных правил пожарной безопасности, могут быть жертвы среди неопределенного круга лиц. Следует отметить, что указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности носят затяжной характер, поскольку выявлялись неоднократно, что подтверждается предписанием заведующей СДК <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, главе администрации Учецкого сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями Лузского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ7 года о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности сельского дома культуры в селе <адрес> (л.д. 39-53). С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора к МКУ «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Лузского района Кировской области в порядке ст. 45 ГГЖ РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр» и администрации Учецкого сельского поселения Лузского района Кировской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить. Обязать муниципальное казенное учреждение «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр» и администрацию Учецкого сельского поселения Лузского района Кировской области в помещении Учецкого сельского дома культуры, расположенного в <адрес> селе <адрес>: - в срок до ДД.ММ.ГГГГ устанбвить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; - в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2002 план эвакуации в указанном помещении; - в срок до ДД.ММ.ГГГГ электропроводку в помещении сельского дома культуры выполнить по негорючим конструкциям, электророзетки и электровыключатели установить на негорючем основании. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в месячный срок со дня вынесения, с подачей жалобы через канцелярию Лузского районного суда. Председательствующий Л.В. Бабкина
интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МКУ «Учецкий библиотечно-культурный досуговый центр» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.