Гражданское дело по иску прокурора Лузского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Лальское спортивное объединение «Старт» и администрации Лальского городского поселен



Дело № 2-151

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Луза Кировской области ДД.ММ.ГГГГ

Лузский районный суд Кировской области в составе:

председательствующей судьи Бабкиной Л.В.,

при секретаре Мельчаковой Е.В.,

с участием прокурора прокуратуры Лузского района Кировской области Калининой О.В.,

представителей ответчиков: Осиповой Т.В., Плюснина И.А.,

представителя третьего лица Елькина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лузского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Лальское спортивное объединение «Старт» и администрации Лальского городского поселения о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лузского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в
интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МКУ «Лальское спортивное объединение «Старт» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения прокуратурой Лузского района проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в здании Таврического спортивного комплекса МКУ «Лальское спортивное объединение «Старт», расположенного в п.г.т. <адрес>, выявлены нарушения действующего противопожарного законодательства.

Так, в нарушение статей 1, 37 указанного Федерального закона, п. 9 таблицы 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.

В нарушение статей 1, 37 закона, п. 2.11 СНиП 2.04.02-84 расположенный в радиусе 200 метров ближайший пожарный водоем находится в неисправном состоянии, не заполнен водой.

В нарушении п. 33 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», п. 6.16 СНиП 21-01-97* ширина дверных проемов эвакуационных выходов из помещения зала составляет менее 1,2 метра.

В нарушении п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» проход, ведущий из помещения зала через пристрой непосредственно наружу (эвакуационный путь) загроможден различными горючими материалами.

В нарушении ст.ст. 1, 37 Закона, п.п. 7.1, 7.4, 7.12 СНиП 21-01-97* не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания.

В судебном заседании прокурор Калинина О.В. заявила ходатайство о привлечении в качестве соответчика по делу администрацию Лальского городского поселения, которая осуществляет финансирование МКУ «Лальское спортивное объединение «Старт». В уточненных исковых требованиях просит обязать администрацию Лальского городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пожарный водоем в радиусе 200 метров от здания Таврического спортивного комплекса, оставшиеся нарушения требований противопожарного законодательства обязать ответчиков устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

С согласия всех участников процесса, ходатайство прокурора о привлечении администрации Лальского городского поселения в качестве соответчика по делу было удовлетворено.

Представители ответчиков - директор МКУ ««Лальское спортивное объединение «Старт» Осипбва Т.В. и представитель администрации Лальского городского поселения Плюснин И.А. исковые требования прокурора признали частично, согласны выполнить требования об освобождении эвакуационного выхода от горючих материалов и проведении огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли здания. Другие требования прокурора не признали. В обоснование доводов указали, что денежные средства на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в здании Таврического спортивного комплекса не были выделены в связи с крайним дефицитом бюджета. Собственных средств для устранения выявленных нарушений МКУ «Лальское спортивное объединение «Старт» не имеет. Оборудовать противопожарный водоем и увеличивать ширину дверных проемов эвакуационных выходов в кирпичном здании с малой посещаемостью полагают нецелесообразным. По мнению представителя ответчика Осиповой Т.В., требование об установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в здании Таврического спортивного комплекса заявлено необоснованно.

Представитель третьего лица - начальник ОНД Лузского района Елькин А.В. требования прокурора поддержал, указав, что выявленные нарушения законодательства о противопожарной безопасности создают реальную опасность для жизни и здоровья граждан.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст.ст. 17, 41 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Каждый имеет право на охрану здоровья.

Пунктом «г» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрена обязанность организаций создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Статья 18 указанного закона закрепляет право граждан на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В том числе закреплена обязанность руководителей соблюдать требования пожарной безопасности.

В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 г. № 313 (ППБ 01-03), в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 14 Норм Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) определен обязательный перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Здания общественного административно-бытового назначения (вне зависимости от площади и этажности) отнесены к зданиям, которые в обязательном порядке должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Согласно п. 3 указанных Норм пожарной безопасности тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.

Пунктом 9 таблицы 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) определены здания и сооружения, в которых должна быть установка автоматической пожарной сигнализации (АУПС).

Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» утверждены Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

В силу статьи 14 Федерального закона от06 марта 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанность обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений возложена на органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением администрации Лузского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ и разрешением на ввод в эксплуатацию (л.д. 49-52) разрешен ввод в эксплуатацию спортивного комплекса общей площадью <данные изъяты>. в <адрес>.

В соответствии с актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из акта приема-передачи (л.д. 59) из муниципального образования Лузский муниципальный район Кировской области передано муниципальному образованию Лальскому городскому поселению в муниципальную собственность незавершенное строительством здание спортивного комплекса в пгт. Лальск, <адрес>, что также подтверждается распоряжением администрации Лальского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и инвентарной карточкой основных средств (л.д. 60-61).

Распоряжением администрации Лальского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , на основании решения Собрания депутатов Лальского городского поселения Лузского района Кировской области первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62, 17) было создано муниципальное казенное учреждение «Лальское спортивное объединение «Старт».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-23) основным видом деятельности МКУ «Лальское спортивное объединение «Старт» является деятельность спортивных объектов. Учредителем данного учреждения является муниципальное образование «Лальское городское поселение».

Из устава МКУ «Лальское спортивное объединение «Старт» (л.д. 7-16) следует, что задачами объединения являются: обеспечение развития массовой физической культуры и спорта, увеличение в Лальском городском поселении числа людей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом; улучшение материально-технической базы для массовых занятий физической культурой и спортом в Лальском городском поселении; организация активного отдыха среди различных групп населения средствами физической культуры и спорта; повышение эффективности подготовки спортсменов высокого класса.

Согласно п. 1.3 Устава МКУ «Лальское спортивное объединение «Старт» (л.д. 7-16) в состав объединения входят: спортивный комплекс «Старт» в пгт. <адрес>; Таврический спортивный комплекс в пгт. <адрес>.

В соответствии с п. 3.1 Устава МКУ «Лальское спортивное объединение «Старт», распоряжением администрации Лальского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-16, 62) имущество объединения является муниципальной собственностью Лальского городского поселения <адрес> и закрепляется за вновь созданным учреждением на праве оперативного управления.

Как следует из сообщения отдела надзорной деятельности Лузского района ГУ МЧС России по Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6), сотрудниками ОНД Лузского района совместно с прокуратурой Лузского района была проведена проверка деятельности МКУ «Лальское спортивнде объединение «Старт», в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении прокурора Лузского района.

В соответствии с п. 4.3.2 Приложения № 1 к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» здания учреждений культуры отнесены к категории зданий и помещений общественного назначения.

В силу п. 4.1 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в зданиях должны быть предусмотрены конструктивные,

объемно-планировочные и » инженерно-технические решения,

обеспечивающие в случае пожара:

- возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

- возможность спасения людей;

- возможность доступа личного состава пожарных подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, а также проведения мероприятий по спасению людей и материальных ценностей;

- нераспространение пожара на рядом расположенные здания, в том числе при обрушении горящего здания.

Согласно п. 4.3 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в процессе эксплуатации следует обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ГШБ 01.

Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф 1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек, из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 человек.

Положениями главы 7 «Предотвращение распространения пожара» СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» предусмотрен перечень специальных мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожара, в число которых входит и обработка частей зданий различной функциональной пожарной опасности (в данном случае деревянных конструкций здания) специальными огнезащитными покрытиями и пропитками.

Согласно п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

Право на жизнь и здоровье является неотчуждаемым правом человека и защищается Конституцией РФ и действующим законодательством. Согласно ч. 2 ст. 2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из объяснений директора МКУ «Лальское спортивное объединение «Старт» Осиповой Т.В. и приложенных документов о работе секций в здании Таврического спортивного комплекса (л.д. 68-75) следует, что на здание спортивного комплекса посещает большое количество людей, в том числе детей и подростков.

Однако как установлено в судебном заседании, подтверждается письменными доказательствами из материалов дела и не оспаривается сторонами, в помещении Таврического спортивного комплекса до настоящего времени не устранены выявленные нарушения противопожарного законодательства, а именно: расположенный в радиусе 200 метров ближайший пожарный водоем находится в неисправном состоянии, не заполнен водой, ширина дверных проемов эвакуационных выходов из помещения зала составляет менее 1,2 метра, проход, ведущий из помещения зала через пристрой непосредственно наружу (эвакуационный путь) загроможден различными горючими материалами, не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания.

Имеющиеся нарушения норм и Правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара создают реальную опасность для жизни и здоровья лиц, работающих в указанном здании и посещающих их. В случае возникновения пожара, связанного с нарушением выявленных правил пожарной безопасности, могут быть жертвы среди неопределенного круга лиц.

Следует отметить, что указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности носят затяжной характер, поскольку выявлялись неоднократно, что подтверждается предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности государственного пожарного надзора в адрес органов местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением мирового судьи по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на главу администрации Лальского городского поселения административного взыскания в виде штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 44-45).

С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора к МКУ «Лальское спортивное объединение «Старт» и администрации Лальского городского поселения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая то, что ответчикам для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Лузского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Лальское спортивное объединение «Старт» и администрации Лальского городского поселения о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Лальское спортивное объединение «Старт» и администрацию Лальского городского поселения Лузского района Кировской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ в здании Таврического спортивного комплекса, расположенного в пгт. <адрес>

- установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- оборудовать проемы эвакуационных выходов шириной не менее 1,2 метра;

- освободить проход, ведущий из помещения зала через пристрой непосредственно наружу (эвакуационный путь) от различных горючих материалов;

- провести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания.

Обязать администрацию Лальского городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пожарный водоем в радиусе 200 метров от здания Таврического спортивного комплекса, расположенного в пгт. <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в месячный срок со дня вынесения, с подачей жалобы через канцелярию Лузского районного суда.

Председательствующий                                        Л.В. Бабкина