РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Лукоянов
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Пузановой П.Ф., с участием помощника прокурора Лукояновского района Нижегородской области Соловьева И.Н., при секретаре Якимовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лукояновского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Большеарского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лукояновского района Нижегородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет скотомогильника под номером Н-<данные изъяты>, расположенного на территории Лукояновского района в № километре от села <адрес>, как бесхозного.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании информации исполняющего обязанности начальника ГУНО «Госветуправление Лукояновского района» прокуратурой Лукояновского района проведена проверка исполнения законодательства о сборе, утилизации и уничтожении биологических отходов, отходов производства и потребления. В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Лукояновского района в № километре от села Никулино имеется бесхозный скотомогильник, зарегистрированный в ГУНО «Госветуправления Лукояновского района» под номером Н-<данные изъяты> Согласно п. 7 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого – социальных чрезвычайных ситуаций. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций могут пострадать люди, круг которых не определен. В соответствии с частями 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник который неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимости вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Однако, администрация Лукояновского района не принимает никаких мер по постановке данного скотомогильника на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. В качестве способа защиты нарушенных прав, статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.
При подготовке дела к судебному разбирательству по заявлению помощника прокурора Лукояновского района Нижегородской области Соловьева И.Н. произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области на надлежащего – Администрацию Большеарского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области, о чем имеется соответствующее определение суда.
В судебном заседании помощник прокурора Лукояновского района Нижегородской области Соловьев И.Н., исковые требования поддержал в полном объеме. Просил суд обязать администрацию Большеарского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет скотомогильника под номером Н-<данные изъяты> расположенного на территории Лукояновского района в № километре от села <адрес>, как бесхозного.
Представитель ответчика Администрации Большеарского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области специалист ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора Лукояновского района не признала, указывая, что по мере возможности администрация содержит скотомогильники, занимается их благоустройством. Кроме этого, она пояснила, что данный скотомогильник расположен на землях сельхозназначений, которые уже отмежеваны собственником, то есть не являются бесхозяйными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Лукояновского муниципального района Нижегородской области, ГП «Нижтехинвентаризация» и ГУНО «Госветуправление Лукояновского района», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области.
Представитель администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области главный специалист Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам ФИО4, действующая на основании доверенности, с иском прокурора не согласилась, указывая, что в действующем законодательстве отсутствует норма, обязывающая в обязательном порядке принимать в муниципальную собственность районов и поселений объекты, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципальных образований. Администрация поселения по мере возможности содержит скотомогильник. Средств, для принятия скотомогильника в муниципальную собственность, у поселения нет, и бюджетом на 2011 год не предусмотрено. Кроме этого, данный скотомогильник находятся на землях сельхозназначений, в собственности частных лиц, и межевание земельного участка, где расположен скотомогильник, не представляется возможным.
Начальник ГУНО «Госветуправление Лукояновского района» ФИО8., действующая на основании Устава, иск прокурора поддержала, указывая, что ранее скотомогильник находился в собственности сельхозпредприятия, в связи с ликвидацией которого, скотомогильник остался бесхозными. В целях предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций необходимо, чтобы данный скотомогильник был в собственности муниципальных образований.
Представитель Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области ФИО6, действующий на основании доверенности, иск прокурора поддержал, указывая, что в целях предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций необходимо, оформить скотомогильники в муниципальную собственность. Это необходимо для возможности принятия мер к поселковым администрациям, направленных на содержание скотомогильников.
Представители ГП «Нижтехинвентаризация», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явились, будучи уведомлены надлежащим образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему:
В соответствии с пп. 8 п.1 статьи 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ за № Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №.
Следовательно, не в зависимости от того находится ли скотомогильник (биотермическая яма) в собственности поселения или нет, на неё возлагается ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Согласно п.5 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010 года) в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.
Следовательно, приведенная норма федерального закона предусматривает для муниципальных образований лишь возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, а не предписывает в императивной форме местным администрациям обращать данные объекты, не принадлежащие организациям, в муниципальную собственность.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приведенная норма федерального закона не предусматривает передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда о признании права муниципальной собственности на эти объекты.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Скотомогильник – это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
На территории администрации Большеарского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области в № км. от села Никулино расположен скотомогильник, зарегистрированный в ГУНО «Госветуправление Лукояновского района» под номером Н-<данные изъяты>.
Данный скотомогильник представляет собой земельный участок, на котором ранее производилось захоронение павших животных. Биотермических ям (биотермической ямы) на данном земельном участке не имеется.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ, данный скотомогильник отсутствует на картографическом материале. То есть, определить находится ли он на землях сельхозназначений, землях являющейся муниципальной или государственной собственность не возможно.
Прокурором в судебное заседание данные доказательства не представлены, не смотря на то, что судом предлагалось истцу представить доказательства того, на каких землях расположен скотомогильник.
Представитель ответчика пояснил, что данный скотомогильник расположен на землях сельхозназначений, которые на данный момент имеют собственника.
Следовательно, земельный участок, на котором расположен скотомогильник, не является бесхозяйным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований прокурора Лукояновского района к Администрации Большеарского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет объекта недвижимости, и считает в удовлетворении их необходимым отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора Лукояновского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Большеарского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет объекта недвижимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Лукояновский районный суд.
П.П. Судья – П.Ф. Пузанова
Копия верна: Судья - П.Ф. Пузанова
Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.