РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Лукоянов
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пузановой П.Ф., участием помощника прокурора Лукояновского района Нижегородской области Соловьева И.Н., при секретере Якимовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лукояновского района в интересах Арзютова И.Е. к Администрации Лукояновского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лукояновского района Нижегородской области обратился в суд с исковыми требованиями в интересах Арзютова И.Е. к Администрации Лукояновского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязывании за счет средств областного бюджета предоставить по договору социального найма Арзютову И.Е. являющемуся лицом из числа детей-сирот жилое помещение пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам, жилой площадью не менее 33 кв. метров на территории Лукояновского района Нижегородской области.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, пояснив, что Арзютов И.Е. имеет право на получения жилья по договору социального найма, как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году Арзютов И.Е. окончил учебное заведение, отслужил в армии и должен быть обеспечен жильем.
Истец Арзютов И.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика - Администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области юрисконсульт Ф.И.О., действующий на основании доверенности, иск признал в полном объеме, указывая, что не оспаривает обязанности Администрации предоставить Арзютову И.Е. по договору социального найма жилое помещение по программе «Дети-сироты». В настоящее время жилое помещение для Арзютова И.Е. построено за счет средств областного бюджета, и будет ему предоставлено в соответствии с действующим законодательством.
Представитель соответчика Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, будучи уведомлен надлежащим образом. От заместителя министра Ф.И.О. поступил отзыв на исковое заявление прокурора, из которого следует, что по существу заявленных исковых требований Министерство социальной политики поясняет следующее.
В Нижегородской области жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на соответствующий финансовый год. Сводный список составляется Министерством на основании списков, формируемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с Положением о порядке формирования сводного списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 года № 566. Арзютов И.Е. включен в Сводный список на 2010 год, утвержденный приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ года № №.
Представители третьих лиц: Министерства финансов Нижегородской области и Министерства образования Нижегородской области, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Возражений по рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, у участвующих в деле сторон не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие соответчика Министерства социальной политики Нижегородской области и третьих лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.), к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области № 147-3 от 10.12.2004 года (в редакции от 28.02.2007 года) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанные категории граждан, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.
Норма предоставления общей площади жилого помещения представляемого по договору социального найма, устанавливается в размере не менее 33 кв. метров на одного одиноко проживающего гражданина.
На основании п.1 ст.2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 года №116 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 10 Закона Нижегородской области №116-3, органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Нижегородской области материальными ресурсами и финансовыми средствами.
В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2009 года № 117 (далее - «Методических рекомендаций»), площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от
07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области».
Таким образом, Арзютову И.Е. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 33 кв. метров и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Согласно пункту 3 «Методических рекомендаций» жилые помещения
предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и включенным в сводный список детей-сирот на соответствующий финансовый год.
Сводный список детей-сирот составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков детей-сирот, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от
02.12.2008 г. № 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области».
Арзютов И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Арзютова И.Е. – Ф.И.О. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец Арзютова И.Е. – Ф.И.О. заочным решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына.
Арзютов И.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Лукояновский сельскохозяйственный техникум» и находился на полном государственном обеспечении.
Распоряжением Администрации Лукояновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О постановке на льготную очередь детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилья в Лукояновском районе», Арзютов И.Е. поставлен на льготную очередь детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Ответчиками признается право на получение Арзютовым И.Е. жилого помещения по программе «Дети-сироты» в 2010 году.
Министерством социальной политики Нижегородской принят приказ № 28 от 05.05.2009 года, которым утвержден сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2010 год. В соответствии с данным приказом Арзютов И.Е. включен в сводный список ещё на 2009 год.
Министерством социальной политики принято решение о финансировании программы с учетом Арзютова И.Е..
В соответствии с приложением 14 к Закону Нижегородской области от 11.10.2009 года № 245-З «Об областном бюджете на 2010 год» исключены субвенции органам местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области, за исключением Семеновского и Кулебакского районов Нижегородской области, на обеспечение жилыми помещениями вышеуказанных категорий лиц.
В Нижегородской области обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в рамках областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 09.09.2005 года № 126-З. Финансирование данной областной целевой программы в 2010 году установлено в сумме 356 701 тыс. рублей.
Администрацией Лукояновского муниципального района признается тот факт, что на средства областного бюджета построено жилое помещение для Арзютова И.Е., с которым администрацией будет заключен договор социального найма жилого помещения.
Министерство социальной политики Нижегородской области выполнило свои обязательства в отношении реализации программы в рамках, возложенных на него законом.
Из смысла вышеизложенных норм закона следует, что обязанность предоставить жилое помещение Арзютову И.Е. возложена законом на администрацию Лукояновского муниципального района.
Администрацией Лукояновского муниципального района признается тот факт, что жильем Арзютов И.Е. в 2010 году будет обеспечен.
Таким образом, суд считает исковые требования к Администрации Лукояновского муниципального района обоснованными.
В части удовлетворения требований к Министерству социальной политики иск удовлетворен быть не сможет, так как в судебном заседании установлено, что Министерство социальной политики исполнило свои обязательства по реализации программы «Дети-сироты». Арзютов И.Е. включен в сводный список лиц, имеющих право на получение жилья в 2010 году. Денежные средства на финансирование строительства жилья для Арзютова И.Е. из областного бюджета выделены полностью. Жилое помещение для Арзютова И.Е. построено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лукояновского района в интересах Арзютова И.Е. к Администрации Лукояновского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Лукояновского муниципального района Нижегородской области предоставить по договору социального найма Арзютову И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв. метров на территории Лукояновского района Нижегородской области.
В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики Нижегородской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
П.П. Судья - П.Ф. Пузанова
Копия верна: Судья - П.Ф. Пузанова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.