РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Лукоянов
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Пузановой П.Ф., при секретаре Якимовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой В.А. к Цыганову И.В., Цыгановой О.А. о сносе самовольных построек, по встречному иску Цыгановой О.А. к Николаевой В.А. о сносе самовольных построек,
УСТАНОВИЛ:
Николаева В.А. обратилась в суд с иском к Цыганову И.В. о признании гаража и пристроя к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, р.п. им. Степана Разина, <адрес> самовольными постройками, и обязывании ответчика осуществить снос самовольных построек за свой счет.
В обосновании заявленных требований истица указала, что Цыганов И.В. без оформления в установленном порядке разрешительной документации самовольно осуществил строительство гаража и ведет строительство пристроя к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, р.п. Степана Разина, <адрес>, без соблюдения градостроительных норм и правил. В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. При таких обстоятельствах указанный объект является самовольной постройкой и подлежат сносу в соответствии со ст. 222 ПК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Цыганова О.А., о чем вынесено соответствующее определение.
ДД.ММ.ГГГГ Цыганова О.А. обратилась в суд с встречным иском к Николаевой В.А. о сносе самовольных построек.
В обосновании заявленных требований Цыганова О.А. указала, что Николаева В.А. без оформления в установленном порядке проектно – сметной и разрешительной документации самовольно осуществила строительство сарая и дровника на не отведенном для этих целей земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> без получения на это необходимых разрешений. Более того, данные постройки расположены на границе их участка, находятся в противопожарном разрыве, что является недопустимым для соблюдения пожарной безопасности, а также данные постройки затеняют их земельный участок и скат крыш направлен в их сторону, из за чего необходимо установить забор. В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо создание без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство или реконструкция любого объекта должна вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил. В силу п. 2 ст. 222 ПС РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Истица Цыганова О.А. просит признать дворовые постройки – сарай и дворник, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>. <адрес>, самовольными постройками и обязать ответчика снести их.
Истица Николаева В.А. в судебное заседание не явилась, будучи уведомлена надлежащим образом. Представитель истицы - В.А., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании заявленные Николаевой В.А. требования поддержал. Он также указал, что пристрой создает пожарную опасность для дома и строений истицы, поскольку строится с нарушением строительных и противопожарных норм и правил.
Ответчики Цыганова О.А. и Цыганов И.В. исковые требования Николаевой В.А. не признали в полном объеме.
Цыганова О.А. в судебном заседании показала, что гараж был построен давно, ещё прежними хозяевами. Они лишь произвели косметический ремонт и покрасили его. Строительство пристроя является законным. Осенью 2009 года её муж Цыганов И.В. сказал истице, что намерен построить пристрой к дому. Николаева В.А. не возражала против строительства ими пристроя. Весной 2010 года срубили сруб. Истица сказала, что согласие на строительство пристроя она не даст, поскольку приехал её сын В.А. и сказал, что не разрешает делать пристрой в строну их дома. В мае 2010 года В.А. сказал им, что разрешения на строительство пристроя истица не давала и не даст. В мае 2010 года они сделали фундамент для пристроя, а в августе, когда получили разрешение администрации <адрес> на строительство, установили деревянный сруб.
Аналогичные объяснениям Цыгановой О.А. дал объяснения Цыганов И.В..
Цыганова О.А. встречный иск поддержала.
Представитель истца – В.А. встречные исковые требования Цыгановой О.А. не признал, указывая, что хозяйственные постройки, которые просит снести Цыганова О.А. построены около 50 лет назад, являются фактически узаконенными и сносу не подлежат.
К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: ОГПН по Лукояновскому району, Лукояновский филиал ГП «Нижтехинветаризация», администрация Лукояновского муниципального района Нижегородской области.
Представитель ОГПН по Лукояновскому району, дознаватель Ф1 в судебном заседании показал, что изначально между домами № и № по <адрес> <адрес>. <адрес> не были соблюдены противопожарные разрывы. Кроме этого, в противопожарном разрыве имеются деревянные постройки как у истца так и у ответчиков. Строительство пристроя Цыгановыми ведется в противопожарном разрыве, с нарушением противопожарных норм и правил. Строительство пристроя к дому № ещё более уменьшает противопожарный разрыв между строениями истца и ответчиков, усугубляет противопожарную ситуацию.
Представитель Лукояновского филиала ГП «Нижтехинвентаризация» Ф., действующий на основании доверенности, указал, что согласно технической документации хозяйственные постройки, расположенные рядом с домом № по <адрес> <адрес>, построены не менее 50 лет назад. Гараж Цыгановых построен не менее 30 лет назад.
Представитель администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской в судебное заседание не явился, будучи уведомлен надлежащим образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области.
Выслушав в судебном заседании объяснения представителя истца, ответчиков, представителей третьих лиц, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 7 Градостроительного Кодекса РФ, каждый гражданин имеет право на участие в осуществлении градостроительной деятельности.
Граждане и юридические лица, на основании ст. 20 Градостроительного Кодекса РФ, обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, не совершать действия, затрагивающие законные интересы третьих лиц и препятствующие реализации прав собственников, владельцев, арендаторов или пользователей сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости.
Контроль за соблюдением законодательства РФ о градостроительстве, а также разрешение споров в области градостроительной деятельности в пределах своей компетенции осуществляют, согласно ст. 23 Градостроительного Кодекса РФ, органы местного самоуправления.
Согласно ст. 222 ГК РФ, жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
Согласно п.2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, то есть при признании права собственности на самовольную постройку. Вместе с тем в соответствии п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Следовательно, в п.1 ст. 222 ГК РФ законодатель закрепил три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и санитарных норм и правил. Причем для определения её таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков, и установил в п.2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществляющим её лицом либо за его счет.
Из материалов дела усматривается, что Цыгановой О.А. и Цыганову В.И. (сыну ответчиков) принадлежит на праве общей долевой собственности Цыгановой О.А. – ?, Ц.В.И. – ? доли в праве на жилой дом и земельный участок площадью № кв. метров из категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Подтверждением являются свидетельства о государственной регистрации права Серии №-АГ №№ <данные изъяты>, выданные Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что в мае 2010 года Цыганова О.А. и Цыганов И.В. на собственном земельном участке без получения соответствующих разрешений на строительство начали строить пристрой к жилому дому по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. После начала строительства пристоя Цаганова О.А. обратилась с заявлением в администрацию Лукояновского муниципального района о выдаче соответствующего разрешения на строительство.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лукояновского муниципального района Нижегородской области Цыгановой О.А. и Ц.В.И. было выдано разрешение на строительство № RU <данные изъяты> согласно которому администрация разрешает строительство, реконструкцию, капитальный ремонт жилого дома со строительством жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В мае - августе 2010 года ответчиками был сделан фундамент для пристроя и поставлен сруб.
Одновременно судом установлено, что строительство пристроя ответчиками ведется с существенным нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, с нарушением Правил пожарной безопасности, является опасным для жизни и здоровья граждан, нарушает права и законные интересы истицы.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Истица Николаева В.А. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Это подтверждается свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Разинского поселкового Совета, кадастровой выпиской о земельном участке, свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Свода правил по проектированию и строительству. Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства, СП 30-102-99, принятым постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № расстояние до границы соседнего участка по санитарно – бытовым условиям должно быть не менее: от усадебного участка одно-двухквартирного и блокированного <адрес> метров с учетом требований п.4.1.5 Свода Правил.
В соответствии с пунктом 5.3.8 Свода на территориях с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 метров.
Согласно п.1 применения таблицы 1 СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-89 в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 метров.
В соответствии со строительными нормами и правилами СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденными постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № минимальное расстояние от одно-двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек соседних земельных участках принимаются в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений. Минимальное расстояние между жилыми и вспомогательными зданиями 4 и 5 степени огнестойкости должно быть не менее 15 метров.
Согласно п. 6 Примерных Правил застройки и благоустройства территорий индивидуального строительства в Нижегородской области, утвержденных постановлением администрации Нижегородской области № 171 от 22.07.1992 года, расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками на одном участке и жилым домом и хозяйственными постройками на соседних земельных участках должны применяться не менее 15 метров при 5 степени огнестойкости здания.
Как показал в судебном заседании представитель ОГПН по Лукояновскому району Ф1 все строения на земельных участках истца и ответчиков – это строения 5 степени огнестойкости, деревянные. Расстояние от строящегося пристроя до хозяйственных построек истицы менее 3 метров. Возведение пристроя сокращает противопожарный разрыв между домами № и № еще на 3,30 метра.
Из информации отдела архитектуры и градостроительства администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что расстояние от границы соседнего участка по главному фасаду – 3,0 метра, сзади – 2 метра, расстояние от строящегося пристроя до жилого дома, расположенного на соседнем участке составляет 13 метров.
Из информации инспектора ОГПН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фундамент пристроя к дому сделан на расстоянии 1,8 метров от хозяйственных построек истицы.
В судебном заседании установлено, что вышеуказанные градостроительные и санитарные нормы при строительстве пристроя ответчиками не соблюдаются.
Строительство пристоя Цыгановыми затронуло законные права и интересы истца.
Согласия истицы на строительство пристроя Цыгановыми в противопожарном разрыве не имеется.
Напротив, зная, что истица, представитель истицы категорически возражают против строительства пристроя в сторону границы их земельного участка, ответчики начали строить пристрой.
То, что в мае 2010 года Николаева В.А. не давала своего согласия на строительство пристроя, а напротив возражала против его строительства подтверждается также показаниями свидетелей Ф.И.О.2, Ф.И.О.1, Ф.И.О.3.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, о том, что строящейся пристрой к дому № по <адрес>, <адрес> является самовольной постройкой и подлежит сносу.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании гараж, который просит снести истица, был построен около 30 лет назад. Об этом свидетельствует техническая документация, имеющаяся в деле, показания представителя Лукояновского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» Ф., а также показания свидетеля Ф.И.О.1, которая показала, что Цыгановы только сделали косметический ремонт и покрасили гараж.
Следовательно, гараж был построен не Цыгановыми, а прежним собственником около 30 лет назад, по нормам и правилам, действующим на тот период времени. С данной постройкой соседи были согласны, требований о его сносе в течение 30 лет не предъявляли. При таких условиях, суд считает требование о признании гаража самовольной постройкой и сносе его удовлетворению не подлежит.
Решая вопрос о встречных требованиях Цыгановой О.А. к Николаевой В.А. о сносе дровника и сарая, по адресу: <адрес> суд приходит к следующему:
Как установлено в судебном заседании хозяйственные постройки, которые просит снести Цыганова О.А., были построены более 50 лет назад. Об этом свидетельствует техническая документация, имеющаяся в деле, показания представителя Лукояновского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» Ф., а также показания свидетеля Ф.И.О.4.
С данными постройками соседи были согласны, требований об их сносе в течение 50 лет не предъявляли. Цыгановы приобрели в собственность дом и земельный участок тогда, когда у соседей имелись данные постройки. При таких условиях, суд не находит оснований для удовлетворения встречного иска о признании самовольными постройками дровника и сарая и их сносе.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Николаевой В.А. к Цыганову И.В., Цыгановой О.А. о сносе самовольных построек удовлетворить частично.
Признать строящейся пристрой к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> самовольной постройкой.
Обязать Цыганова И.В., Цыганову О.А. снести самовольную постройку – строящейся пристрой к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В остальной части иска отказать.
В удовлетворении встречного иска Цыгановой О.А. к Николаевой В.А. о сносе самовольных построек отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Лукояновский районный суд.
Судья - П.Ф. Пузанова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года.