РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Лукоянов
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Пузановой П.Ф., при секретаре Якимовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллова С.В. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кириллов С.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району о включении в специальный стаж периодов работы и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ по Лукояновскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть в связи с наличием 25 лет стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФ РФ по Лукояновскому району вынесено решение № об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием на дату обращения требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Согласно подсчету, произведенному ГУ-УПФ РФ по Лукояновскому району в Решении № от ДД.ММ.ГГГГ на дату обращения его специальный стаж педагогической деятельности составил 22 года 06 месяцев 25 дней. В данный стаж необоснованно не включены следующие периоды: нахождение в учебных отпусках – 3 месяца 11 дней, нахождение на курсах повышения квалификации – 22 дня, работа в ДЮСШ в качестве тренера – преподавателя – 2 года 4 месяца 24 дня. Истец считает, что решение ГУ - УПФ РФ по Лукояновскому району нарушает его право на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 Конституции РФ от 12.12.1993 года, а также право на досрочное назначение пенсии по старости, установленное п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Истец просит обязать ГУ - Управление пенсионного Фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды нахождения в учебных отпусках – 3 месяца 11 дней; нахождение на курсах повышения квалификации – 22 дня; работу тренером – преподавателем в ДЮСШ – 2 года 4 месяца 24 дня. Обязать ГУ - УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Кириллов С.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости истец считает незаконным и не обоснованным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, МОУ Лукояновской средней общеобразовательной школы в судебное заседание не явился, будучи уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, ДЮСШ Лукояновского района Ф.И.О.2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск Кириллова С.В. поддержала, указывая, что по нормативным документам Министерства образования, действующим на момент работы истца в ДЮСШ города Лукоянова, в ДЮСШ имелась только должность «тренер-преподаватель», должности «тренер» не было.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области главный юрисконсульт Ф.И.О.1 действующая на основании доверенности № № от <данные изъяты> года, иск Кириллова С.В. не признала, утверждая, что на день подачи истцом заявления о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, на ДД.ММ.ГГГГ, у него отсутствовал требуемый специальный стаж и оснований для установления истцу досрочной трудовой пенсии по старости не имелось. В обосновании своей позиции представитель ответчика указала, что в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости не включены периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в данный период истец работал в качестве тренера в детской юношеской спортивной школе, а данная должность Списком не предусмотрена. В специальный стаж истца, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, также не включены следующие периоды: работа в должности «тренер» в ДЮСШ г. Лукоянова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождение истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождение истца в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ год специальный стаж Кириллова С.В., дающий право на льготное пенсионное обеспечение, составил всего 22 года 6 месяцев 25 дней.
Выслушав в судебном заседании объяснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему:
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчинам при достижении 60 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В то же время ст. 27 вышеуказанного закона сохранила право на досрочное назначение пенсии по старости некоторым категориям граждан, в том числе, и в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 назначается досрочная трудовая пенсия по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.
В соответствии с вышеуказанным Законом Кириллов С.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ – УПФ РФ по Лукояновскому району с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно решению об отказе в установлении пенсии УПФР по Лукояновскому району Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Кириллову С.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ составил № года № месяцев № дней. В специальный стаж не включены периоды: работа в качестве «тренера» - 2 года 4 месяца 24 дня (в том числе 3 месяца 11 дней – учебные отпуска), так как должность «тренер» - не предусмотрена Списками; курсы повышения квалификации – 22 дня.
Педагогический стаж для досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года; Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.
Согласно п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно записей в трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен учителем физкультуры С-Майданской 8-летней школы; ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности в связи с призывом в ряды Советской Армии; ДД.ММ.ГГГГ принят на должность тренера детской спортивной школы с ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность учителя физического воспитания в Лукояновскую среднюю школу №; ДД.ММ.ГГГГ присвоен 12 разряд ЕТС; ДД.ММ.ГГГГ присвоена 1 категория (13 разряд ЕТС); ДД.ММ.ГГГГ присвоена 1 квалификационная категория по должности «учитель»; ДД.ММ.ГГГГ присвоена 1 квалификационная категория по должности «учитель».
В специальный стаж работы истца, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, включены периоды работы Кириллова С.В.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности учителя физкультуры С-Майданской 8-летней школы Лукояновского района; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности учителя физического воспитания Лукояновской средней школы №.
Данные периоды работы Кириллова С.В., включенные ответчиком в специальный стаж истца, стороны не обжалуют.
Судом рассматриваются спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности тренера в ДЮСШ; периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», значатся детско – юношеские школы всех наименований и должность «тренер – преподаватель», должность «тренер», действительно, не предусмотрена.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении вопросов, связанной с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 4 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В судебном заседании установлено, что истец Кириллов С.В. в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал тренером – преподавателем в Детско - юношеской спортивной школе Лукояновского района.
Согласно записи в трудовой книжки ДД.ММ.ГГГГ Кириллов С.В. назначен тренером ДЮСШ. Слово «преподаватель» в трудовой книжке дописано.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ книги приказов по личному составу Лукояновского районного отдела народного образования Горьковской области, Кириллов С.В. был принят на должность тренера – преподавателя ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ. Слово «преподаватель» в приказе дописано.
Согласно Положению о детско-юношеской спортивной школе, утвержденному секретарем ВЦСПС, министром просвещения СССР, председателем Комитета по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР от 1978 года, действовавшему в спорный период работы истца, в детско-юношеских спортивных школах предусматривалась должность «тренер-преподаватель». Должность «тренер» положениями не предусматривалась.
Как следует из письма заместителя председателя Государственного Комитета РФ по физической культуре и туризму «О вопросах пенсионного обеспечения» №-ИТ от ДД.ММ.ГГГГ, ДЮСШ с 1952 года является образовательным учреждением, а должность тренера – педагогической деятельностью.
Представитель ДЮСШ Ф.И.О.2. в судебном заседании показала, что Кириллов С.В. в спорный период фактически работал в должности тренера-преподавателя, так как должности тренера в ДЮСШ не было.
Кроме этого, как следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Кириллов С.В. работал по совместительству в Ульяновской 8-и летней школе учителем физкультуры начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании также установлено, что истец Кириллов С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в учебных отпусках.
Обучение он проходил в Мордовском государственном педагогическом институте по специальности «физическое воспитание» с 1982 года по 1987 год, то есть получал высшее педагогическое (специальное) образование.
Из карточек-справок за 1985-1988 годы следует, что все учебные отпуска, предоставляемые истицу, были оплачиваемыми.
В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 3 приложения № к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ № был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку Кириллов С.В., осуществляя в период с 1985 года и по настоящее время педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находился в учебных отпусках в период действия указанных норм права – с 1985 года по 1987 год, а потому с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст.18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истца в учебных отпусках, за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец не работал в образовательном учреждении, подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, выданной МОУ Лукояновской средней общеобразовательной школой № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Кириллов С.В. направлялся на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно временных положений, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования, на момент обучения Кириллова С.В. на курсах повышения квалификации, руководство учебного заведения несло ответственность за повышение квалификации педагогических работников, а работник был обязан обеспечивать необходимый профессиональный уровень своей деятельности, способствующий успешной реализации образовательных программ.
Кириллов С.В. направлялся на курсы повышения квалификации на основании приказа директора образовательного учреждения, заработная плата за период прохождения курсов повышения квалификации ему сохранялась.
Следовательно, обучение на курсах повышения квалификации на основании приказа руководителя образовательного учреждения, это обязанность работника, непосредственно связанная с трудовой и педагогической деятельностью.
Также установлено, что в период нахождения Кириллова С.В. на курсах повышения квалификации у него сохранялась заработная плата, следовательно, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа.
Следовательно, время нахождения работника на курсах повышения квалификации, при подсчете стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначаемой в связи с педагогической деятельностью, исключаться не должно.
С учетом изложенного в специальный стаж истца, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, кроме включенных ответчиком периодов работы, подлежат включению периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – работа тренером – преподавателем в Детско - юношеской спортивной школе Лукояновского района (в том числе, учебные отпуска); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации.
Следовательно, специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, на ДД.ММ.ГГГГ составлял более 25 лет.
Согласно ст. 19 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения согласно п.2 ст. 19 Закона считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Кириллов С.В. обратился к ответчику с соответствующим заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ со всеми имеющимися у него документами.
Право на досрочную трудовую пенсию по старости у истца на ДД.ММ.ГГГГ возникло.
Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости Кириллову С.В. должна быть назначена с указанной даты.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кириллова С.В. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области включить Кириллову С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности тренера преподавателя в ДЮСШ (в том числе учебные отпуска); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области назначить Кириллову С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Лукояновский районный суд.
П.П. Судья – П.Ф. Пузанова
Копия верна: Судья – П.Ф. Пузанова