РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Лукоянов
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Пузановой П.Ф., при секретаре Якимовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осьминкиной Л.Ю. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Осьминкина Л.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что к педагогической работе она приступила ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя ЛПУ. В данной должности она работает по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ ее специальный педагогический стаж составил 25 лет. При обращении в ГУ – УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано на том основании, что при исчислении специального стажа работы, дающего право на пенсию, из него исключили учебные сессии, а также период работы в 2008-2009 учебном году. Истица считает это обоснование не правомерным. Во – первых, она не согласна с тем, что отдел по назначению и выплате пенсии не включил в педагогический стаж учебные сессии. Согласно «Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденному постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 07 марта 2007 года «…Лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости…». Поскольку учебные отпуска оплачиваемые и работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то период нахождения работника на учебно – экзаменационных сессиях засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Во – вторых, она не согласна с тем, что период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отдел по назначению и выплате пенсии не включает в специальный стаж, обосновывая тем, что в начале года не было 1,0 ставки (то есть 720 часов). Ее годовая педагогическая нагрузка за 2008 – 2009 учебный год составила 744 часа. Таким образом, она отработала все полагающиеся ей часы, то есть 720 часов. В соответствии с п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды выполнявшейся работы начиная с ДД.ММ.ГГГГ – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) засчитываются в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Тем более, что страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, удержаны с суммы за проведение 744 часов.
Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истица считает незаконным и не обоснованным. Она просит обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, считая, что выработала стаж, необходимый для назначения данной пенсии.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала в полном объеме, уточнив, что просит суд обязать ответчика: включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды нахождения в учебных отпусках и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького» Ф.И.О., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск Осьминкиной Л.Ю. поддержала, указывая, что в период нахождения истицы в учебных отпусках за ней сохранялось рабочее место и заработная плата. Истица получала высшее специальное педагогическое образование. В 2008-2009 учебном году истица имела педагогическую нагрузку 724 часа, то есть более ставки заработной платы.
Она занимала штатную должность, была протарифицированна как преподаватель.
Представитель ответчика – юрисконсульт Ф.И.О., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, утверждая, что на день подачи истицей заявления о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, на ДД.ММ.ГГГГ, у истицы отсутствовал требуемый специальный стаж и оснований для установления ей досрочной трудовой пенсии по старости не имелось.
В обоснование своей позиции представитель ответчика указал, что в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости не включены периоды нахождения истицы в учебных отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в период нахождения в учебных отпусках истица непосредственно педагогической деятельностью не занималась, а получала образование, следовательно, предусмотренные п. 4 Правил обязательные условия не соблюдены, поэтому независимо от уплаты работодателем страховых взносов за этот период, оснований для зачета учебных отпусков в специальный стаж вышеуказанного периода не имеется. Также в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости не включен период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год так как, у ответчика не имеется документов, подтверждающих, что истица работала в спорный период преподавателем на полную ставку заработной платы. На ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истицы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, составил всего 23 года 08 месяцев 22 дня.
Выслушав в судебном заседании объяснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» женщинам при достижении 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В то же время ст. 27 вышеуказанного Закона сохранила право на досрочное назначение пенсии по старости некоторым категориям граждан, в том числе, и в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 назначается досрочная трудовая пенсия по старости, независимо от возраста лицам, имеющим не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В соответствии с вышеуказанным Законом Осьминкина Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ-УПФ РФ по Лукояновскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно решению об отказе в установлении пенсии ГУ – УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Осьминкиной Л.Ю. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж истицы на ДД.ММ.ГГГГ составил 23 года 8 месяцев 22 дня.
В специальный стаж не был засчитан административный отпуск 22 дня, учебный отпуск 3 месяца 18 дней и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа на неполную ставку заработной платы.
Педагогический стаж для досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года; Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Также, периоды работы до 1 ноября 1999 года могут засчитываться в педагогический стаж согласно Списку профессий и должностей работников образования, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067.
Согласно записей в трудовой книжке, истица ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Лукояновское педучилище в должности лаборанта; ДД.ММ.ГГГГ - переведена на работу в должности преподавателя музыки; ДД.ММ.ГГГГ - присвоена вторая квалификационная категория по должности «преподаватель»; ДД.ММ.ГГГГ - присвоена первая квалификационная категория на должности «преподаватель»; ДД.ММ.ГГГГ Лукояновское педагогическое училище преобразовано в Лукояновский педагогический колледж; ДД.ММ.ГГГГ истице присвоена первая квалификационная категория на должности «преподаватель»; Лукояновский педагогический колледж ДД.ММ.ГГГГ переименован в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»; ДД.ММ.ГГГГ - присвоена первая квалификационная категория по должности «преподаватель».
В специальный стаж работы истицы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, включены периоды работы Осьминкиной Л.Ю.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности преподавателя музыки Лукояновского педучилища; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности преподавателя музыки Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького».
Данные периоды работы Осьминкиной Л.Ю., включенные ответчиком в специальный стаж истицы, стороны не оспаривают.
Судом рассматриваются спорные периоды: периоды нахождения истицы в учебных отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы истицы в должности преподавателя ГОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что обучение истица проходила в Арзамасском педагогическом институте им. А.П. Гайдара по специальности «Русский язык и литература» с 1983 года по ДД.ММ.ГГГГ, то есть получала высшее педагогическое (специальное) образование.
Из карточек-справок за 1986-1988 годы, имеющихся в материалах дела, следует, что все учебные отпуска, предоставляемые истицу, были оплачиваемыми.
В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку Осьминкина Л.Ю., осуществляя в период с 1985 года и по настоящее время педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права – с 1986 года по 1988 год, а потому с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст.18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п.4 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы с 01 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», норма часов педагогической работы за ставку заработной платы устанавливается 720 часов в год – преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.
В судебном заседании установлено, что истица Осьминкина Л.Ю. в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности преподавателя ГОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького» не менее чем на ставку заработной платы.
Согласно справке ГОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького» № от ДД.ММ.ГГГГ, годовая нагрузка преподавателя Осьминкиной Л.Ю. по тарификации на 2008-2009 учебный год была 744 часа (приказ №-о/д от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении вопросов, связанной с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 4 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с методическими рекомендациями по расчету педагогической нагрузки в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Нижегородской области, составленными Департаментом образования Нижегородской области, Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» видами педагогической деятельности являются:
- проведение теоретических занятий;
- проведение лабораторно-практических работ, семинарских занятий;
- руководство курсовым проектированием;
- руководство практиками;
- проведение промежуточной аттестации;
- руководство дипломным проектированием;
- рецензирование дипломных проектов;
- работа в государственной аттестационной комиссии;
- проведение консультаций;
- проведение факультативных занятий.
Согласно Приказу №-о/д от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении учебной нагрузки преподавателей ГОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького» на 2008-2009 учебный год, Осьминкиной Л.Ю. установлена учебная нагрузка – 545 часов в год.
Как разъяснил в судебном заседании представитель третьего лица, кроме педагогической нагрузки, указанной в тарификационных списках, имеется еще нераспределенная нагрузка, которая распределяется между преподавателями дополнительными приказами. Данную педагогическую нагрузку нельзя определить в начале учебного года и внести в тарификацию.
Согласно приказу №о/д от июня 2009 года, Осьминкиной Л.Ю. произведена почасовая оплата за рецензирование выпускных квалификационных работ студентов в количестве 25 часов.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче часов» преподавателю Осьминкиной Л.Ю. передано 117 часов индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте.
Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О составе государственных аттестационных комиссий» следует, что преподаватель Осьминкина Л.Ю. принимала участие в итоговой аттестации студентов.
Согласно табелю учета рабочего времени за 2009 года оплата истице за работу в ГАК произведена за 37 часов.
Действительно, в выписке из лицевого счета застрахованного лица работодатель указывает с ДД.ММ.ГГГГ работу истицы на 0,8 ставки заработной платы.
Таким образом, годовая педагогическая нагрузка истицы составила 724 часа, то есть более ставки заработной платы.
Представитель ГОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького» пояснил, что 0,8 – это учебная нагрузка только по тарификации, сделанной на ДД.ММ.ГГГГ, без учета дополнительных часов.
Следовательно, в спорный период истица Осьминкина Л.Ю. имела учебную нагрузку как преподаватель 724 часа в год, то есть не менее чем на ставку заработной платы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, специальный стаж истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, на ДД.ММ.ГГГГ составлял более 25 лет.
Согласно ст. 19 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения, согласно п. 2 ст. 19 считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и со всеми необходимыми документами Осьминкина Л.Ю. обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ у истицы возникло право на указанную пенсию, то пенсию и следует назначить с указанного дня.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Осьминкиной Л.Ю к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области включить Осьминкиной Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области назначить Осьминкиной Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Лукояновский районный суд.
П.П. Судья – П.Ф. Пузанова
Копия верна: Судья – П.Ф. Пузанова