Решение по иску Хрулевой С.М. об обязывании назначить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Лукоянов

Лукояновский районный суд Нижегородской области

в составе председательствующего судьи Пузановой П.Ф.,

при секретаре Якимовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хрулевой С.М. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области об обязывании назначить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и обязывании произвести расчет ежемесячной денежной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Хрулева С.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области об обязывании ответчика назначить ей ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и обязывании ответчика произвести расчет ежемесячной денежной выплаты, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что ее сын Х.Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, служил с ДД.ММ.ГГГГ по июль ДД.ММ.ГГГГ. в в/ч <данные изъяты> Софринская 21 ОБРОН <адрес> с августа ДД.ММ.ГГГГ. по январь ДД.ММ.ГГГГ. Участвовал в боевых действиях в Чеченской Республике. Погиб ДД.ММ.ГГГГ в г. Грозном. Захоронен на кладбище в г. Лукоянове. Награжден орденом Мужества. В связи с гибелью сына, 21 августа 2000 года ей было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные законодательством и установлены льготы для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы как для участников Великой Отечественной войны, предусмотренные законом СССР от 01.08.1989г.№ 313-1 « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения », а именно:

- бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей;

-оплата в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживающими;

-оплата 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергии), абонентская плата за телефон, услуг за пользования радио и коллективной телевизионной антенной;

- при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно- курортные организации;

-бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов;

-бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения. С принятием Федерального Закона от 22.08.04г. № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников ВОВ, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ст.44), размер которой п.п.2 п.4 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» определен для участников ВОВ в сумме 2316 руб. (в 2005г. - 1050 руб.), а пп.4 п.4 ст.23.1 того же закона для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий - 927 руб. (в 2005г. - 150 руб.). ЕДВ представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий. Кроме того, согласно п. 3 ст. 11 Закона "О ветеранах" от 12.01.95г." 5-ФЗ, права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР не могут быть отменены без равноценной замены.

Федеральный Закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающий льготы и социальную защиту различным категориям льготников, в том числе по ст. 21 членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий не отменял и не заменял ранее действующий Закон СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Она имела право выбора на предоставление льгот по Федеральному закону № 122-ФЗ ст.23.1 п.2 и п.З. При этом, военнослужащим срочной военной службы при призыве на действительную военную службу не был установлен статус «ветеран боевых действий». Следовательно, на момент гибели их правовым статусом был статус «военнослужащий, погибший при исполнении служебных обязанностей», а не «ветеран боевых действий».

Ст.7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших в следствии ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо в следствии заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, кем ее сын и являлся.

В ответе Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации от 23.03.2001г. однозначно сформулировано, «что льготы, установленные для семей военнослужащих, погибших в ходе боевых действий на территории Чеченской Республики одинаковы и не разделяются с начала боевых действий в 1994 году и по настоящее время».

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.04.07г. № 331-0-П, взаимосвязанные положения ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах" и п. 19.ст.44 Федерального закона от 22.08.04г. № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г., в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с пп.2 п.4 ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам ВОВ.

При обращении в Управление Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району о назначении ежемесячной денежной выплаты, приравненной к выплатам участникам Великой Отечественной войны, ей было отказано в связи с тем, что она не относится « к кругу лиц, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих» «гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995г. (дата вступления в силу Федерального Закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах»)».

Истица считает, данный отказ не обоснованным и нарушающим ее права.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, обстоятельства, на которые она ссылалась как на основания своих требований, изложила в соответствии с представленным иском.

Представитель ответчика – юрисконсульт ГУ-УПФ РФ по Лукояновскому району Ф.И.О. с заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области обратилась Хрулева С.М. с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пп.1 п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах». Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в виду того, что право на ЕДВ по категории: родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам Великой Отечественной войны, имеют вдовы и родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до 16.01.1995г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Как установлено комиссией и усматривается из материалов пенсионного дела №, Хрулева С.М. является матерью Х.Д.С., ДД.ММ.ГГГГг.р., погибшего при исполнении обязанностей военной службы ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 7 Закона СССР №313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и предусмотрены меры социальной защиты для каждой из категории ветеранов и членов их семей, объем которых различен. В частности, различный объем мер социальной защиты установлен для участников войны и лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц. Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах», в редакции, действовавшей до 01.01.2005г. предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. С принятием Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, преобразована в систему социальной поддержки, т.е. основная часть ранее представлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. Данный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2005г. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении №1125-О-О от 13.10.2009г., введенные пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» размеры ЕДВ различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных, в том числе, с моментом приобретения соответствующего правового статуса. Так как Х.Д.С. погиб ДД.ММ.ГГГГ, после вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», то на момент действия Закона СССР №313-1 у Хрулевой С.М. не возникло, и не было фактически реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны. Хрулева С.М. не имеет права на ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, и, как следствие этого, не имеет права на перерасчет ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:

Х.Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ Х.Д.С. был награжден орденом Мужества (посмертно).

Истица Хрулева С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является мамой погибшего в Северо-Кавказском регионе Х.Д.С..

Согласно справке районного отдела социального обеспечения № от ДД.ММ.ГГГГ Хрулева С.М. имеет право на получение льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг, предусмотренных ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 июля 1984 года № 812 «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих».

Следовательно, истица пользовалась и льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21.08.1989 года № 673, действующим в тот момент.

Из содержания ст.7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих. Им были предоставлены льготы на оплату жилья, коммунальных услуг в размере 50%, на медикаменты, санаторно-курортное обслуживание и т.д.

В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ натуральные льготы, предусмотренные ФЗ « О ветеранах», действовавшим в редакции до 01.01.2005 года, были заменены ежемесячной денежной компенсацией. Истцу была установлена ЕДВ № руб. ( в настоящее время с учетом индексации № руб.) по категории – член семьи погибшего военнослужащего.

Закон СССР от 01.08.1989 г. № 313-1, распространив льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым, их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе и в связи с принятием Федерального закона « О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению, о чем свидетельствует п.3 ст.11 названного Федерального закона ( в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены.

Признание данной нормы абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 г № 122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности

обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень

социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1.01.2005г. с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

По смыслу ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г.) №122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса,

Поэтому, предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении), должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

Следовательно, взаимосвязанные положения ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ) и п. 19 ст.44 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ « О ветеранах» и ст.7 указанного выше Закона СССР, то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников ВОВ.

Таким образом, истцу, ранее пользовавшемуся льготами в соответствии со ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечении и социального обслуживания населения», должна быть ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, которая составляет согласно ст.23.1 Закона « О ветеранах» 2316 рублей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежит удовлетворению.

Суд полагает обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области произвести перерасчет выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика назначить истице ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Хрулевой С.М. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области об обязывании назначить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и обязывании произвести расчет ежемесячной денежной выплаты удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области назначить Хрулевой С.М. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области произвести Хрулевой С.М. перерасчет ежемесячных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Лукояновский районный суд.

П.П. Судья – П.Ф. Пузанова

Копия верна: Судья - П.Ф. Пузанова