Решение по иску Веряскина В.С. о назначении досрочной пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Лукоянов

Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Фураевой Т.Н., при секретаре Тарасовой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веряскина В.С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Веряскин В.С. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он занимался педагогической деятельностью. Работал на педагогических должностях. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. В назначении пенсии ему было отказано. В специальный трудовой стаж не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период его работы в должности мастера производственного обучения ПТУ № в <данные изъяты>. Отказ в назначении трудовой пенсии Веряскин В.С. считает незаконным, поскольку законодательство, действующее в период его работы не предусматривало ограничений по включению в стаж педагогической деятельности.

В судебном заседании истец Веряскин В.С. исковые требования поддержал. Пояснил, что считает незаконным отказ во включении в специальный трудовой стаж периода работы в ПТУ № при <данные изъяты>. Он работал преподавателем. На него распределялась педагогическая нагрузка. Ранее действующее законодательство не предусматривало ограничений при назначении пенсии по признаку работы с детьми. В настоящее время он сокращен, работы по педагогической специальности не имеет. В ГУ-УПФ РФ по Лукояновскому району обратился ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты он просит назначить ему пенсию.

Представитель истца, адвокат Макеев С.Г., действующий на основании ордера, исковые требования поддержал. Пояснил, что считает отказ в назначении пенсии не законным, поскольку постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории. Российской Федерации Постановление Совмина. СССР № 1397 не применяется. Однако до принятия Закона РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях» работа в указанных должностях учитывалась при назначении пенсии за выслугу лет.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае, является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4). 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституций Российской Федерации но своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Действующее на момент работы Веряскина В.С. законодательство не предусматривало ограничений в виде работы с детьми. Право на пенсию устанавливалось для всех работников просвещения.

Представитель ответчика не признала исковые требования, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области обратился Веряскин В,С. с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно действующего пенсионного законодательства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют право лица не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в виду того, что на момент обращения отсутствовал требуемый специальный стаж.

Согласно документов, представленных в Управление, в специальный стаж включены периоды работы:

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ- по ТК работа в должности <данные изъяты>;

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ- по ТК работа в должности <данные изъяты>;

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - по ТК работа в должности <данные изъяты>;

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - по ТК работа в должности <данные изъяты>;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по ТК работа в должности <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по ТК работа в должности <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по ТК работа в должности <данные изъяты>;

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - по ТК работа в должности <данные изъяты>.

Итого специальный стаж: 21г.01м.25дн.

В специальный стаж не вошел спорный период работы:

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ- по ТК работа в должности <данные изъяты> профессионально-техническом училище № при <данные изъяты>.

Согласно уточняющей справки № от ДД.ММ.ГГГГ истец в данный период работал в качестве мастера производственного обучения в ПТУ № и вышеуказанная работа относится к специальному стажу, выработанному а соответствии с пп.17 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ истец работал в качестве мастера производственного обучения с осужденными старше 18 лет.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии определяется соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Должность <данные изъяты> не одним из Списков (ни Списком от 2002г., ни Перечнем от 1959г.) не поименована

Таким образом, правовых оснований засчитывать период работы в должности «мастера производственного обучения» в ПТУ № при <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не имеется.

В связи с чем, права на указанную пенсию Веряскин В.С. не имеет в виду отсутствия требуемого специального стажа.

Выслушав в судебном заседании объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему:

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчинам при достижении 60 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В то же время ст. 27 вышеуказанного закона сохранила право на досрочное назначение пенсии по старости некоторым категориям граждан, в том числе, и в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 назначается досрочная трудовая пенсия по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.

В соответствии с вышеуказанным Законом Веряскин В.С. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ – УПФ РФ по Лукояновскому району с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно решению об отказе в установлении пенсии УПФР по Лукояновскому району Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Веряскину В.С. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж истца на дату обращения составил 21 год 01 месяц 25 дней. В специальный стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в СПТУ №, поскольку не подтвержден факт наличия учащихся 50% в возрасте до <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации.

Педагогический стаж для досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не зависимо от их возраста, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года; Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

Согласно п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении вопросов, связанной с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 4 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В судебном заседании установлено, что согласно записи в трудовой книжке истец Веряскин В.С. в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности мастера производственного обучения в группе электромонтеров- ремонтников Профессионально технического училища № на базе исправительно - трудового учреждения <данные изъяты>.

В настоящее время ПТУ № преобразовано в <данные изъяты> № Федеральной службы исполнения наказаний в РФ.

Из уточняющей справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Веряскин В.С. работал мастером производственного обучения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ПУ № открыто на базе <данные изъяты> строгого режима для лиц, осужденных к лишению свободы старше 18 лет.

Согласно приказу по <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Веряскин В.С. принят мастером производственного обучения с окладом <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Веряскин В.С. уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ.

Образовательное учреждение, в котором работал истец в спорный период основано в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

Следовательно, профессионально-техническое училище было подведомственно Управлению профтехобразования, являлось образовательным учреждением и относилось к категории учреждений просвещения.

В указанный спорный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (далее -Постановление), которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с Постановлением, пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Перечень учреждений организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусматривает право на пенсию преподавателям в том числе училищ профессионально- технического образования.

Кроме того, примечанием к Перечню установлено, что учителя и другие работники просвещения заочных средних школ, техникумов и других средних специальных учебных заведений, указанных в настоящем Перечне, относятся к числу лиц, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет.

2. Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Таким образом, согласно действующему на тот момент законодательству, учреждение ПТУ № (№) относилось к категории учреждений, работа в которых давала право на назначении досрочной трудовой пенсии работникам просвещения.

При этом действующее законодательство не содержало требований по работе с детьми и предусматривало право на пенсию всем работникам просвещения в независимости от возраста учащихся.

Из предоставленных приказов по ПТУ № за ДД.ММ.ГГГГ годы о распределении педагогической нагрузки и закреплении мастеров производственного обучения за учебными группами, следует, что для Веряскина В.С. устанавливалась педагогическая нагрузка в том числе для проведения уроков теоретического обучения.

Так приказом № от ДД.ММ.ГГГГ назначен преподавателем теоретического обучения – техническое черчение 150 часов Веряскин В.С.

Для проведения уроков производственного обучения Веряскин В.С. закреплен за группой электромонтеров.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ для Веряскина В.А. установлена педагогическая нагрузка <данные изъяты>.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ педагогическая нагрузка теоретического обучения для Веряскина В.С. – <данные изъяты>.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по профессионально- техническому училищу № Веряскин В.С. назначен преподавателем технического <данные изъяты>.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Веряскин В.С. назначен преподавателем технического <данные изъяты>.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Веряскин В.С. за преподавателем Веряскиным В.С. закреплено преподавание «Основ информатики и вычислительной техники» в количестве 119 часов.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Веряскин В.С. назначен преподавателем информатики и вычислительной техники -<данные изъяты> часов, чтения чертежей- <данные изъяты> часа.

Аналогично распределена педагогическая нагрузка на Веряскина В.С. в ДД.ММ.ГГГГ учебных годах.

Соответственно в период работы в ПТУ № Веряскин В.С. фактически исполнял обязанности преподавателя учебных дисциплин. На него распространялась учебная нагрузка с оплатой, согласно табеля учета рабочего времени и выписок из журналов теоретического обучения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также ряде его определений, ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Работа по специальности «преподаватель» училища профессионально- технического образования в период работы Веряскина В.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предусматривала право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Следовательно указанный период необоснованно не включен ответчиком в специальный стаж работы.

Ответчиком признается специальный стаж работы Веряскина В.С. 21 год, 1 месяц и 25 дней в периоды указанные ответчиком.

Следовательно, указанный факт, имеющий юридическое значение, не подлежит доказыванию истцом, согласно ч.2 ст. 68 ГПК РФ.

При учете работы Веряскина В.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, его специальный стаж работы на день обращения ДД.ММ.ГГГГ составляет более 25 лет.

То есть, на день обращения Веряскин В.С. имел право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно ст. 19 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения согласно п.2 ст. 19 считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Веряскин В.С. обратился к ответчику с соответствующим заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно пенсия должна ему быть назначена со дня обращения за ее назначением.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск Веряскина В.С. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области включить Веряскину В.С. в специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области назначить Веряскину В.С. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Т.Н.Фураева

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ