Решение по иску прокурора Лукояновского района об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Пузановой П.Ф., с участием помощника прокурора Лукояновского района Нижегородской области Соловьева И.Н., при секретаре Якимовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лукояновского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кудеяровского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лукояновского района Нижегородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет скотомогильника под номером Н-23-28/166, расположенного на территории Лукояновского района в 1 км. от села Иванцево, как бесхозного.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании информации исполняющего обязанности начальника ГУНО «Госветуправление Лукояновского района» прокуратурой Лукояновского района проведена проверка исполнения законодательства о сборе, утилизации и уничтожении биологических отходов, отходов производства и потребления. В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Лукояновского района в 1 км. от села Иванцево имеется бесхозный скотомогильник, зарегистрированный в ГУНО «Госветуправления Лукояновского района» под номером Н-23-28/166. Согласно п. 7 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого – социальных чрезвычайных ситуаций. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций могут пострадать люди, круг которых не определен. В соответствии с частями 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник который неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимости вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Однако, администрация Лукояновского района не принимает никаких мер по постановке данного скотомогильника на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. В качестве способа защиты нарушенных прав, статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

При подготовке дела к судебному разбирательству по заявлению помощника прокурора Лукояновского района Нижегородской области Соловьева И.Н. произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области на надлежащего – Администрацию Кудеяровского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области, о чем имеется соответствующее определение суда.

В судебном заседании помощник прокурора Лукояновского района Нижегородской области Соловьев И.Н., исковые требования поддержал в полном объеме. Просил суд обязать администрацию Кудеяровского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет скотомогильника под номером Н-23-28/166, расположенного на территории Лукояновского района в 1 км. от села Иванцево, как бесхозного.

Представитель ответчика Администрации Кудеяровского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области специалист К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора Лукояновского района не признала, указывая, что по мере возможности администрация содержит скотомогильник, занимается его благоустройством. Скотомогильник огорожен забором.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Лукояновского муниципального района Нижегородской области, ГП «Нижтехинвентаризация» и ГУНО «Госветуправление Лукояновского района», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области.

Представитель администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области главный специалист Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам М., действующая на основании доверенности, с иском прокурора не согласилась, указывая, что в действующем законодательстве отсутствует норма, обязывающая в обязательном порядке принимать в муниципальную собственность районов и поселений объекты, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципальных образований. Скотомогильник около с. Иванцево огорожен забором, администрация поселения смотрит за содержанием данного скотомогильника. Средств, для принятия скотомогильника в муниципальную собственность, у поселения нет, и бюджетом на 2011 год не предусмотрено. Межевание земельного участка, где расположен скотомогильник, не представляется возможным, поскольку земля уже размежевана. Скорее всего, данный скотомогильник находится на землях сельхозназначения.

Начальник ГУНО «Госветуправление Лукояновского района» П., действующая на основании Устава, иск прокурора поддержала, указывая, что в настоящее время данным скотомогильником не пользуются, и он остался бесхозными. В целях предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций необходимо, чтобы данный скотомогильник был в собственности муниципального образования.

Представитель Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области В., действующий на основании доверенности, иск прокурора поддержал, указывая, что в целях предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций необходимо, оформить скотомогильники в муниципальную собственность. Это необходимо для возможности принятия мер к поселковым администрациям, направленных на содержание скотомогильников.

Представители ГП «Нижтехинвентаризация», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явились, будучи уведомлены надлежащим образом.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему:

В соответствии с пп. 8 п.1 статьи 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных 4.12.1995 года за № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, зарегистрированного в Минюсте России 5 января 1996 года № 1005.

Следовательно, не в зависимости от того находится ли скотомогильник (биотермическая яма) в собственности поселения или нет, на неё возлагается ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Согласно п.5 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010 года) в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.

Следовательно, приведенная норма федерального закона предусматривает для муниципальных образований лишь возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, а не предписывает в императивной форме местным администрациям обращать данные объекты, не принадлежащие организациям, в муниципальную собственность.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Приведенная норма федерального закона не предусматривает передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда о признании права муниципальной собственности на эти объекты.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Скотомогильник – это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

На территории администрации Кудеяровского сельсовета Лукояновского муниципального района в 1 км. от с. Иванцево расположена биотермическая яма, зарегистрированная в ГУНО «Госветуправление Лукояновского района» под номером Н№.

Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ, местоположение данного скотомогильника не определено в связи с отсутствием его обозначения на картографическом материале.

Прокурором в судебное заседание доказательства относительно местоположения и принадлежности земельного участка, на котором расположен скотомогильник, не представлены, не смотря на то, что судом предлагалось истцу представить доказательства того, на каких землях расположен скотомогильник.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований прокурора Лукояновского района к Администрации Кудеяровского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет объекта недвижимости, и считает в удовлетворении их необходимым отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Лукояновского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кудеяровского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет объекта недвижимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Лукояновский районный суд.

П.П. Судья – П.Ф. Пузанова

Копия верна: Судья - П.Ф. Пузанова