РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Лукоянов Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Пузановой П.Ф., при секретаре Тарасовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Лукояновского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области, МУ «Дирекция коммунального хозяйства» об обязывании привести дорогу на <адрес> и её содержание в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лукояновского района Нижегородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области, МУ «Дирекция коммунального хозяйства» об обязывании привести дорогу на <адрес> и её содержание в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами. В обосновании заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой района проведена проверка по соблюдению законодательства о благоустройстве и содержанию дорог в надлежащем состоянии. В ходе проведенной проверки установлено, что проезжая часть дороги по адресу: <адрес> находится в ненадлежащем состоянии, дорожное покрытие практически по всей дороге отсутствует, местами имеет выбоины. В силу ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии со ст.33 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправление и Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно ст. 16 вышеуказанного Федерального закона, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской федерации и настоящим законом. Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог выдается, в частности органам местного самоуправления муниципального района в отношении автомобильных дорог муниципального района, а также частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять в границах муниципального района. Согласно ст. 18 Федерального закона №131, порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается муниципальными правовыми актами. Согласно п. 5 ст. 6 Устава города Лукоянов Нижегородской области, к вопросам местного значения города относятся - содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений и границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального строительства. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Согласно гл.25 п.25,1.2.2. Правил по благоустройству и санитарному содержанию территории Лукояновского муниципального района, покрытие проезжей части не должно иметь просадок и выбоины, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств со скоростью разрешенной правилами дорожного движения. Предельные размеры отдельных просадок, выбоины не должны превышать по длине 15 сантиметров, по ширине - 60 сантиметров и глубины 5 сантиметров. Согласно ст.3 Федерального закона №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения. Статьей 12 Федерального закона №196-ФЗ закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и к процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Так как, обследованный прокуратурой Лукояновского района участок дороги по <адрес> относятся к автомобильным дорогам общего пользования, то их ненадлежащее содержание влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор Лукояновского района Нижегородской области просит обязать администрацию г. Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области, МУ «Дирекция коммунального хозяйства» привести дорогу на <адрес> и её содержание в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно: устранить повреждения дорожного покрытия, в виде выбоин на проезжей части дороги по адресу: <адрес>, и в соответствии со ст. 206 ГПК установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действии. В судебном заседании помощник прокурора Лукояновского района Гузнякова Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив, что просит устранить повреждения дорожного покрытия, в виде выбоин на проезжей части дороги по адресу: <адрес> путем проведения ямочного ремонта, засыпанием выбоин на проезжей части дороги щебнем. И установить ответчикам срок для выполнения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Администрации города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области специалист 1-ой категории К.Е.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора не признала. В обосновании своих возражений она указала, что дорога на <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров была закреплена на праве оперативного управления за МУ «Дирекция коммунального хозяйства» с ДД.ММ.ГГГГ. По мере необходимости администрация г. Лукоянова проводит финансирование работ по содержанию дороги. Администрация города считает, что в настоящее время дорога находится в удовлетворительном состоянии и не требует ремонта. Представитель ответчика МУ «Дирекция коммунального хозяйства» Б.Л.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора Лукояновского района не признала, указывая, что дорога по адресу: <адрес> муниципального района Нижегородской области находится в удовлетворительном состоянии. Денежные средства на ремонт данной дороги администрацией города Лукоянова не выделялись. Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему: В силу ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии со ст.33 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131 ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправление и Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно ст. 16 вышеуказанного Федерального закона, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской федерации и настоящим законом. Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог выдается, в частности органам местного самоуправления муниципального района в отношении автомобильных дорог муниципального района, а также частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять в границах муниципального района. Согласно ст. 18 Федерального закона №131, порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается муниципальными правовыми актами. Согласно п. 5 ст. 6 Устава города Лукоянов Нижегородской области, к вопросам местного значения города относятся - содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений и границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального строительства. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Согласно ст.3 Федерального закона №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения. Статьей 12 Федерального закона №196-ФЗ закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и к процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Дорога по <адрес> относятся к автомобильным дорогам общего пользования, и её ненадлежащее содержание влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Дорога по <адрес> является муниципальной собственностью Муниципального образования – городское поселение «Горд Лукоянов» Лукояновского района Нижегородской области. На основании договора № о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области закрепляет за Муниципальным учреждением «Дирекция коммунального хозяйства» на праве оперативного управления имущество, в том числе дорогу по <адрес> в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> кв. метров. Согласно п. 3.1 Договора МУ «Дирекция коммунального хозяйства» обязуется обеспечивать сохранность имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества. В соответствии с п.3.1.1 Положения о муниципальном учреждении «Дирекция коммунального хозяйства», утвержденного Решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение в соответствии с возложенными на него функциями выполняет следующие функции: Эксплуатация, ремонт и строительство, содержание объектов коммунальной инфраструктуры, автомобильных дорог, мест общего пользования города Лукоянова в соответствии с правилами и нормами эксплуатации, производственной санитарии и пожарной безопасности. Таким образом, обязанность по содержанию и ремонту дороги по <адрес> лежит на Администрации <адрес> муниципального района Нижегородской области и МУ «Дирекция коммунального хозяйства». Как следует из акта осмотра (обследования) от ДД.ММ.ГГГГ произведенного с участием главного специалиста Арзамасского отдела технического надзора К.В.Н., проезжая часть дороги по <адрес> «имеет выбоины, часть улицы с отсутствием дорожного покрытия. Отдельные выбоины более <данные изъяты> см. в длину, более <данные изъяты> см. по ширине и глубине 5 см.». Согласно гл.25 п.25,1.2.2. Правил по благоустройству и санитарному содержанию территории Лукояновского муниципального района, покрытие проезжей части не должно иметь просадок и выбоины, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств со скоростью разрешенной правилами дорожного движения. Предельные размеры отдельных просадок, выбоины не должны превышать по длине 15 сантиметров, по ширине - 60 сантиметров и глубины 5 сантиметров. Таким образом, суд приходит к выводу, что дорога по <адрес> находится в ненадлежащем состоянии и требует ремонта. Доводы представителей ответчиков о том, что указанная дорога находится в удовлетворительном состоянии и не требует ремонта, суд находит необоснованными. С учетом изложенного, суд считает иск Прокурора Лукояновского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области, МУ «Дирекция коммунального хозяйства» об обязывании привести дорогу на <адрес> и её содержание в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Прокурора Лукояновского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области, МУ «Дирекция коммунального хозяйства» об обязывании привести дорогу на <адрес> и её содержание в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, удовлетворить. Обязать Администрацию города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области, Муниципальное учреждение «Дирекция коммунального хозяйства» устранить повреждения дорожного покрытия, в виде выбоин на проезжей части дороги по адресу: <адрес>, путем проведения ямочного ремонта, засыпанием выбоин на проезжей части дороги щебнем. Установить ответчикам срок для выполнения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Лукояновский районный суд. П.П. Судья – П.Ф. Пузанова Копия верна: Судья - П.Ф. Пузанова