Решение по иску Жадан А.В. к ГУ– Управлению пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Лукоянов

Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Пузановой П.Ф., при секретаре Шадровой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жадан Андрея Владимировича к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Жадан А.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

В обосновании заявленных требований он указал, что более 25 лет проработал в учебном заведении, осуществляя при этом педагогическую деятельность. В связи с этим он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему было отказано, при этом указано, что специальный стаж на дату обращения составил 24 года 10 месяцев 18 дней. При подсчете специального трудового стажа, дающего право на досрочное получение трудовой пенсии по старости, ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району не были включены периоды нахождения его на курсах повышения квалификации: до ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц 20 дней.

Истец Жадан А.В. считает данные обстоятельства не законными, не обоснованными, а также ущемляющими его права и законные интересы, как гражданина РФ по следующим причинам: Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на обучении является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для педагогов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Жадан А.В. считает, что период нахождения на обучении подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Истец Жадан А.В. просит назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы – государственную пошлину в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец Жадан А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, старший мастер Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Лукояновский сельскохозяйственный техникум» Жадан А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск Жадан А.В. поддержал, указывая, что на курсы повышения квалификации истец направлялся на основании приказа руководителя образовательного учреждения. Кроме того, педагог обязан проходить курсы повышения квалификации, с целью последующей аттестации, как педагогического работника. При направлении истца на курсы повышения квалификации за истцом полностью сохранялась заработная плата и место работы.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области в судебное заседание не явился. До начала судебного заседания от начальника ГУ - Управления пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району ФИО4 поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

В отзыве на исковое заявление в обосновании своей позиции представитель ответчика указал, что ДД.ММ.ГГГГ истец Жадан А.В. обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В стаж работы засчитывается периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющих педагогическую деятельность.

Согласно представленных документов в специальный стаж были включены следующие периоды:

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности преподавателя спецдисциплин Лукояновского СПТУ-105.

Также в специальный стаж были включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации после ДД.ММ.ГГГГ:

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Итого специальный стаж на момент обращения (ДД.ММ.ГГГГ) составил 24 года 10 месяцев 18 дней. В специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Итого: 1 месяц 20 дней.

Пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Период нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не предусмотрен, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части включения указанных периодов в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам п.п. 19 п. 1 ст27 Закона.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2003г. №191, назначение досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью производится с учетом продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы) установленной названным нормативным правовым актом на федеральном уровне для конкретной должности и специальности.

Пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г, №781, предусматривается включение периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке начиная с 01.09.2000г. при условии выполнения нормы рабочего времени, установленного за ставку заработной платы. До 01.09.2000г. не было требования выполнения нормы учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, поэтому вопрос о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации был невозможен. С 01.09.2000г. в соответствии с п.2 п.5 Правил исчисления сроков выслуги лет (постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067) вступило в силу условие о выработке нормы рабочего времени, поэтому и стал рассматриваться вопрос о возможности включения времени нахождения на курсах в педагогический стаж при условии выполнения годовой нормы педагогической нагрузки.

Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ если норма рабочего времени, установленного за ставку заработной платы либо объем преподавательской работы выполнены, то, несмотря на наличие периодов нахождения на курсах повышения квалификации, указанный период может быть включен в стаж на соответствующих видах работ.

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области считает, что назначить досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п.19.п.1 ст.27 Закона истцу невозможно, в связи с отсутствием на момент обращения требуемого специального стажа.

С учетом мнения истца, представителя третьего лица, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ГУ - Управления пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области.

Выслушав в судебном заседании объяснения истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему:

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчинам при достижении 60 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В то же время ст. 27 вышеуказанного Закона сохранила право на досрочное назначение пенсии по старости некоторым категориям граждан, в том числе, и в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 назначается досрочная трудовая пенсия по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.

В соответствии с вышеуказанным Законом Жадан А.В., ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ – УПФ РФ по Лукояновскому району с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно решению об отказе в установлении пенсии Управления Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району от ДД.ММ.ГГГГ Жадан А.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж истца на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ составил ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ месяцев ДД.ММ.ГГГГ дней. В специальный стаж не включены периоды: курсы повышения квалификации – 1 месяц 20 дней.

Педагогический стаж для досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года; Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Также, периоды работы до 1 ноября 1999 года могут засчитываться в педагогический стаж согласно Списку профессий и должностей работников образования, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067.

Согласно записи в трудовой книжке АТ-IV , истец ДД.ММ.ГГГГ был принят в Лукояновское СПТУ – 105 на должность преподавателя спецдисциплин; ДД.ММ.ГГГГ среднее профтехучилище реорганизовано в профессионально техническое училище , в связи с реорганизацией училища переведен на должность преподавателя спецдисциплин в ПТУ – 105; ДД.ММ.ГГГГ ВПУ – 105 переименовано в Профессиональный лицей . В связи с переименованием училища истец переведен в ПЛ - на должность преподавателя спецдисциплин; ДД.ММ.ГГГГ в связи с переименованием ПЛ– в Лукояновский сельскохозяйственный техникум, должность истца преподавателя спецдисциплин лицея переименована в должность преподавателя спецдисциплин техникума, истцу присвоена 1 квалификационная категория; ДД.ММ.ГГГГ Государственное образовательное учреждение Лукояновский сельскохозяйственный техникум переименован в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Лукояновский сельскохозяйственный техникум; ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена первая квалификационная категория преподавателя; ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена первая квалификационная категория по должности «преподаватель».

Согласно справки , уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Лукояновский сельскохозяйственный техникум» на основании книги приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ год, Жадан А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ГОУ «Лукояновский сельскохозяйственный техникум» в качестве преподавателя на полную ставку заработной планы. В указанный период работы у истца были курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, по подсчётам работодателя составил 25 лет.

В специальный стаж Жадан А.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, ответчиком включен период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и сторонами это не оспаривается.

Спорными периодами являются периоды нахождения истца на курсах повышения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что Жадан А.В. в указанные спорные периоды направлялся на курсы повышения квалификации на основании приказов руководителя образовательного учреждения и с сохранением заработной платы.

То, что истец Жадан А.В. находился на курсах повышения квалификации, подтверждается приказами, имеющимися в материалах дела: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Из приказов следует, что истец направлялся на курсы повышения квалификации как преподаватель руководителем образовательного учреждения.

Согласно ст. 127 КЗоТ РФ, действующей на момент обучения Жадан А.В. на курсах повышения квалификации, работник был обязан «своевременно и точно исполнять распоряжения администрации».

Согласно п. 23 Временных положений, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР 23.02.1991 года № 119, п. 68 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ 14.10.1994 года № 1168, действующих на момент обучения Жадан А.В. на курсах повышения квалификации, руководство учебного заведения несло ответственность за повышение квалификации педагогических работников, а работник был обязан обеспечивать необходимый профессиональный уровень своей деятельности, способствующий успешной реализации образовательных программ, постоянно повышать профессиональную квалификацию.

Следовательно, обучение на курсах повышения квалификации на основании приказа руководителя образовательного учреждения, это обязанность работника, непосредственно связанная с трудовой и педагогической деятельностью.

Также установлено, что в период нахождения Жадан А.В. на курсах повышения квалификации за ним сохранялась должность и у него сохранялась заработная плата, следовательно, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа.

Следовательно, время нахождения работника на курсах повышения квалификации, при подсчете стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначаемой в связи с педагогической деятельностью, исключаться не должно.

С учётом изложенного, специальный стаж Жадан А.В., дающий право на льготное пенсионное обеспечение, на ДД.ММ.ГГГГ составлял более 25 лет.

Согласно ст. 19 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения, согласно п. 2 ст. 19 считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и со всеми необходимыми документами Жадан А.В. обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ у истца возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости, то её и следует назначить с указанной даты.

Подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика в его пользу судебных расходов – госпошлины, уплаченной при подаче иска в суд, в сумме 200 рублей.

В п.3 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» указано, что «В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы… подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ».

Согласно ст. 98 ГПК РФ «Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы…».

Статья 88 ГПК РФ относит к судебным расходам государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела.

Согласно квитанции банка, имеющейся в материалах дела, истец Жадан А.В. при подаче иска в суд уплатил государственную пошлину в размере рублей.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Жадан Андрея Владимировича к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области включить Жадан Андрею Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области назначить Жадан Андрею Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ – Управления пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области в пользу Жадан Андрея Владимировича судебные расходы в сумме ) рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Лукояновский районный суд.

П.П. Судья – П.Ф. Пузанова

Копия верна: Судья – П.Ф. Пузанова