Опр-е по заяв. прокурора Лук.р-на Ниж.обл. о призн. недейств. ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 4, ч. 7 ст. 4, ч. 6 ст. 5 Кодекса служ. этики муниц-х служ.адм-ции Лук-го муниц-го р-на Ниж.обл. и ее отрасл.орг.и об обвяз. адм-ции р-на привести Кодекс в соот-е



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судья Лукояновского районного суда Нижегородской области Шиканов Г.А., с участием прокурора Бурова А.В., при секретаре судебного заседания Николаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лукояновского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании недействующими ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 4, ч. 7 ст. 4, ч. 6 ст. 5 Кодекса служебной этики муниципальных служащих администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области и ее отраслевых органов и об обвязывании администрации района привести Кодекс в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лукояновского района Нижегородской области, действуя в защиту интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании недействующими ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 4, ч. 7 ст. 4, ч. 6 ст. 5 Кодекса служебной этики муниципальных служащих администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области и ее отраслевых органов и об обвязывании администрации района привести Кодекс в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.

В обосновании заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой Лукояновского района Нижегородской области на постоянной основе осуществляется надзор за законностью нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Лукояновского района Нижегородской области. При осуществлении в истекшем периоде 2012 года указанного вида надзорной деятельности прокуратурой района установлено, что администрацией Лукояновского муниципального района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление -П, которым утвержден Кодекс служебной этики муниципальных служащих администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области и ее отраслевых органов (далее по тексту - Кодекс). Указанный муниципальный нормативный правовой акт принят в целях реализации на территории Лукояновского муниципального района антикоррупционной политики. Кодекс опубликован в газеты "Л П" от ДД.ММ.ГГГГ. При проверке законности положений Кодекса прокуратурой района выявлен ряд нарушений требований действующего федерального законодательства. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 5 Кодекса, если на муниципального служащего оказывается воздействие с целью склонения его к принятию неправомерного решения и при этом муниципальный служащий не может самостоятельно противостоять такому воздействию, следует поставить в известность о данном факте своего непосредственного руководителя. Наличие в указанной норме условия, лишь при наличии которого муниципальный служащий должен поставить в известность об имеющем место факте склонения его к принятию неправомерного решения («при этом муниципальный служащий не может самостоятельно противостоять такому воздействию») противоречит требованиям ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 19.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которой государственный и муниципальный служащий обязаны уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие органы государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупциогенных правонарушений. Как видно из приведенной нормы Закона, каких-либо условий сообщения о возможных фактах склонений муниципального служащего к совершению (принятию) неправомерного решения (к которым безусловно относятся также и коррупциогенные правонарушения) в ней не предусмотрено. Данная норма Закона содержит лишь достаточно четкое требование о сообщении муниципальным (государственным) служащим уполномоченным лицам (органам) обо всех случаях склонения его к совершению коррупциогенных правонарушений. В связи с чем, прокурором района на незаконную норму Кодекса ДД.ММ.ГГГГ принесен протест с требованиями приведения Кодекса в соответствие с действующим федеральным законодательством. ДД.ММ.ГГГГ на данный протест в прокуратуру района из администрации района поступил ответ, из которого следует, что администрация района считает, что нарушений норм Закона не произошло. Содержащаяся в Кодексе норма, оспоренная прокуратурой района, действующему законодательству не противоречит, в связи с чем, данная норма Кодекса до настоящего времени не приведена в соответствие с действующим федеральным законодательством. Из представленного администрацией района в прокуратуру района ответа на протест в числе прочего следует также следующее, содержание п. 6 ст. 5 Кодекса указывает на то, что на муниципального служащего могут оказываться воздействия, не подпадающие под понятие коррупционного правонарушения. В то же время, ни оспариваемая норма Кодекса, ни его другие положения не содержат пояснений относительно того, что же понимается под «неправомерным решением» и охватываются ли данным понятием, в том числе и коррупционные действия и решения либо нет. В связи с чем, в настоящее время, учитывая действующую редакцию ч. 6 ст. 5 Кодекса, у муниципальных служащих имеется явная возможность уклониться от исполнения установленной действующим федеральным законодательством обязанности уведомлять своего непосредственного руководителя обо всех фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений, что как следствие может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов как отдельных граждан, так и неопределённого круга лиц. Таким образом, действующая редакция ч. 6 ст. 5 Кодекса создает возможность для произвольного применения и неправильного толкования указанной нормы Кодекса, что в свою очередь может создать условия для коррупции и коррупционных проявлений в системе муниципальной службы Лукояновского муниципального района Нижегородской области, что не допустимо, поскольку в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Кроме того, в ходе оценки законности положений Кодекса установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса, в качестве одного из принципов служебной этики установлен принцип служения государству. В то же время ст. 12 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основных гарантий основ конституционного строя устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Указанные конституционные нормы находят свое развитие в действующем федеральном законодательстве, в том числе посвященном вопросам муниципальной службы, в котором также не предусмотрено вхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Таким образом, муниципальная служба представляет собой самостоятельный предмет правового регулирования, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Учитывая изложенное, установление в Кодексе, посвященном вопросам деятельности муниципальных служащих, вышеуказанного принципа представляется не законным и не обоснованным. По вышеуказанным основаниям представляется также не обоснованным распространение на муниципальных служащих администрации района обязанности (долга) не высказывать мнение отличное от политики государства, что имеет место в ч. 4 ст. 4 Кодекса, при раскрытии содержания принципа лояльности, а также установление для муниципальных служащих обязанности (долга) содействия формированию позитивного облика на ряду с органами власти района, также и органов власти области (ч. 7 ст. 4 «Соблюдение общих нравственных принципов»). Распространение на муниципальных служащих вышеуказанных обязанностей, в частности служения государству, не высказывания мнения отличного от политики государства, формирования позитивного облика на ряду с органами власти района, также и органов власти области представляется излишними, поскольку система органов местного самоуправления и, соответственно, система муниципальной службы отделены от государства и государственной службы, не являются их составными частями и осуществляют свою деятельность самостоятельно и независимо. Более того, п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», для муниципальных служащих установлен запрет, в соответствии с которым в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. Данная норма Закона о муниципальной службе является четко определенной и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, как видно из приведенного перечня органов, в отношении которых муниципальным служащим запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, государство и государственные органы в него не входят. В связи с чем, распространение нормами Кодекса на муниципальных служащих также и обязанности не высказывать мнение отличное от политики государства представляется излишне расширительным и как следствие незаконным. Наличие в Кодексе указанных обязанностей, не основанных на нормах действующего законодательства, как следствие может повлечь за собой необоснованное ограничение и нарушение прав как самих муниципальных служащих, при осуществлении последними своих служебных обязанностей, так и выступить предпосылкой для необоснованного выхода муниципальными служащими за пределы предоставленной им действующим законодательством компетенции. Неисполнение требований федерального законодательства, регламентирующего вопросы противодействия коррупции и прохождения муниципальной службы, нарушает интересы Российской Федерации, которые заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, а также в охраняемых законом интересах общества и государства. Кроме того, заявление предъявлено в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга граждан, поскольку в силу ст.ст. 18, 19 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

Прокурор Лукояновского района просит признать недействующими ч. 1 ст. 4 Кодекса в части установления в качестве одного из основных принципов служебной этики принципа служения государству, ч. 4 ст. 4 Кодекса в части запрета муниципальным служащим выражать мнение, принципиально отличное от политики государства, ч. 7 ст. 4 Кодекса в части возложения на муниципальных служащих обязанности (долга) всемерного содействия формированию позитивного облика власти области, а также ч. 6 ст. 5 Кодекса, со дня его принятия и обязать администрацию района привести Кодекс в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.

В судебном заседании прокурор Буров А.В. отказался от заявленных требований, указывая, что требования прокурора Администрацией Лукояновского муниципального района Нижегородской области исполнены добровольно, в связи с чем, производство по делу просил прекратить.

Отказ прокурора Лукояновского района Нижегородской области от заявления выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, которое приобщено к делу, о чем указано в протоколе судебного заседания.

Отказ прокурора от заявления не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поэтому суд считает возможным принять его отказ от заявления.

Последствия отказа от заявления, предусмотренные ст. ст. 173, 221 ГПК РФ, а именно, что производство по делу прекращается определением суда и повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, прокурору разъяснены и понятны, что указано в протоколе судебного заседания.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.                Принять отказ прокурора Лукояновского района Нижегородской области от заявления.

2.                Производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Лукояновского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании недействующими ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 4, ч. 7 ст. 4, ч. 6 ст. 5 Кодекса служебной этики муниципальных служащих администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области и ее отраслевых органов и об обвязывании администрации района привести Кодекс в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, прекратить.

Определение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Лукояновский районный суд в течение 15 дней со дня вынесения.

П.П. Судья – Г.А. Шиканов

Копия верна – Судья Г.А. Шиканов