Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... года Луховицы, М.о.
Судья Луховицкого районного суда Московской области Меньшов В.И.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.И.Е. к Государственному учреждению – П.Ф. РФ ... по городу Москве и ... о включении в трудовой стаж периода работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
С.И.Е. обратилась в суд с иском к ГУ-П.Ф. ... по г. Москве и Московской области, прося суд включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы в Т. (Т.) в должности педагога дополнительного образования с 18.08.1993г. по 15.11. 1996г. и с 02.09.1999г. по 15.01.2006г.; обязать ГУ-П.Ф. ... по г. Москве и Московской назначить досрочную трудовую пенсию с 03.11.2009 года.
В судебном заседании С.И.Е. уточнила исковые требования, просит суд включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в Т. (Т.) в должности педагога дополнительного образования с 18.08.1993г. по 15.11.1996г., с 02.09.1999г. по 15.01.2006г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17.02.1992г. по 06.10.1992г.; обязать ГУ-П.Ф. ... по г. Москве и Московской назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12. 2001 года ...ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения, т.е. с 06.11.2009 года. Она показала, что 06.11.2009 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по назначению пенсий ГУ-П.Ф. ... по г. Москве и Московской области 31 декабря 2009 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что спорные периоды ее работы не подлежат зачету в специальный трудовой стаж в календарном исчислении, в связи с чем ее специальный трудовой стаж составил менее 25 лет. Периоды работы в Т. (Т.) в должности педагога дополнительного образования с 18.08.1993г. по 15.11. 1996г., то есть 03 года 02 месяца 28 дней; с 02.09.1999г. по 15.01.2006г., то есть 06 лет 04 месяца 18 дней, итого 9 лет 07 месяцев 16 дней - не были зачислены в специальный стаж, так как указанное наименование организации - «Т.» не соответствует Списку учреждений и должностей педагогических работников..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17.02.1992г. по 06.10.1992г. также не был засчитан в специальный стаж. С решением комиссии по назначению пенсии ГУ-П.Ф. ... она не согласна, считает его необоснованным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель ответчика С. с исковыми требованиями не согласился и показал, что в Списке должностей и профессий…., «Т.» как образовательное учреждение, работа в котором засчитывается в специальный стаж, не предусмотрен; для зачета в педагогический стаж С.И.Е. периода работы с 17.02.1992г. по 06.10.1992г. нет законных оснований, так как согласно акту № 105 от 20.11.2009г. в этот период она находилась в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком с полутора до трех лет. В этот период она не занималась педагогической деятельностью, а также страховые взносы в бюджет Пенсионного Фонда РФ не перечислялись, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является обязательным условием. Данный период также не подлежит зачету в специальный стаж, так как согласно п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Данное Разъяснение было принято в целях правильного применения Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей" от 22 августа 1989г. № 667, оно не утратило силу и применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления системой образования ... района ... К. исковые требования подержала и показала, что периоды работы с 18.08.1993г. по 15.11.1996г. и с 02.09.1999г. по 15.01.2006г., С.И.Е. работала в должности педагога дополнительного образования в Т.. Данное учреждение является учреждением дополнительного образования детей. Согласно Уставу Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Т. осуществляет образовательную деятельность с учетом потребностей обучающихся. В лицензии, выданной Департаментом Московской области по образованию 19.08.1996г. (а также лицензии выданной Министерством образования Московское области 05.05.2004г.), МОУ ДОД Т. разрешено осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования. Из приложений к лицензиям видно, что Т. реализует дополнительные образовательные программы для детей в возрасте от 6 до 17 лет. Согласно свидетельству об аккредитации, выданному Министерством образования Московской области, Т. прошел аккредитацию, по результатам которой ему установлен статус образовательного учреждения дополнительного образования детей.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
С.И.Е. просит суд включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в Т. в должности педагога дополнительного образования с 18.08.1993г. по 15.11.1996г., с 02.09.1999г. по 15.01.2006г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17.02.1992г. по 06.10.1992г.; обязать ГУ-П.Ф. ... по г. Москве и Московской области назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения, то есть с 06.11.2009 года.
Из трудовой книжки С.И.Е. усматривается, что с 15.08.1981 года она работает в образовательных учреждениях на различных должностях, в том числе в период с 18.08.1993г. по 26.08.1997г., с 01.09.1999г. по 15.01.2006г. в должности педагога дополнительного образования в Т. г. Луховицы л.д. 6-15).
Судом установлено, что С.И.Е. 06.11.2009 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением комиссии ответчика от 31.12.2009 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что педагогический стаж работы у нее составляет менее 25 лет. Периоды работы в Т. (Т.) в должности педагога дополнительного образования с 18.08.1993г. по 15.11.1996г., то есть 03 года 02 месяца 28 дней; с 02.09.1999г. по 15.01.2006г., то есть 06 лет 04 месяца 18 дней, итого 9 лет 07 месяцев 16 дней - не были зачислены в специальный стаж, так как наименование организации - «Т.» не соответствует Списку учреждений и должностей педагогических работников..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17.02.1992г. по 06.10.1992г. также не был засчитан в специальный стаж л.д. 3-4).
Согласно Уставу Муниципального учреждения дополнительного образования Луховицкого района Т., основной задачей центра является дополнительное обучение и воспитание детей л.д. 42-51).
Как указано в Лицензии от 19.08.1996 года, выданной Департаментом Московской области по образованию, Муниципальному учреждению дополнительного образования, Луховицкого района Т. разрешено осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования. Аналогичная лицензия выдана Министерством образования Московской области 05.05.2004 года л.д. 55).
Из приложений к лицензиям видно, что Центр реализует дополнительные образовательные программы для детей возрастом от 6 до 17 лет л.д.54, 56-57).
Согласно свидетельству о государственной аккредитации от 05.04.2004 года, Т. прошел аккредитацию, по результатам которой ему установлен статус образовательного учреждения дополнительного образования детей л.д.52).
Проверяя доводы истицы в части ее несогласия с отказом ГУ-П.Ф. ... по г. Москве и Московской области засчитать в специальный трудовой стаж период ее работы в Муниципальном учреждении дополнительного образования Луховицкого района «Т.», суд находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона установлены следующие виды трудовых пенсий:
1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
В статье 28 настоящего Федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан в частности, в связи с педагогической деятельностью.
В силу п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28 настоящего Федерального закона). Следовательно, законодателем предоставлено право Правительству Российской Федерации утверждать списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, 29 октября 2002 г. издало Постановление N 781 "О списках работ, профессий должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с п. 2 Списка, работа в должности педагога дополнительного образования засчитывается в специальный стаж, если трудовая деятельность осуществлялась в центре детском экологическом или в центре детского и юношеского туризма и экскурсий.
Исходя из установленных судом обстоятельств, проанализировав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что учреждение, в котором работала истица в спорный период, фактически является учреждением дополнительного образования детей, по причине чего работа в данном учреждении должна засчитываться ей в специальный стаж, поскольку отсутствие точного наименования образовательного учреждения наименованиям указанными в Списке, не должно ущемлять прав гражданина на досрочную трудовую пенсию.
Судом установлено, что у С.И.Е. родился ребенок 17.08.1990 года.
Согласно справке от 13.05.2010 года усматривается, что С.И.Е. (Г.И.Е. действительно работала учителем в Луховицкой средней школе ... с 1989 года по 1993 год л.д. ).
Из приказа № 9 от 11.02.1992 года по Луховицкой средней школе ..., следует, что С.И.Е. (Г.И.Е. предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 17.02.1992 года л.д. ).
Судом установлено, что после регистрации брака 23.09.1988 года Г.И.Е. изменила фамилию на С.И.Е. л.д.39-40).
Как следует из вышеуказанного решения Комиссии по назначению пенсий, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет, с 17.02.1992г. по 17.08.1993 года, продолжительностью 01 год 06 месяцев 01 день, не был засчитан в специальный трудовой стаж.
Согласно постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей» во исполнения Постановления съезда народных депутатов СССР «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР» и в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за малолетними детьми Совет Министров СССР и ВЦСПС постановляют:… увеличить повсеместно с 01.12.1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности…
В п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано: «Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития – должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсия ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворению их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательствам и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 2,18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиями государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставления гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 26 декабря 2005 года по делу N 46-В05-48, женщинам, которые находились в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, все 3 года должны засчитываться в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по стрости.
В судебном заседании установлено, что истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет до 17.08.1993 года, в связи с чем суд приходит к выводу, что время нахождения ее в данном отпуске в период с 17.02.1992 года по 06.10.1992 года, не обоснованно и не законно было исключено ответчиком из ее специального трудового стажа.
С учетом установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу, что периоды работы С.И.Е. в Т. в должности педагога дополнительного образования с 18.08.1993г. по 15.11. 1996г., с 02.09.1999г. по 15.01.2006г. и период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17.02.1992 г. по 06.10.1992г. подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пении по стрости как педагогическому работнику.
Поскольку статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а истица после возникновения права на пенсию обратилась за ее назначением 06.11.2009 года, суд считает, что ГУ-П.Ф. ... по г. Москве и МО необходимо обязать назначить пенсию истице именно с 06.11.2009 года.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования С.И.Е. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Исковые требования С.И.Е. к Государственному учреждению – П.Ф. РФ ... по городу Москве и Московской области о включении в трудовой стаж периода работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Включить С.И.Е. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, следующие периоды: с 17.02.1992 года по 06.10.1992 года, т.е 08 месяцев 20 дней - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с 18.08.1993 года по 15.11. 1996 года, с 02.09.1999 года по 15.01 2006 года, т.е. 09 лет 07 месяцев 16 дней - работа в должности педагога дополнительного образования в Т. города Луховицы Московской области.
Решение ГУ-П.Ф. ... по г. Москве и Московской области от 31.12.2009 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости С.И.Е. из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет, признать незаконным и отменить.
Обязать ГУ-П.Ф. ... по г. Москве и Московской области назначить С.И.Е. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 10 п.1 ст. 278 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 06 ноября 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Луховицкий районный суд Московской области в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья Меньшов В.И.