о выдаче государственного сертификата на материнский капитал



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

... года г. Луховицы.

Судья Луховицкого районного суда Московской области Меньшов В.И.,

При секретаре П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т. к ГУ-П.Ф. о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и о признании права на дополнительные меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»,

УСТАНОВИЛ:

В Луховицкий районный суд Московской области обратилась Т. с иском к ГУ-П.Ф. о признании незаконным решения ГУ-П.Ф. об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; признании за ней права на дополнительные меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и о возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ссылаясь на то, что в июне 20.. года она обратилась в ГУ-УПФР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка и приложила к заявлению помимо остальных, документы, подтверждающие рождение детей, а именно: справку о рождении первого ребенка К., 2005 года рождения, выданную отделом ЗАГС ... ГУ ЗАГС ..., свидетельство о смерти первого ребенка от 2005 года серии №, свидетельство о рождении второго ребенка И., 2009 года серии, выданное ... ЗАГС ГУ ЗАГС .... Однако, решением ГУ-П.Ф. РФ в выдаче государственного сертификата ей было отказано в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с п.п. 8 п.2 ст. 4 ФЗ № 256-ФЗ от 29.12.2006 года и Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на МСК, утвержденных Правительством РФ от 30.12.2006 года № 873 (отсутствие свидетельства о рождении на первого ребенка).

С доводами, изложенными в решении ГУ-П.Ф. Т. не согласна по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.1 п.1 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года. Аналогичная правовая норма содержится в ст. 3 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденные постановлением Правительства РФ № 873 от 30.12.2006 года. При этом Закон не содержит каких-либо ограничений прав женщины в случае смерти одного из детей, рождение которых предоставляет право на получение материнского капитала. Согласно п.5 вышеназванных Правил заявитель, наряду с заявлением и иными документами, представляет в территориальный орган пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей. Данное требование не устанавливает предоставление каких-либо конкретных документов, а лишь документов, «подтверждающих рождение (усыновление) детей». Таким документов может быть либо свидетельство о рождении, либо иные документы, предусмотренные законодательством. Так, в п.2 ст. 20 Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния» регламентировано, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей), выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. Поскольку первый ребенок истицы умер на первой неделе жизни и выдача свидетельства о рождении Законом не предусмотрена, то ... ЗАГС ей выдано свидетельство о смерти и справка, подтверждающая факт государственной регистрации рождения ребенка. Считает, что ответчик должен был принять данную справку о рождении как документ, имеющий юридическую силу и подтверждающий рождение ребенка.

В судебном заседании Т. и ее представитель, адвокат Сидлярова Т.А. на исковых требованиях настаивают. Просят признать незаконным решение ГУ-П.Ф. об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признать за Т. право на дополнительные меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», обязать ГУ-П.Ф. выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Представитель ответчика исковые требования Т. не признал и пояснил, что толкование норм Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» должно производиться в их системной взаимосвязи, во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами в соответствии с целями данного Федерального закона, определенными в его преамбуле. В преамбуле Закона сказано, что настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В ст.1 указанного Закона сказано «законодательство РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других Федеральных законов, а так же из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ». Употребление множественного числа в словосочетании «имеющих детей» свидетельствует о том, что меры государственной поддержки направлены на поддержку семей, имеющих не одного, а нескольких детей. Порядок реализации названного Закона также подтверждает факт государственной поддержки семей, имеющих детей. При этом «иметь», предполагает наличие живых детей. Так, при подаче заявления на выдачу сертификата, лицо должно представить, согласно требованиям пп.8 п.2 ст.4 Закона сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). То есть Закон предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка. Названный Закон направлен на стимулирование рождения в семье второго и последующего ребенка и оказание в связи с этим дополнительных мер государственной поддержки этим семьям, имеющим детей.

Представитель 3-его лица – исполняющая обязанности заведующей ... ЗАГС ГУ ЗАГС ... в судебное заседание не явилась, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. По существу дела сообщает следующее- ребенок К. родился 2005 года, запись акта о рождении № от 2005 года. Согласно п.2 ст. 20 Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей), выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. При регистрации рождения и смерти истице Луховицким отделом ЗАГС было выдано свидетельство о смерти и справка, подтверждающая факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, поскольку стороны не возражают.

Выслушав стороны, представителя 3-его лица, исследовав материалы гражданского дела, судья приходит к следующему:

В соответствии со ст. 3 ч.1 п.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» «Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

Ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство.

В соответствии со ст. 3 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации. Право на получение сертификата имеют :

а) следующие граждане Российской Федерации независимо от места жительства:

женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.

Из ст. 5 указанных Правил следует, что Заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный капитал) подается с предъявлением в числе прочих документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), подтверждающих рождение (усыновление) детей;

Согласно справки о рождении К., 2005 года рождения, выданной 2005 года отделом ЗАГС ... ГУ ЗАГС ... №, в графе родители указаны Ко. и Кт. л.д.),

Из свидетельства о смерти от 2005 года серии №, следует, что К. умер 2005 года, о чем составлена запись акта о смерти № от 2005г. л.д.),

Из свидетельства о расторжении брака №, выданного 2006 года отделом ЗАГС ... ГУ ЗАГС ... следует, что брак между Ко. и Кт. прекращен 2005 года на основании совместного заявления супругов № л.д.).

Из свидетельства о заключении брака №, выданного 2007 года следует, что Т. Н. и Кт. 2007 года заключили брак, о чем составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака жнее присвоена фамилия Т. л.д.),

Из свидетельства о рождении №, выданного 2009 года следует, что И. родился 2009 года, о чем составлена запись акта о рождении № от 2009 года. Отец- Т. Н., мать- Т. л.д.).

Из письма заведующей ... ОЗАГС ГУ ЗАГС ..., адресованного Т. в ответ на ее заявление следует, что ей было выдано свидетельство о смерти К., 2005 года рождения и справка, подтверждающая факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. Выдача свидетельства о рождении не предусмотрена л.д.),

Из решения ГУ-П.Ф. следует, что Т. в выдаче государственного сертификата отказано в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с п.п. 8 п.2 ст. 4 ФЗ № 256-ФЗ от 29.12.2006 года и Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на МСК, утвержденных Правительством РФ от 30.12.2006 года № 873 (отсутствие свидетельства о рождении на первого ребенка)

Таким образом, суд считает установленным, факт фактического рождения Т. двоих детей- К., 2005 года рождения и И., 2009 года рождения. Кроме того, ответчиком не оспаривается факт рождения у истицы детей, в том числе и второго.

Оценивая по делу доказательства в их совокупности, анализируя нормы Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», суд приходит к выводу, что правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе первого и второго. Что касается регистрации рождения первого ребенка, то такая регистрация, в отношении ребенка, умершего на первой неделе жизни, может быть и не произведена и в этом случае на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка и справка, подтверждающая факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. Поэтому, отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка не является обстоятельством, влияющим на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Кроме того, отсутствие свидетельства о рождении ребенка, как основание для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата, прямо не указано в п.6 ст.5 ФЗ № 256-ФЗ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Т. подлежат удовлетворению в полном объеме. Решение ГУ-УПФР об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконно и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Иск Т. к ГУ П.Ф. о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал- удовлетворить.

Решение ГУ П.Ф. об отказе выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Т. – отменить.

Признать за Т. право на дополнительные меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в виде права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Обязать ГУ П.Ф. выдать Т. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Луховицкий районный суд Московской области в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий судья Меньшов В.И.