о назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

... года г. Луховицы Московской области

Луховицкий районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ступиной С.В.

при секретаре Акимушкиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хмель О.В. к УПФР о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Хмель О.В. обратилась в суд с иском к УПФР о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как за лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Уточнив требования, истица просит суд признать незаконным решение Комиссии по назначению пенсий ... УПФР .... от 03.03.2009 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; засчитать в специальный стаж работы, дающей право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы: с 22.08.2001 года по 07.02.2006 года (04 года 05 месяцев 16 дней) и с 01.03.2006 года по 30.01.2009 года (02 года 11месяцев 00дней) в должности директора Б-ой детской музыкальной школы; периоды учебных отпусков - с 02.01.1986 года по 10.01.1986 года (00-00-09); с 04.07.1986 года по 04.08.1986 года (00-01-01); с 29.09.1986 года по 15.10.1986 года (00-00-17); с 03.01.1987 года по 10.01.1987 года (00-00-08); с 27.07.1987 года по 15.08.1987 года (00-00-19); с 17.10.1987 года по 31.10.1987 года (00-00-15); с 27.07.1988 года по 22.08.1988 года (00-00-26); с 17.10.1988 года по 30.10.1988 года (00-00-14); с 06.02.1989 года по 06.03.1989 года (00-01-01); с 03.05.1989 года по 03.06.1989 года (00-01-01) – итого 06 месяцев 21день; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 30.01.2009 года - дня обращения за назначением пенсии.

В обоснование требований истица и ее представитель Сидлярова Т.А. показали, что 30.01.2009 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Комиссии по назначению пенсий от 03.03.2009 года в назначении такой пенсии ей было отказано. При этом в педагогический стаж истицы не были засчитаны вышеуказанные спорные периоды ее работы. Истица не согласна с решением Комиссии и считает, что имеет право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в эти периоды работы она осуществляла педагогическую деятельность. Период работы в должности директора Б-ой детской музыкальной школы должен быть засчитан в специальный стаж, поскольку в этот период одновременно с выполнением штатной должности истица осуществляла работу преподавателя с учебной нагрузкой более одной ставки, что подтверждается справками Управления образования и тарификационными списками. При этом осуществление педагогической деятельности директором образовательного учреждения не является работой по совместительству. Периоды нахождения в учебных отпусках должны быть засчитаны в специальный стаж, поскольку в соответствии законодательством, действующим в периоды предоставления этих отпусков, они подлежали включению в специальный стаж.

Представитель ... УПФР ... в судебное заседание не явился, ответчик направил в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя, относительно чего лица, участвующие в деле не возражают. Суд в силу положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд огласил возражения ... УПФР ... на исковое заявление, в которых ответчик исковые требования не признал л.д. 79-81).

Представитель третьего лица Управления системой образования администрации ... муниципального района ... Корнеева О.Ю. считает исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление л.д.46-47). Пояснила, что с 2005 года Б-ая детская музыкальная школа входит в систему Управления образования ... района МО, до 2005 года – относилась к Отделу культуры ... района МО. В тот период учреждение именовалось Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Б-ая детская музыкальная школа, и у него имелись лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Определением Луховицкого районного суда от 02.04.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Б-ая детская музыкальная школа л.д.40).

Представители третьих лиц Администрации ... муниципального района ..., Отдела культуры ... муниципального района, Б-ой ДМШ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; третьи лица Администрация ... муниципального района ... и Отдела культуры ... муниципального района, направили в адрес суда заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителей, относительно чего лица, участвующие в деле не возражают. Суд в силу положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

судом установлено, что 30.01.2009 года истица обратилась в ... УПФР ... с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, имеющему необходимый специальный трудовой стаж педагогической деятельности 25лет.

Комиссия по назначению пенсий ... УПФР ... решением от 30.03.2009 года отказала истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. При этом в специальный стаж истицы не были засчитаны спорные периоды работы в должности директора Б-ой детской музыкальной школы и периоды учебных отпусков л.д.5-6).

Суд считает, что вышеуказанное решение Комиссии незаконным по следующим основаниям:

в соответствии с.п.1, п.2 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 был утвержден «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее «Список №1067») и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее – «Правила №1067»).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 был утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» (далее – «Список №781»), и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей….» (далее – «Правила №781»).

Тем самым право на пенсию в связи с педагогической деятельностью определяется фактом осуществления педагогической деятельности в учреждении для детей и наличием необходимого стажа работы.

Суд считает, что периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в специальный педагогический стаж по следующим основаниям:

из трудовой книжки истицы усматривается, что она с 17.10.1985 года по 22.08.2001 года работала преподавателем по классу фортепиано в Б-ой детской музыкальной школе л.д.8-9).

Период работы в этой должности пенсионный отдел засчитал в специальный трудовой стаж истицы. При этом исключил из этого периода периоды нахождения истицы в учебных отпусках: с 04.07.1986 года по 04.08.1986 года; с 29.09.1986 года по 15.10.1986 года; с 03.01.1987 года по 10.01.1987 года; с 27.07.1987 года по 15.08.1987 года; с 17.10.1987 года по 31.10.1987 года; с 27.07.1988 года по 22.08.1988 года; с 17.10.1988 года по 30.10.1988 года; с 06.02.1989 года по 06.03.1989 года; с 03.05.1989 года по 03.06.1989 года л.д.5-6).

Из копии диплома ... усматривается, что истица с 1984 года по 1989 год обучалась в Ч-ом педагогическом институте ..., по окончании которого ей присвоена квалификация учителя русского языка и литературы л.д. 94).

Суд считает, что в данном случае, исходя из Определения Конституционного Суда РФ №320-6 от 05.11.2002 года, следует руководствоваться законодательством, действовавшим в период предоставления истице вышеуказанных учебных отпусков.

В соответствии с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, п.3 приложения №6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года №94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему предшествовала и следовала за ним педагогическая деятельность.

В соответствии с п.21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых правоотношений.

Поскольку истица, осуществляя в период с 1985 года по 2001 год педагогическую деятельность, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, суд учел положения ст.ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающие правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будут уважаться властями и будет реализовано.

В данном случае учебные отпуска предоставлялись истице в период ее работы в должности и в учреждении, предусмотренных «Списками…», она уходила в учебные отпуска и возвращалась из них на одну и ту же должность. За истицей на эти периоды в соответствии с действующим законодательством сохранялась заработная плата, и, следовательно, уплачивались страховые взносы в ПФР.

Согласно п.4 «Правил №781» периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки.

По указанным выше основаниям суд приходит к выводу, что указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности для досрочного назначения пенсии по старости.

Истица просит включить в специальный стаж периоды работы в Б-ой детской музыкальной школе с 22.08.2001 года по 07.02.2006 года (04 года 05 месяцев 16 дней) и с 01.03.2006 года по 30.01.2009 года (02 года 11месяцев 00дней), поскольку в эти периоды она осуществляла преподавательскую деятельность с учебной нагрузкой более одной ставки, помимо основной работы в штатной должности директора в этом же учреждении.

Судом установлено, что учреждение, в котором истица работала в спорные период, является учреждением дополнительного образования детей.

В соответствии со «Списком №1067» (п.2) и «Правилами №1067» работа в должности директора учреждения дополнительного образования детей действительно перестала засчитываться в выслугу лет (п.2).

Согласно п.п. «в» п.8 «Списка №781» работа в должности директора учреждений, указанных, в том числе, в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, засчитывается в стаж за период до 01.11.1999 года.

В «Списке №1067» была предусмотрена должность «преподаватель» (п.2) учреждения дополнительного образования детей (п.15).

Согласно абз.3 п.3 «Правил №1067» работа в учреждениях дополнительного образования детей (пункт 15 раздела "Наименование учреждений" Списка) засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Списка.

«Списком №781» также предусмотрено включение в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы преподавателем в учреждениях дополнительного образования детей.

В соответствии с п.4 « Правил №781» периоды выполнявшейся после 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В письме Министерства образования РФ от 16.01.2001 года №20-58-196/20-5/7 «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений» разъяснено, что предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же образовательном учреждении его руководителем, определяется органом управления образованием (культурой).

В Справках, подтверждающих специальный стаж работы истицы, выданных Управлением системой образования Администрации ... муниципального района, и МОУ ДОД Б-ая детская музыкальная школа, указано, что 17.10.1985 года истица была принята в Б-ую детскую музыкальную школу на должность преподавателя по классу фортепиано. С 22.08.2001 года она была переведена директором Б-ой детской музыкальной школы (приказ по Отделу культуры ... района ... параграф 3 от 22.08.2001 года). С 31.08.2005 года она была уволена и принята в порядке перевода в Б-ой детскую музыкальную школу УПФР образования ... района.

Согласно вышеуказанным справкам в спорные периоды, когда истица занимала штатную должность директора, ее педагогическая нагрузка, как преподавателя, составляла более 1 ставки л.д.11-14), что также подтверждается Приказом ... по Отделу культуры от 01.09.2004 года л.д.17), Приказом от 01.09.2005 года ... по Управлению образования ... района Московской области л.д.50).

Во всех тарификационных списках (ведомостях) за период 2001 – 2009г.г. истица включена как преподаватель (фортепиано, сольфеджио, по вокалу, хор и т.д.). При этом видно, что заработная плата ей начислялась и как директору, и как преподавателю л.д.26-38).

Из записи ... трудовой книжки истицы усматривается, что 01.09.2001 года ей была присвоена I квалификационная категория «преподаватель» л.д.9).

На основании Приказа от 20.12.2006 года ... Министерства образования ... «О присвоении квалификационных категорий» была присвоена высшая квалификационная категория педагогическим и руководящим работникам муниципальных учреждений образования, в том числе, истице, что подтверждается «Списком педагогических работников ... муниципального района Московской области на высшую квалификационную категорию» (Приложение к этому Приказу) л.д. 95-96).

В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 1 ст.27 и п.п.7-13 п.1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Суд считает, что в данном конкретном случае основополагающим является сам факт осуществления истицей педагогической деятельности преподавателем, что подтверждается приказами по учреждению об установлении учебной нагрузки, финансовыми документами об оплате труда в порядке, предусмотренном для учителей и преподавателей.

Кроме того суд учел, что в Определении Конституционного Суда РФ от 19.06.2007 года №476-О-О указано, что «в действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд считает полностью доказанным, что в данном конкретном случае истица в периоды, когда она занимала штатную должность директора, помимо основной работы осуществляла деятельность, связанную с воспитанием детей, и осуществляла педагогическую нагрузку в таком размере (более 1 ставки), который дает ей право на включение этих периодов в специальный стаж.

Кроме того в данном случае соблюдены требования, установленные в п.12 «Правил №781», согласно которым работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Так, по состоянию на 01.01.2001 года истица имела необходимый стаж более 16 лет 8 месяцев: 16 лет 5 месяцев 25 дней - педагогический стаж, не оспариваемый пенсионным отделом, плюс периоды нахождения истицы в учебных отпусках (6 месяцев 21 день), засчитанные судом выше. В период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года истица работала в должности преподавателя Б-ой детской музыкальной школы – то есть, в должности в учреждении, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Суд учел, что в Письме от 07.06.2005 года №67 Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации обращался к Председателю Правительства РФ по вопросам защиты прав работников образовательных учреждений, где указал, что в обращениях и жалобах работники исходят из того, что установленное Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 правовое регулирование порядка реализации права на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не обеспечивает принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, а также устанавливает различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории. Установлены неоправданные различия в пенсионных правах: так, руководители учреждений дополнительного образования детей с 01.01.1999 года (в отличие от других руководителей образовательных учреждений) вообще утратили право на трудовую пенсию, назначаемую досрочно, причем даже в тех случаях, когда они одновременно ведут педагогическую работу в том же учреждении. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации считает неправомерным невключение пенсионными органами в педагогический стаж периодов работы, осуществляющейся учителями, преподавателями помимо основной работы в том же учреждении л.д.86-93).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.06.2004 года №11-П указал, что «в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)».

На основании изложенного суд считает, что исключение спорных периодов работы из специального стажа нарушает и ограничивает права истицы на льготное пенсионное обеспечение, и ставит ее в неравное положение по сравнению с теми работниками, которые выполняли работу только преподавателя без одновременного занятия штатной должности директора в этом же учреждении дополнительного образования для детей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пенсионный отдел необоснованно исключил из специального трудового стажа истицы спорные периоды ее работы: периоды нахождения в учебных отпусках и периоды работы в должности директора учреждения дополнительного образования (в которые она одновременно осуществляла преподавательскую деятельность); а поэтому решение Комиссии по назначению пенсий от 03.03.2010 года следует признать незаконным, обязав ответчика включить эти периоды специальный стаж истицы.

Судом установлено, что на момент обращения истицы в пенсионный отдел ее специальный стаж составил более 25 лет и складывается из следующих периодов: 17 лет 01 месяц 16 дней – педагогический стаж, не оспариваемый ответчиком; плюс периоды, засчитанные судом - 6 месяцев 21 день ( периоды нахождения в учебных отпусках) и 07 лет 4 месяца 16 дней (периоды работы в должности директора Б-ой Детской музыкальной школы).

При таких обстоятельствах суд считает, что требование истицы об обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 30.01.2009 года подлежит удовлетворению.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования следует удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, с у д

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хмель О.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по назначению пенсий ... УПФР ... ... от 03.03.2009 года.

Обязать УПФР засчитать в специальный трудовой стаж Хмель О.В. периоды ее работы: с 22.08.2001 года по 07.02.2006 года и с 01.03.2006 года по 30.01.2009 года в должности директора Б-ой детской музыкальной школы; периоды учебных отпусков - с 02.01.1986 года по 10.01.1986 года; с 04.07.1986 года по 04.08.1986 года; с 29.09.1986 года по 15.10.1986 года; с 03.01.1987 года по 10.01.1987 года; с 27.07.1987 года по 15.08.1987 года; с 17.10.1987 года по 31.10.1987 года; с 27.07.1988 года по 22.08.1988 года; с 17.10.1988 года по 30.10.1988 года; с 06.02.1989 года по 06.03.1989 года; с 03.05.1989 года по 03.06.1989 года.

Обязать УПФР назначить Хмель О.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 30.01.2009 года.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Луховицкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.В.Ступина