о назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

... года г. Луховицы Московской области

Луховицкий районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ступиной С.В.

при секретаре Акимушкиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пелих А.А. к УПФР о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет и назначении пенсии за выслугу лет,

У С Т А Н О В И Л :

Пелих А.А. обратился в суд с иском к УПФР о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец уточнил требования и просит суд признать незаконным решение от 05.03.2010 года Комиссии по назначению пенсии УПФР, отказавшей ему в назначении пенсии за выслугу лет в летно-испытательном составе; обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет в летно-испытательном составе период его обучения в К-ом высшем военном авиационном училище летчиков с 24.07.1993 года по 20.06.1998 года (4 года 10 месяцев 27 дней), обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет за работу в летно-испытательном составе с 09.12.2009 года - даты обращения к ответчику с заявлением о назначением пенсии.

В обоснование требований показал, что 09.12.2009 года он обратился в УПФР с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в летно-испытательном составе в соответствии со ст.79 Закона РФ от 20.11.1990 года №304-1 «О государственных пенсиях в РФ» и Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 года №384 «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава». Решением Комиссии по назначению пенсий от 05.03.2010 года ему было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Считает этот отказ незаконным, поскольку пунктом 5 «Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», утвержденного вышепоименованным постановлением, прямо предусмотрено включение спорного периода обучения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава.

Представитель УПФР в судебное заседание не явился, ответчик направил в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя, относительно чего истец не возражает. Суд в силу положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд огласил возражения УПФР на исковое заявление, в которых ответчик исковые требования не признал. Указал, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено пунктами 1, 3 и 4 Положения. Спорный период подлежит зачету в иной стаж, который включается в выслугу лет сверх необходимых 25 лет летно-испытательной работы, и влияет на размер назначаемой пенсии на основании п.5 Положения л.д. ).

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

судом установлено, что 09.12.2009 года истец обратился в УПФР с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в летно-испытательном составе.

Решением Комиссии по назначению пенсий УПФР от 05.03.2010 года в специальный стаж истца, дающий право на пенсию за выслугу лет в должностях летно-испытательного состава был включен период его работы с 08.09.1999 года по 09.12.2009 года (20 лет 06 месяцев 04 дня) в должности летчика-испытателя в филиала ГУП М. Период обучения истца с 24.07.1993 года по 20.06.1998 года (4 года 10 месяцев 27 дней) в К-ом высшем военном авиационном училище летчиков им.М. не был включен в специальный стаж, в связи с чем истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет л.д. 5).

Суд находит, что указанное выше решение Комиссии является незаконным по следующим основаниям:

судом установлено, что с 24.07.1993 года по 20.06.1998 года истец обучался в К-ом высшем военном авиационном училище летчиков им.М. по специальности командная тактическая авиация, что подтверждается копией Диплома ... об окончании истцом этого учебного заведения, справкой Военного комиссариата ... л.д. ).

Ответчик не оспаривает, что в данном случае при рассмотрении вопроса о назначении пенсии за выслугу лет в летно-испытательном составе следует руководствоваться действовавшим в спорный период законодательством: ст.79 Закона РФ от 20.11.1990 года №304-1 «О государственных пенсиях в РФ» и Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 года №384 «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава».

Согласно ст.79 Закона РФ от 20.11.1990 года №304-1 «О государственных пенсиях в РФ» (далее – Закон РФ) пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается мужчинам при выслуге не менее 25 лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 года №384 «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» было утверждено «Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» (далее – «Положение…»).

Согласно п.3 этого «Положения…» право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе, летчики-испытатели.

В абз. 5 п.5 «Положения…» предусмотрено, что в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается время обучения в высших и средних учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в должностях летного состава (летчикам-испытателям, штурманам-испытателям независимо от этого условия), - по фактической продолжительности.

Тем самым действующее в спорный период законодательство предусматривало включение периода обучения в высших и средних учебных заведениях авиации в выслугу лет работникам летно-испытательного состава, а поскольку истец обратился за назначением пенсии за выслугу лет как летчику-испытателю, то к нему не относится условие о том, что периоду обучения должна предшествовать работа в должностях летного состава.

В п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано: «судам следует иметь в виду, что, поскольку в силу пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохраняются действовавшие до дня вступления в силу данного Федерального закона условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу названного Федерального закона, работникам летно-испытательного состава, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций и учреждений, в которых они работают, может быть назначена пенсия за выслугу лет на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 года N 577.

02.11.2009 года Правительство РФ приняло постановление №833 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава». В п.2 этого постановления указано, что при назначении в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N384, в порядке, установленном пунктом 4 указанного Положения. При установлении таких пенсий периоды работы (службы) и иные периоды, предусмотренные абзацами вторым - шестым пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, засчитываются в стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а предусмотренные абзацами вторым, пятым и шестым этого пункта - в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет.

Ответчик считает, что спорный период не может быть включен в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет, поскольку подлежит зачету в иной стаж, который включается в выслугу лет сверх необходимых 25 лет летно-испытательной работы, и влияет на размер назначаемой пенсии на основании п.5 «Положения….».

Суд считает, что доводы ответчика не нашли своего подтверждения, поскольку в вышепоименованном «Положении…» нет такого условия в отношении зачета в выслугу лет работникам летно-испытательного состава времени обучения в высших и средних учебных заведениях авиации. В вышеуказанном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 также нет разъяснения о том, что спорный период обучения должен включаться в иной стаж. Доводы ответчика опровергаются положениями вышеуказанного Постановления Правительства от 02.11.2009 года №833 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава», вступившего в силу с 01.01.2010 года.

Суд принял во внимание, что в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано: «Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития – должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсия ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворению их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».

При таких обстоятельствах суд считает, что на момент принятия Комиссией по назначению пенсий решения от 05.03.2010 года имелись законные основания для включения спорного периода обучения истца в высшем учебном заведении авиации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в летно-испытательном составе, а поэтому решение Комиссии, отказавшей истцу засчитать этот период, является незаконным.

Судом установлено, что с учетом включения в выслугу лет истца спорного периода обучения с 24.07.1993 года по 20.06.1998 года (4 года 10 месяцев 27 дней), его выслуга лет на момент обращения в пенсионный отдел составит более 25 лет, а поэтому суд приходит к выводу, что требования истца о назначении ему пенсии за выслугу лет за работу в летно-испытательном составе с 09.12.2009 года подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, с у д

Р Е Ш И Л:

Требования Пелих А.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение от 05.03.2010 года Комиссии по назначению пенсии УПФР

Обязать УПФР засчитать Пелих А.А. в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет в летно-испытательном составе, период с 24.07.1993 года по 20.06.1998 года его обучения в К-ом высшем военном авиационном училище летчиков.

Обязать УПФР назначить Пелих А.А. пенсию за выслугу лет в летно-испытательном составе с 09.12.2009 года.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Председательствующий судья С.В.Ступина