2-443/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ... Луховицкий районный суд ... в составе: Председательствующего судьи Ващенко Е.А. При секретаре ФИО3, С участием заявителя ФИО1, представителя заявителя ФИО4, представителя Луховицкого отделения УФМС РФ ФИО5, Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об оспаривании действий Луховицкого отделения УФМС РФ по ..., У С Т А Н О В И Л: Сухостовский К.Я. обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Луховицкое отделение УФМС РФ по ... устранить в полном объеме нарушение его прав и свобод и препятствия у осуществлению прав и свобод, выразившиеся в отказе в выдаче ему паспорта установленного образца гражданина Российской Федерации и обязать указанные орган выдать ему паспорт, мотивируя свои требования тем, что он родился на территории Российской Федерации в ... Коми АССР. С 1969 г. по 1989 г. проживал в ... ССР. В 1989 году Сухостовский К.Я. прибыл на территорию Российской Федерации для постоянного проживания. До настоящего времени безвыездно проживает на территории Российской Федерации. Гражданином другого государства он не является, от гражданство Российской Федерации не отказывался и считает себя гражданином РФ. Заявитель неоднократно обращался в Луховицкое УФМС РФ с просьбой выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации. В феврале он получил ответ, согласно которому ФИО1 было предложено совершить действия, направленные на приобретение гражданства. На приеме в УФМС в феврале 2011 ... К.Я. разъяснили, что будут запрашивать сведения в соответствующих органах Эстонской Республики. До настоящего времени паспорт гражданина РФ заявителю не выдан. В судебном заседании Сухостовский К.Я. и его представитель требования, изложенные в заявлении, поддержали, ссылаясь на вышесказанное. Представитель Луховицкого отделения УФМС требования ФИО1 не признала и пояснила, что заявителю законно было отказано в выдаче паспорта, так как он не представил документов, подтверждающих тот факт, что он вернулся на постоянное место жительства в пределы Российской Федерации. Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Как усматривается из свидетельства о рождении, Сухостовский Константин родился .... Родился он в Коми АССР, имя отца – Яков, что подтверждается записью акта о рождении от ... .... ... отделом внутренних дел Калининского райисполкома ... ему выдан паспорт гражданина СССР на имя ФИО2. ... он обратился с заявлением к начальнику ОУФМС в ... по Луховицкому муниципальному району с просьбой выдать ему паспорт гражданина РФ. Письмом УФМС России по ... отделения по Луховицкому муниципальному району от ... ФИО1 для получения паспорта предложено представить пакет документов необходимый для оформления приобретения гражданства. Устно в выдаче паспорта гражданина РФ ему было отказано. В судебном заседании представитель УФМС признала факт отказа в выдаче ФИО6 паспорта гражданина РФ. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от ... ..., паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации ( п.1 Положения). Для получения паспорта гражданин представляет заявление, свидетельство о рождении, две фотографии; при необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации ( п.11 Положения). Статьей 6 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть первая). В соответствии с частью седьмой статьи 4 Федерального закона от ... N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Закон Российской Федерации от ... N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (в ранее действовавшей редакции) предусматривал приобретение гражданства Российской Федерации: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве РСФСР; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РСФСР; ж) по иным основаниям, предусмотренным названным Законом (статья 12). Согласно статье 13 этого Закона гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона (...), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации; лица, родившиеся ... и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от ... N 12-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт "г" статьи 18 Закона Российской Федерации от ... N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации в порядке регистрации на лиц, которые: родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации. При этом данным Постановлением установлено, что определенные формы уведомления гражданином государства необходимы для подтверждения того, что гражданин бывшего СССР прибыл на территорию Российской Федерации именно для постоянного проживания, что он не изъявил желания прекратить принадлежность к российскому гражданству по рождению, а также что он не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР. Необходимые формы уведомительной регистрации граждан Российской Федерации, проживавших за ее пределами и вернувшихся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, должны быть согласованы с правом на гражданство, а также с равноправием граждан, что возможно, если такая уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации. Процедура уведомительной регистрации при оформлении гражданства не противоречит Конституции Российской Федерации (пункт 5). Следовательно, в отношении лиц, имевших основания приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, на которых распространялась норма части второй статьи 13 Закона, утратившего силу ..., в настоящее время подлежат применению положения вышеуказанного Постановления. Постановление в силу статьи 6, частей 1 и 2 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, действует непрерывно со дня его провозглашения. Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 679 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), пунктом 3 которого определено, что административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги), на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ... N 928, Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (пункт 1), одной из основных задач которой является производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (пункт 2). В соответствии с вышеприведенными нормами права, Постановлением Конституционного Суда РФ от ... Приказом ФМС РФ от ... ... утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ». Положение данного регламента предусматривает последовательность действий должностного лица по исполнению государственной функции оформления гражданства Российской Федерации по рождению, начиная с приема заявления с приложенными в его обоснование документов, подтверждающих наличие условий по признанию лица российским гражданином по рождению, и заканчивая выдачей паспорта гражданина Российской Федерации, а так же определяет порядок внесения сведений при оформлении такому лицу гражданства Российской Федерации в учеты ФМС России. Пунктами 18-18.6 данного регламента предусмотрено, что: - Заявитель согласно графику работы территориального органа представляет мотивированное заявление произвольной формы и имеющийся у него пакет документов должностному лицу. Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданного заявления и представленных документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений (п.18). - Заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом, подготовку необходимых копий документов. Заявитель лично представляет заявление и имеющийся у него пакет документов должностному лицу. Должностное лицо осуществляет проверку наличия необходимых документов и их копий (п.18.1). - Должностное лицо изучает указанные в нем обстоятельства, с которыми связано приобретение гражданства заявителем, и проводит проверку документов, представленных в подтверждение этих условий (п.18.2). В случае отсутствия документа, подтверждающего проживание заявителя на территории России до ..., должностное лицо проверяет такую информацию путем направления соответствующего запроса в территориальный орган по прежнему месту жительства заявителя, указанному в его заявлении, при этом заявителю направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения его заявления не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления ответа на запрос. - На основании поданных заявителем заявления, документов и по результатам проверки должностное лицо докладывает руководству о факте обращения для принятия окончательного решения в виде резолюции руководителя территориального органа на заявлении (п.18.3). - При наличии документов, подтверждающих совокупность всех условий Постановления, должностное лицо осуществляет регистрацию приобретения гражданства Российской Федерации по рождению путем учета данной информации, а также оформление и выдачу заявителю паспорта гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п.18.4). - Юридическими фактами для исполнения данной государственной функции является совокупность у лица всех нижеперечисленных условий, установленных Постановлением, и подтвержденных документально: рождение на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; состояние в гражданстве бывшего СССР; отсутствие его свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выезд ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; отсутствие гражданства других государств, входивших в состав бывшего СССР; возвращение впоследствии на постоянное жительство в пределы Российской Федерации (п.18.5). - Для исполнения государственной функции также требуется представление заявителем в структурное подразделение территориального органа по месту жительства (пребывания либо постановки на миграционный учет по месту пребывания) документов, подтверждающих наличие вышеперечисленных условий для признания лица гражданином Российской Федерации на основании Постановления, и документа, подтверждающего снятие лица с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве (п.18.6). Решением Верховного Суда Российской Федерации от ... отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 18, абзацев второго и третьего подпункта 18.1, подпункта 18.2, абзацев второго, третьего, четвертого подпункта 18.4, абзацев первого, второго, третьего подпункта 18.5, подпункта 18.6 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации. При этом Решением Верховного Суда РФ установлено, что признание гражданами Российской Федерации лиц только по факту их рождения на территории России, противоречило бы правовой позиции Конституционного Суда РФ. Определением Верховного Суда РФ от ... данное решение оставлено без изменений. Каких-либо нарушений при решении вопроса об оформлении ФИО1 гражданства Российской Федерации и выдаче паспорта гражданина РФ со стороны УФМС в судебном заседании не установлено. К заявлению о выдаче паспорта ФИО7 было приложено: Паспорт, свидетельство о рождении, выписка из записи акта о рождении, сопроводительное письмо к выписке, письмо Минсоцзащиты, справка из регистра народонаселения Эстонии, письмо ОУФМС. Данное обстоятельство подтверждается копией заявления ФИО1 в ОУФМС. Как усматривается из данного заявления, документов, подтверждающих факт возвращения ФИО1 на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства, регистрация на территории Российской Федерации, решения суда), заявителем представлено не было. Кроме того, Сухостовским К.Я. не представлен надлежащий документ, подтверждающий его гражданство в СССР. Как усматривается из копии паспорта гражданина СССР, выдан он на имя ФИО2. При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования ФИО1 о неправомерности действий по отказу в выдаче ему паспорта гражданина РФ являются необоснованными, в связи с чем, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: ФИО1 в удовлетворении заявления о понуждении Луховицкого отделения УФМС РФ по ... устранить нарушение прав и свобод и препятствия к осуществлению прав и свобод, выразившиеся в отказе в выдаче ФИО1 паспорта гражданина Российской Федерации, понуждении к выдаче паспорта гражданина Российской Федерации отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Луховицкий районный суд ... в течение 10 дней. Судья -