2-454/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 4 мая 2011 г. Луховицкий районный суд Московской области в составе: Председательствующего судьи Ващенко Е.А. При секретаре Волковой А.В., С участием представителя заявителя Серова А.М., представителей заинтересованного лица: Тимофеева В.С., Навасардяна В.В., Спицыной О.Г., Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Столярова С.А. об оспаривании Решений Совета депутатов городского поселения ... муниципального района ... области, У С Т А Н О В И Л: Столяров С.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать решение Совета депутатов городского поселения ... муниципального района Московской области № ... от ... г. «Об удалении главы муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области» С.А. Столярова в отставку» незаконным с момента его принятия; признать решение Совета депутатов городского поселения ... муниципального района ... области № ... от ... г. «О возложении на Копейкина М.В. ... г.р. исполнения полномочий главы муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области» незаконным с момента его принятия», мотивируя свои требования тем, что ... г. решением Совета депутатов городского поселения ... № ... Столяров С.А., как глава городского поселения ..., удален в отставку. Данное решение считает незаконным, так как ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования. Перечень вопросов местного значения, которые должен выполнять глава администрации, перечислен в ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Депутатами в оспариваемом решении не указывается период, в течение которого Столяров С.А., якобы, не исполнял свои обязанности по решению вопросов местного значения и основанием для удаления в отставку. В течение всего срока нахождения в должности Столяровым С.А. издавались постановления и распоряжении, подписывались и обнародовались решения Совета депутатов, решались вопросы местного значения, предусмотренные законом и Уставом. Не своевременное выполнение отдельных решений Совета депутатов не является невыполнением обязанностей по решению вопросов местного значения и основанием для удаления в отставку. Законные основания для удаления главы городского поселения ... в отставку отсутствуют. При вынесении решения об удалении в отставку были грубо нарушены требования закона, предусматривающие процедуру отставки. Столяровым С.А. не были заблаговременно получены уведомление о дате и месте проведения соответствующего заседания, он не был ознакомлен с обращением депутатов представительного органа муниципального образования и с проектом решения представительного органа муниципального образования о его удалении в отставку, Столяров С.А. был лишен возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для удаления в отставку. ... г. Столяров С.А. находился на стационарном лечении в ... военном госпитале. Во второй половине дня к нему в палату ворвались неизвестные ему люди, представившиеся работниками аппарата Совета депутатов, и начали заставлять подписывать какие-то бумаги, одновременно снимая все на видеокамеру. Столяров С.А. отказался с ними общаться и что-либо подписывать, сославшись на свое тяжелое состояние. О чем говорили эти люди Столяров С.А., в тот момент, мало понимал и не запомнил. Нарушение процедуры уведомления о времени и месте проведения заседания Совета депутатов влечет нарушение прав заявителя как главы на защиту своих интересов, возможность оперативного отреагировать на обращение, представление своих разъяснений. Никаких документов Столяров С.А. не получал и ни в каких документах не расписывался. Поскольку Советом депутатов незаконно принято решение об удалении главы муниципального образования в отставку, незаконно и решение о возложении исполнения полномочий главы муниципального образования на К. В судебном заседании представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал, ссылаясь на вышесказанное. Представители Совета депутатов городского поселения ... муниципального района ... области требования Столярова С.А. не признали и пояснили, что решение об удалении Столярова С.А. в отставку принято в соответствии с требованиями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». При этом уточнили, что обязанности главой муниципального образования не исполнялись в течение всего ... г. Суд, выслушав представителя заявителя, представителей лица, чьи решения обжалуются, приходит к следующему. Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение ... муниципального района ... области от ... г. № ... удален в отставку глава муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области» Столяров С.А. в связи с неисполнением им в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных федеральными законами, Уставом муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области». (т.1 л.д.38) В силу ст.74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются: решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона; неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд. В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; формирование архивных фондов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; осуществление муниципального лесного контроля и надзора; создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка; оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Согласно ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения; полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации; осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений; утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований. По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области» установлена ст.24 Устава городского поселения (т.1 л.д.40), согласно которой в состав органов местного самоуправления входят: Совет депутатов городского поселения ..., глава городского поселения ..., администрация городского поселения .... Пунктом 9 ст.29 Устава предусмотрено, что к полномочиям главы городского поселения ... относится: - организация выполнения решений Совета депутатов городского поселения ... в пределах своих полномочий; - внесение в Совет депутатов городского поселения ... проектов муниципальных правовых актов; - инициирование созыва внеочередного заседания Совета депутатов городского поселения ...; - представление на утверждение Совета депутатов городского поселения ... проекта бюджета городского поселения ... и отчетов о его исполнении; - представление на рассмотрение Совета депутатов городского поселения ... проектов нормативных актов о введении или отмене местных налогов и сборов, а так же других правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета городского поселения ...; - формирование администрации городского поселения ... и руководство ее деятельностью; - назначение и освобождение от должности руководителей структурных подразделений администрации, а так же руководителей муниципальных предприятий и учреждений; - представление на утверждение Совета депутатов городского поселения ... проектов планов и программ социально-экономического развития городского поселения ..., отчетов об их исполнении; - принятие мер по обеспечению и защите интересов городского поселения ... в суде, арбитражном суде, а так же в соответствующих органах государственной власти и управления; - организация и обеспечение исполнения отдельных государственных полномочий, переданных в ведение городского поселения ... федеральными законами, законами ... области; - осуществление личного приема граждан не реже одного раза в месяц; - рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений; - организует исполнение местного бюджета, распоряжается средствами поселения в соответствии с местным бюджетом и бюджетным законодательством. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных с.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»: - представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; - подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; - издает в пределах своих полномочий правовые акты; - вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; - обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления») В силу ст.30, 31 Устава городского поселения ..., ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) городского поселения. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Основанием для принятия Решения «Об удалении главы муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области» Столярова С.А. в отставку» послужило обращение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области» (т.1 л.д.23) в связи с неисполнением Столяровым С.А. в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, не осуществлением им полномочий, предусмотренных федеральными законами, Уставом городского поселения ..., а именно: - неисполнение в течение трех и более месяцев полномочий, предусмотренных п.29 Устава по организации выполнения решений Совета депутатов городского поселения ... в пределах своих полномочий. Суд не может согласиться с данным основанием. Решением Совета депутатов городского поселения ... от ... г. № ... «О принятии проекта муниципальной программы городского поселения ... № ... «Развитие уличного освещения города ... с применением новых энергосберегающих технологий на период ... годов» (т.2 л.д.150) администрации городского поселения ... в срок до ... г. поручено рассчитать экономические показатели и эффективность программы и представить в Совет депутатов городского поселения ... на окончательное рассмотрение и утверждение. Глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в пределах своих полномочий (п.4 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с п.9 ст.29 Устава глава городского поселения организует выполнение решений Совета депутатов в пределах своих полномочий. Расчет экономических показателей и эффективности программы к полномочиям главы муниципального образования, предусмотренным ст.29 Устава и ст.36 ФЗ не относится, не относится он и к компетенции администрации городского поселения ..., предусмотренной ст.31 Устава. Суд считает не обоснованными доводы представителя Совета депутатов о том, что неисполнение данной обязанности относится к неисполнению п.п.4 ст.14 ФЗ «Об организации местного самоуправления в РФ» и п.47 ст.31 Устава, поскольку энергесбережение и повышение энергетической эффективности не связано с организацией в границах поселения электро-тепло-газо-и водоснабжения населения Кроме того, Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях используемая для расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности была утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации 7 июня 2010 г. и зарегистрирована в Минюсте РФ 21 июля 2010 г., следовательно, на момент принятия данного Решения, Столяров С.А. не мог его исполнить. Согласно обращения Совета депутатов (т.1 л.д.23), решением Совета депутатов от ... г. № ... «О повышении энергетической эффективности уличного освещения в городском поселении ...» администрации городского поселения необходимо было в месячный срок провести конкурс на исполнение энергетического паспорта уличного освещения городского поселения для определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при исполнении энергосервисного контракта. В соответствии со ст.4 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Ни Уставом городского поселения ..., ни ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» на администрацию городского поселения не возложено обязанностей по проведению конкурса на исполнение энергетического паспорта. К тому же ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» не предусмотрена отдельная процедура – исполнение энергетического паспорта. В силу ст.15 указанного закона энергетический паспорт составляется по результатам энергетического обследования лицом, проводившим данное обследование. Решением Совета депутатов от ... г. № ... «О внесении изменений в Положение о присвоении звания «Почетный гражданин города ...» (т.2 л.д.163) главе городского поселения ... предложено в срок до ... г. осуществить все необходимые организационно-правовые мероприятия для обеспечения исполнения требований по внесению изменений. Главе городского поселения ... при оформлении расходной части бюджета муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области» на очередной финансовый год поручено предусматривать необходимые финансовые средства для обеспечения исполнения решения. Каких-либо сроков исполнения при этом решением не установлено. Какие-именно организационно-правовые мероприятия в обеспечение исполнения данного решения должны быть произведены, текст решения не содержит, в связи с чем, невозможно установить, входят ли предписанные главе муниципального образования данным решением мероприятия в круг исполнения его полномочий или полномочий администрации городского поселения. Свидетель Щ. в судебном заседании пояснил, что вопрос о компенсации коммунальных платежей решался главой администрации, но долго происходило согласование процедуры компенсации с ... ЖКХ». Документы были подготовлены в конце марта. Показания свидетеля Е. о том, что в сроки, установленные Советом депутатов, главой муниципального образования не был решен вопрос о компенсационных выплатах, не свидетельствует об определении круга полномочий главы муниципального образования по решению данного вопроса. Решением Совет депутатов № ... от ... г. увеличен расход на возмещение коммунальных услуг лицам, имеющим звание «Почетный гражданин городского поселения ...» на ... г. Учитывая, что в силу ст.35 ФЗ «Об организации местного самоуправления в РФ» нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации, у суда нет оснований полагать, что указание Совета депутатов в этой части не было исполнено. Решением Совета депутатов городского поселения ... от ... г. № ... «Об отказе ФОКСИ «О.» в заключении договоров аренды помещений по адресу: ...» В соответствии с данным решением отказано ФОКСИ «О.» в заключении договора аренды. Главе городского поселения ... С.А. Столярову поручено провести все необходимые организационно-технические мероприятия. Какие-именно организационно-технические мероприятия в обеспечение исполнения решения об отказе в заключении договора аренды, должны быть произведены, из текста решения не усматривается, в связи с чем, невозможно установить, входят ли предписанные главе муниципального образования данным решением мероприятия в круг исполнения его полномочий или полномочий администрации городского поселения. Кроме того, функции по распоряжению муниципальным имуществом нормативным правовым актом – Уставом муниципального образования (п.6 ст.31) возложены на администрацию городского поселения, на представительный орган возложены функции по определению порядка, то есть принятию нормативного правого акта, в соответствии с которым администрация должна управлять и распоряжаться муниципальным имуществом. Таким образом, отказывая ФОКСИ «О.» в заключении договора аренды, Совет депутатов вышел за пределы своих полномочий. Показания свидетеля Т. о том, что глава муниципального образования не решал вопрос об аренде ООО «О.» помещения не подтверждают и не опровергают факт вхождения решения данного вопроса в полномочия главы муниципального образования. Решением Совета депутатов городского поселения ... от ... г. № ... «Об оформлении в собственность земельного участка под парк в северной части города» администрации городского поселения ... поручено оформить земельный участок под благоустройство городского парка в северной части города. Финансирование данных мероприятий предусмотреть в бюджете городского поселения. В соответствие со ст.11 ЗК РФ К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Вместе с тем, к полномочиям администрации городского поселения, предусмотренным ст.31 Устава, оформление в собственность земельных участков не относится. Оформление данного права в силу ст.11 ЗК РФ связано с разрешением собственника земельного участка предоставить земельный участок. Кроме того, оформление земельного участка в собственность требует значительных затрат времени, для чего трех месяцев недостаточно. Незаконно на главу муниципального образования возложено исполнение решения Совета депутатов № ... от ... г. «О проведении торгов по аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Городское поселение ...», которым администрации городского поселения поручено в срок до ... г. провести все необходимые организационно-технические мероприятия по проведению торгов и заключению по их результатам договоров аренды нежилых помещений, поскольку в соответствии с положением п.6 ст.31 Устава управление и распоряжение муниципальной собственностью относится к компетенции администрации городского поселения .... Организация выполнения решения Совета депутатов городского поселения «О плане работы ревизионной комиссии Совета депутатов» не относится к вопросам местного значения и, следовательно, в полномочия главы муниципального образования не входит. При таких обстоятельствах показания свидетеля С. о том, что она как председатель ревизионной комиссии не была допущена в администрацию городского поселения ... с проверкой, не являются доказательствами, подтверждающими факт неисполнения главой муниципального образования своих полномочий. В силу пункта 5.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.7.1 Устава предоставление Совету депутатов городского поселения ... ежегодного отчета о результатах своей деятельности и деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования входит в обязанности главы муниципального образования. Однако, к вопросам местного значения и к полномочиям главы муниципального образования, предусмотренных ст.36 ФЗ -131 и п.9 Устава муниципального образования исполнение решения Совета депутатов об установлении даты и времени заслушивание ежегодного отчета не относится. Кроме того, сроки предоставления и заслушивания ежегодного отчета главы муниципального образования ни ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления, ни Уставом муниципального образования не установлены. К тому же на момент принятия решения об установлении даты и времени заслушивания ежегодного отчета ... г.) Столяров ... г. находился на больничном листе и далее в отпуске. Таким образом, в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт неисполнения Столяровым С.А. полномочий по организации исполнения решений Совета депутатов. Помимо этого, неисполнение главой муниципального образования в течение трех месяцев каких-либо отдельных решения не является основанием для его удаления в отставку в силу неисполнения им в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения и исполнения своих полномочий. Как пояснила в судебном заседании представитель Совета депутатов, остальные решения Совета депутатов Столяровым С.А. исполнялись. В соответствии с ч.13 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч.9 ст.25 Устава городского поселения ..., глава муниципального образования обязан подписать либо отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. Согласно п.2 ч.4 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты. Решениями ... районного суда ... области от ... г. и ... г. установлено, что главой муниципального образования Столяровым С.А. направленные ему Советом депутатов нормативные правовые акты не были подписаны и не были возвращены в соответствии с положением ч.4 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Данными решениями Столяров С.А. был обязан в течение 10 дней подписать с последующим опубликованием, либо возвратить Совету депутатов городского поселения ... решения № ... от ... г., № ... от ... г., № ... от ... г., № ... от ... г., № ... от ... г., № ... от ... г. В соответствии со ст.13 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится, в том числе, их руководителями. Статьей 29 Устава городского поселения ... к полномочиям главы городского поселения отнесено осуществление личного приема граждан не реже одного раза в месяц. Как усматривается из карточек приема граждан по личным вопросам, обозренных в судебном заседании, с ... г. глава муниципального образования прием граждан не осуществлял. Свидетель К.., К.С., К.И. в судебном заседании пояснили о том, что с ... г. Столяров С.А. не вел прием граждан. Вместе с тем, суд полагает, что неисполнение Столяровым С.А. своих полномочий по подписанию нормативных правовых актов Совета депутатов и осуществлению приема граждан вызвано уважительными причинами. Согласно табеля учета рабочего времени, Столяров С.А. с ... г. по ... г. находился на больничных листах и в отпуске. Данные причины являются уважительными в силу того, что право на отдых и право на охрану здоровья гарантированы всем гражданам Конституцией Российской Федерации. Доводы представителей Совета депутатов о том, что уважительность причин неисполнения главой муниципального образования своих полномочий не имеет значения при решения вопроса об удалении его в отставку, суд считает не обоснованными. Исходя из содержания ст.74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления, удаление главы муниципального образования в отставку является мерой ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение главой своих полномочий. В данном случае наступает муниципально-правовая ответственность, то есть неблагоприятные последствия, предусмотренные муниципально-правовыми нормами для субъектов, допустивших их нарушения. При таких обстоятельствах, ответственность главы муниципального образования в виде удаления в отставку за неисполнение своих полномочий должна наступать при наличии вины. Поскольку глава муниципального образования не мог осуществлять свои полномочий по подписанию нормативных правовых актов и приему граждан, в следствие, нахождения в отпуске и на больничном листе, ответственность в данном случае не должна наступать. Подписание в указанный период Столяровым С.А. иных документов не является обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения данного дела. В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Суд не может согласиться с доводами Совета депутатов о том, что главой муниципального образования в этой части не исполняются возложенные на него полномочия. Статьей 31 Устава обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском поселении ... и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями относится к компетенции администрации городского поселения .... ... года Постановлением главы городского поселения ... муниципального района № ... (л.д.33) утверждено Положение об общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского поселения .... Как установлено данным Положением, Положение разработано в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 12 декабря 2005 года N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Положение определяет задачи и компетенцию общественной комиссии администрации городского поселения ... по жилищным вопросам, круг решаемых вопросов и регламент работы. Общественная комиссия по жилищным вопросам является коллегиальным органом. Общественная комиссия по жилищным вопросам администрации городского поселения ... (далее - Комиссия) создается при администрации городского поселения ... в целях наиболее объективного рассмотрения вопросов принятия на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, и снятия с учета, вопросов, связанных с расселением граждан при сносе аварийного и ветхого жилищного фонда, предусмотренном муниципальными адресными программами, а также вопросов, связанных с реализацией прав граждан, проживающих на территории городского поселения ..., в соответствии с жилищным законодательством отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. В состав Комиссии включаются должностные лица администрации городского поселения ..., депутаты Совета депутатов городского поселения ..., представители предприятий и учреждений, расположенных на территории городского поселения ..., общественных объединений. Количественный и персональный состав Комиссии утверждается постановлением главы городского поселения .... Рассмотрение и принятие решений по вопросам предоставления жилой площади из жилищного фонда городского поселения ... нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам относится к целям и задачам деятельности комиссии (п.2.2.2 Положения). Персональную ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач несет председатель Комиссии (п.3.3 Положения), который назначается заместитель главы администрации, курирующий жилищные вопросы (п.3.2 Положения). Как усматривается из протоколов заседания общественной комиссии (т.2 л.д.38), председателем общественной комиссии по жилищным вопросам является Полуянов В.А. Свидетель К.Т.. в судебном заседании пояснила о том, что вопросы, связанные с обеспечением жилищных прав граждан, рассматривались на жилищной комиссии, членом которой она является. Таким образом, глава муниципального образования, не является лицом, ответственным за работу комиссии, члены комиссии работниками администрации не являются, следовательно, предоставление жилых помещений гражданам не входит в полномочия главы администрации. Кроме того, наличие в городском поселение ... свободных жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду, не свидетельствует о неисполнении главой муниципального образования своих полномочий, так как Советом депутатов не установлено, соответствует ли имеющийся жилищный фонд требованиям очередников. Показания свидетеля Б. о том, что в течение ... г. она просила предоставить ей жилье, но Столяров С.А. говорил, что жилья нет не является доказательством неисполнения им своих полномочий, поскольку в судебном заседании установлено, что полномочию по предоставлению жилья возложены на общественную комиссию по жилищным вопросам. Согласно п.17, ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п.3 ст.4 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится формирование архивных фондов поселения. Статьей 31 Устава решение данного вопроса отнесено к компетенции администрации городского поселения .... Достаточных доказательств, подтверждающих факт неисполнения главой муниципального образования полномочий по формированию архивных фондов поселения, представители заинтересованного лица суду не представили. Статьей 27 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» предусмотрена ответственность за нарушение законодательства «Об архивном деле», согласно которой юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Ни администрация городского поселения ..., ни Столяров С.А. к ответственности за неисполнение законодательства в данной области не привлекались. Каких-либо проверок по установлению факта неисполнения Закона «Об архивном деле» не проводилось, акты по данному вопросу не составлялись. Свидетель И.С. в судебном заседании пояснил о том, что с ... года работал в администрации городского поселения ... начальником общего отдела. В ... года им в администрацию муниципального района передан на хранение документы городского поселения. Согласно п.28 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения. Полномочия органов местного самоуправления в этой области установлены ст.11 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Вопросы создания условий для развития малого предпринимательства ст.31 Устава отнесены к компетенции администрации городского поселения .... При этом, полномочиями органов местного самоуправления, предусмотренных ст.11 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обязанность администрации городского поселения, либо обязанность главы муниципального образования закладывать в проект бюджета объемы расходов на осуществление данных полномочий, включение в структуру администрации уполномоченного подразделения, либо должностного лица, ответственного за создание условий для развития малого и среднего предпринимательства не предусмотрено. Показания свидетеля К. о том, что Столяров С.А. не решил вопрос по спору с соседним землепользователем, не является доказательством неисполнения им полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства, так как из данных показаний не усматривается, входит ли решение земельного вопроса в полномочия главы муниципального образования. Таким образом, суд считает ошибочными доводы Совета депутатов о неисполнении Столяровым С.А. полномочий в области создания условий для развития малого предпринимательства. В соответствии с ч.2 ст.5 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления наделены полномочиями в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса. Решением Совета депутатов городского поселения ... муниципального района Московской области от ... г (с изменениями от ... г.) № ... утвержден Порядок регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального хозяйства в городском поселении .... Пунктом 3.1.4. Порядка установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования ... области для соответствующего муниципального образования, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение передано в полномочия Совета депутатов городского поселения .... Какие-именно полномочия не были исполнены главой муниципального образования в области регулирования тарифов из п.7 Обращения не усматривается, в связи с чем, проверить факт неисполнения Столяровым С.А. своих полномочий в данной области не представляется возможным. Пункт 8 Обращения «Неисполнение полномочий по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных ст.8 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» излишне вменен Столярову С.А. как неисполнение им своих полномочий главы муниципального образования, так как те же основания неисполнения полномочий указаны в п.п 1 п.1 Обращения. Показания свидетеля Я. о том, что Столяровым С.А., как главой муниципального образования проводилась работа в соответствии с его полномочиями, не подтверждают и не опровергают доводы заявителя. Показания свидетеля Б.С. о ненадлежащем исполнении Столяровым С.А. своих обязанностей, не свидетельствует о том, что данные обязанности входят в круг полномочий главы муниципального образования. Таким образом, в судебном заедании на нашел своего подтверждения тот факт, что у представительного органа муниципального образования имелись основания, предусмотренные п.1 ст.74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», для удаления главы муниципального образования в отставку. В соответствии с положением ст.74.1 ФЗ «Об организации местного самоуправления в РФ» инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования. В соответствии с положением данной статьи ... года пятнадцатью депутатами из двадцати была выдвинута инициатива, оформленная в виде обращения, об удалении главы городского поселения ... Столярова С.А. в отставку. Данное обращение было получено Советом депутатов ... г. К обращению приложен проект решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации было уведомлено ... г. (т.1 л.д.86). Глава муниципального образования от получения инициативы отказался, о чем ... года составлены акты (т.1 л.д.90,95). Факт отказа Столярова С.А. от получения инициативы с проектом решения и извещения и времени и месте проведения заседания Совета подтвердили в судебном заседании свидетели П., Б.Л., пояснив, что ... года в ... военном госпитале они вручили Столярову С.А. обращение депутатов с проектом решения, извещение о времени и месте проведения заседания, от росписи в получении Столяров С.А. отказался, о чем составлен акт. .... Губернатором ... области дано согласие на рассмотрение Советом депутатов городского поселения ... вопроса об удалении главы городского поселения Столярова С.А. в отставку. При этом своего мнения о согласии или несогласии с отставкой главы городского поселения Губернатор не высказал. Решение об удалении главы муниципального образования «Городское поселение ...» было принято Советом депутатов муниципального образования городское поселение ... ... г.(т.1 л.д.38). За принятие данного решения проголосовало 19 депутатов из 20. Решение подписано председателем представительного органа муниципального образования – Председателем Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области. Решение об удалении главы муниципального образования в отставку обнародовано в газете «... вести», что не противоречит п.15 ст.74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Вместе с тем, п.13 ст.74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлены определенные гарантии для главы муниципального образования. При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены: - заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку; - предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку. В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение. Суд полагает, что требования о заблаговременном извещении главы муниципального образования о дате и месте проведения заседания, а так же ознакомлении с обращением депутатов представительного органа и с проектом решения об удалении в отставку не были соблюдены. Как усматривается из составленного акта (т.1 л.д.95), уведомление Столярова С.А. о дате и месте проведения заседания, а так же ознакомление с обращением депутатов и с проектом решения были произведены в помещении кардиологического отделения ... госпиталя. То есть на момент вручения извещений Столяров С.А. находился на стационарном лечении, о чем представители Совета депутатов знали, вручая ему извещение и обращение в присутствие врачей госпиталя. Таким образом, извещение и обращения депутатов с проектом решения были вручены Столярову С.А. без учета времени, требующегося ему для выздоровления и составления особого мнения. Согласно представленным больничным листам (т.2 л.д.192), Столяров С.А. находился на стационарном лечении с ... г., о чем Совету депутатов было известно. Вместе с тем, заседание Совета было проведено в отсутствие Столярова С.А., что лишило его права дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления его в отставку. Обобщая вышесказанное, а так же, учитывая нарушение процедуры удаления главы муниципального образования в отставку, суд полагает, что решение Совета депутатов об удалении главы муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области» С.А. Столярова в отставку является незаконным, в связи с чем, требования Столярова С.А. подлежат удовлетворению. При таких обстоятельствах является незаконным и решение Совета депутатов № ... «О возложении на Копейкина М.В. исполнения полномочий главы муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области». На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Столярова С.А. удовлетворить. Признать решение Совета депутатов городского поселения ... муниципального района ... области № ... от ... г. «Об удалении главы муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области» С.А. Столярова в отставку» незаконным с момента его принятия. Признать решение Совета депутатов городского поселения ... муниципального района Московской области № ... от ... г. «О возложении на Копейкина М.В. ... г.р. исполнения полномочий главы муниципального образования «Городское поселение ... муниципального района ... области» незаконным с момента его принятия». Решение подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Луховицкий районный суд Московской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья –