№2-515/12 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 25 июля 2012 года г. Луховицы Московской области Луховицкий районный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Ступиной С.В. при секретаре Акимушкиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусова С.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ ... по городу Москве и ... о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; включении в специальный стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л : Сусов С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ ... по городу Москве и ... (далее - ГУ УПФР ...); просит суд признать незаконным решение ... от ... Комиссии по назначению пенсий Управления Пенсионного фонда РФ ... по Москве и ... об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж истца следующие периоды его работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: с ... по ... – в ООО Авиакомпании «...»; с ... по ... - в ООО «Авиакомпания им....»; с ... по ... - в ЗАО АП «...»; с ... по ... - в ОАО «АК ...»; с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... - в ФГУАП «...»; обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с .... В судебном заседании истец поддержал заявленные требования. В обоснование иска показал, что ... он обратился в ГУ УПФР ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что его специальный стаж в качестве члена экипажа воздушного судна - бортоператора, бортоператора-инструктора (старшего бортоператора) самолета ... на момент обращения в пенсионный отдел (согласно п.п.1 п.п. «а» и «б» «Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации, летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года №459), составил более 25 лет, что дает истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. При этом истец показал, что в периоды с ... по ... и с ... по ... он работал бортоператором самолета ..., и, следовательно, эти периоды следует исчислять в соответствии с п.п. «а» Правил (каждые 20 часов налета - за 1 календарный месяц). За эти периоды истец налетал ..., то есть специальный стаж составляет более 10 лет 9 месяцев. В периоды с ... по ... и с ... по ... истец работал бортоператором-инструктором самолета ...; следовательно эти периоды следует исчислять в соответствии с п.п. «б» Правил (каждые 12 часов налета - за 1 календарный месяц). За эти периоды истец налетал ...., то есть специальный стаж составляет более 14 лет 3 месяцев. Решением от ... Комиссия по назначению пенсий ГУ УПФР ... не засчитала истцу в специальный стаж вышеуказанные спорные периоды его работы и отказала в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа 25 лет в летном составе гражданской авиации. Истец не согласен с этим решением, поскольку в силу ст.56 Воздушного кодекса РФ бортоператор, бортоператор-инструктор (старший бортоператор) относятся к кабинному экипажу воздушного судна и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, следовательно, являются летным составом гражданской авиации. Представитель ГУ УПФР № Солдатов О.Е. иск не признал по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление (л.д. ). Считает решение Комиссии по назначению пенсий ГУ УПФР ..., отказавшей истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, законным и обоснованным. В обоснование показал, что спорные периоды работы истца в должности бортоператора, бортоператора-инструктора, старшего бортоператора, выполняющего транспортные полеты, не могут быть засчитаны в специальный стаж, поскольку согласно п.п.13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют не все члены экипажа воздушных судов, а только те, которые отнесены к летному составу. Ст.56 Воздушного кодекса РФ определяет экипаж воздушного судна, который состоит из летного экипажа (пилоты, штурманы, бортоператоры, выполняющие специальные работы) и кабинного экипажа (бортоператоры и бортпроводники). Поскольку бортоператоры относятся к кабинному экипажу, они не имеют права на досрочное пенсионное обеспечение, как работники летного состава гражданской авиации. Представитель третьего лица ФГУАП ... в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом; сведения о причинах неявки у суда отсутствуют. Лица, участвующие в деле, согласны рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. Суд считает возможным в силу положений ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ФГУАП .... Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: судом установлено, что ... истец обратился в ГУ УПРФ ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Комиссии по назначению пенсий ГУ УПФР ... от ... в специальный стаж истца были включены периоды его работы, в должности бортоператора (бортоператора-инструктора, старшего бортоператора), выполняющего специальные работы: с ... по ... (4 часа 20 мин.); с ... по ... (1 час 20 мин.), с ... по ... (100 часов 55 мин.), с ... по ... (56 часов 05 мин.), всего 01 го... месяц 16 дней (с исчислением этих периодов в соответствии с п.п. б) п.4 Правил от ... ... – каждые 12 часов налета за 1 календарный месяц). При этом Комиссия не засчитала в специальный стаж истца периоды работы: с ... по ... – в ООО Авиакомпании «...»; с ... по ... - в ООО «Авиакомпания им.....»; с ... по ... - в ЗАО АП «...»; с ... по ... - в ОАО «АК ...»; с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... - в ФГУАП «...» в должности бортоператора, бортоператора-инструктора, старшего бортоператора, выполняющего транспортные полеты, поскольку бортоператоры относятся не к летному, а к кабинному экипажу и не имеют права на пенсионное обеспечение, как работники летного состава гражданской авиации. По указанным основаниям истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет в летном составе гражданской авиации (л.д.5-6). Суд считает, что указанное выше решение Комиссии является незаконным (необоснованным) по следующим основаниям: на основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом. В соответствии с п.п.13 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, следующим лицам: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации. На основании пункта 1 п.п. «з» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется «Список должностей работников летного состава авиации», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459. Согласно вышепоименованному «Списку должностей работников летного состава авиации» к таким должностям отнесены: члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно - летный состав. Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации. В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ). Из данных нормативных актов следует, что бортоператоры относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна. Аналогичная правовая позиция изложена в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009 года). Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года №537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, применяются «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – «Правила…»). Пунктом 4 «Правил…» установлено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах «б» - «г» настоящего пункта) - за 1 календарный месяц; б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального назначения; в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации - за 1 календарный месяц. Из трудовой книжки Сусова С.А. усматривается, что применительно к спорным периодам трудовой деятельности ... он принят в ООО «Авиакомпания «...» на должность бортоператора 3 класса по переводу из ОАО «...»; с ... ООО «Авиакомпания «...» преобразовано в ООО «Авиакомпания им.ФИО5»; ... истец переведен на должность бортоператора 2 класса; ... - переведен на должность старшего бортоператора; ... - переведен на должность бортоператора 1 класса; ... - уволен по собственному желанию; ... - принят на работу в ОАО «Авиационная компания «...» на должность бортового оператора; ... - уволен по собственному желанию; ... - принят на работу в Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие ... бортовым оператором-инструктором авиазвена ...; ... - переведен старшим бортовым оператором авиаэскадрильи специальных транспортных самолетов, где работает по настоящее время (л.д.20-22). Из справок ... и ... выданных ... ООО «Авиакомпания им.ФИО5», следует, что эта организация является правопреемником Авиакомпании «...», преобразованной с ... в ООО Авиакомпания «... которая в свою очередь с ... преобразована в ООО «Авиакомпания им.ФИО5» (л.д. ). При этом в справке ... указано, что Сусов С.А. с ... по ... работал в ООО «Авиакомпания им.ФИО5» в должности старшего бортового оператора. Старший бортовой оператор авиакомпании назначается на должность приказом президента авиакомпании из числа бортовых операторов-инструкторов имеющих среднее специальное образование, обладающих организаторскими способностями и необходимым опытом летной работы, прошедших программу подготовки бортоператора к инструкторской работе. Согласно программе ... (программа подготовки летного состава на воздушных судах транспортной авиации ГА) при вводе в строй бортового оператора проверку проводит старший бортоператор или бортоператор-инструктор авиакомпании. На основании должностной инструкции и указаний ... должность старшего бортового оператора авиакомпании является инструкторской. Согласно справке от ... ... выданной Федеральным государственным унитарным авиационным предприятием ..., Сусов С.А. действительно работает в ФГУАП ... с ... по настоящее время в должности старшего бортового оператора авиационной эскадрильи специальных транспортных самолетов (л.д.23) Из Приказа ... от ... ФГУАП ... усматривается, что с ... Сусов С.А. был переведен с должности бортоператора-инструктора старшим бортоператором (л.д.45). В справке от ... ... ФГУАП ... указано, что старший бортовой оператор авиационного отряда, старший бортовой оператор авиационной эскадрильи назначается на должность приказом директора авиапредприятия из числа бортовых операторов-инструкторов, имеющих среднее специальное образование, квалификацию бортоператора 1 класса, имеющих допуск к спецполетам, обладающих организаторскими способностями и необходимым опытом летной работы, прошедших программу подготовки бортоператора к инструкторской работе. Из вышепоименованной справки следует, что на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ... ... об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников воздушного транспорта; должность бортового оператора зафиксирована во 2-ой квалификационной группе, должность бортового оператора-инструктора зафиксирована в 3-ей квалификационной группе 1-ом квалификационном уровне, а должность старшего бортового оператора авиационного отряда (эскадрильи) зафиксирована в 3-ей квалификационной группе 2-ом квалификационном уровне. Согласно программе ... (Программа подготовки летного состава на воздушных судах транспортной авиации ГА) при вводе в строй бортового оператора «проверку проводит старший бортоператор или бортоператор-инструктор летного подразделения». Исходя из указаний ... и на основании должностной инструкции должность старшего бортового оператора авиационного отряда и должность старшего бортового оператора авиационной эскадрильи является инструкторской в обязательном порядке (л.д.46). В «Руководстве по производству полетов ФГУАП ...» указано, что бортовой оператор ВС относится к члену экипажа воздушного судна (л.д.15-19). В «Федеральных авиационных Правилах» (утвержденных Министром транспорта РФ №147 от 12.09.2008 года) содержатся Требования к членам экипажей воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации. Эти Правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей свидетельств, в том числе, бортоператора. Согласно «Свидетельству бортоператора» серии ..., выданному Федеральной авиационной службой России ..., Сусов С.А. имеет допуски к полетам: по тушению пожаров с применением системы ... на самолете ... (на основании приказа ... от ...); по выполнению международных полетов (приказ ... от ...); по выполнению полетов в качестве бортоператора-инструктора самолета ... (л.д. 10-13). В соответствии с Должностной инструкцией оператор - инструктор бортовой АЭ ФГУАП ... осуществляет ввод в строй бортоператоров, проверку бортоператоров согласно руководящим документам. Оператор-инструктор бортовой АЭ назначается на должность приказом директора авиапредприятия из числа бортоператоров, имеющих среднее специальное образование, квалификацию бортоператора 1-го класса, имеющих допуск к спецполетам, обладающих организаторскими способностями и необходимым опытом летной работы и прошедших программу подготовки бортоператора к инструкторской работе. Оператор - инструктор бортовой обязан: знать уровень технической подготовки бортоператоров авиационной эскадрильи; требовать точного выполнения бортоператорами РЛЭ и других документов, регламентирующих эксплуатацию АТ в полете; проводить проверку теоретических знаний и практических навыков при продлении бортоператорам авиационной эскадрильи летных свидетельств, при подготовке к 03 и ВЛ периоду работы, а также после перерыва в летной работе более 3-х месяцев; регулярно проверять выполнение бортоператорами предполетного осмотра наличия и исправности швартовочного и бытового оборудования на ВС авиапредприятия; осуществлять ввод в строй бортоператоров авиационной эскадрильи; в совершенстве знать, умело применять и регулярно проверять выполнение бортоператорами ВС авиапредприятия требований документов, регламентирующих летную и техническую эксплуатацию ВС; давать заключение о соответствии бортоператоров авиационной эскадрильи своей должности и присвоенному классу; производить проверку работы бортоператоров авиационной эскадрильи в воздухе и на земле; в совершенстве знать и требовать неукоснительного выполнения от экипажей ВС документов по перевозке грузов, специального оборудования и почты; совершенствовать личную профессиональную подготовку, методические знания и навыки; осуществлять постоянный контроль за правильным и своевременным оформлением перевозочной документации. Проанализировав вышеуказанные документы, суд считает установленным, что старший бортовой оператор авиакомпании назначается на должность из числа бортовых операторов-инструкторов, и, следовательно, должность старшего бортового оператора наравне с должностью бортоператора-инструктора является инструкторской должностью. При таких обстоятельствах суд считает, что бортоператор, бортоператор-инструктор (старший бортоператор) относятся к летному составу гражданской авиации, а поэтому спорные периоды работы истца в этих должностях подлежат зачету в его специальный стаж на основании указанных выше норм законодательства. Налет часов истца в спорные периоды работы в указанных им авиационных организациях подтверждается «Справкой о налете часов по годам и типам самолетов Сусова С.А., старшего бортового оператора-инструктора АЭ СТС ЦАО Федерального государственного унитарного авиационного предприятия ...», выданной ... на основании летной книжки Сусова С.А. Общий налет Сусова С.А., в том числе, в периоды работы, засчитанные пенсионным отделом, составляет .... (л.д. ). При этом суд согласен с порядком исчисления периодов работы, указанным истцом. Так, периоды с ... по ... и с ... по ... в должности бортоператора следует исчислять в соответствии с п.п. «а» «Правил…» (каждые 20 часов налета - за один календарный месяц). За эти периоды истец налетал ..., тем самым специальный стаж составляет более 10 лет 9 месяцев. Периоды с ... по ... и с ... по ... в должности бортоператора-инструктора (старшего бортоператора) следует исчислять в соответствии с п.п. «б» «Правил…» (каждые 12 часов налета - за 1 календарный месяц). За эти периоды истец налетал ...., следовательно, специальный стаж составляет более 14 лет 3 месяца. При таких обстоятельствах суд считает, что на момент обращения истца в ГУ УПФР ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (...) его специальный стаж в летном составе гражданской авиации составлял более 25 лет, тем самым имелись законные основания для назначения истцу с этой даты досрочной трудовой пенсии по старости, а поэтому решение Комиссии, отказавшей истцу в назначении такой пенсии, является необоснованным (незаконным). На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, с у д Р Е Ш И Л: Исковые требования Сусова С.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ ... по городу Москве и ... о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; включении в специальный стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить. Признать незаконным (необоснованным) решение от ... Комиссии по назначению пенсий Управления Пенсионного фонда РФ ... по Москве и ... об отказе Сусову С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ ... по ... и ... засчитать Сусову С.А. в специальный стаж периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: - с ... по ... – в ООО Авиакомпании «...» в должности бортоператора, исчисляя каждые 20 часов налета - за один календарный месяц; - с ... по ... - в ООО «Авиакомпания им.ФИО5», в том числе: с ... по ... в должности бортоператора, исчисляя каждые 20 часов налета - за один календарный месяц; с ... по ... в должности бортоператора-инструктора (старшего бортоператора), исчисляя каждые 12 часов налета - за 1 календарный месяц; с ... по ... в должности бортоператора, исчисляя каждые 20 часов налета - за один календарный месяц; - с ... по ... - в ЗАО АП «...» в должности бортоператора, исчисляя каждые 20 часов налета - за один календарный месяц; - ... по ... - в ОАО «АК ...» в должности бортоператора, исчисляя каждые 20 часов налета - за один календарный месяц; - с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... - в ФГУАП «...» в должности бортоператора-инструктора (старшего бортоператора), исчисляя каждые 12 часов налета - за 1 календарный месяц. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ ... по ... и ... назначить Сусову С.А. досрочную трудовую пенсию по старости с .... Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Луховицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья С.В.Ступина