10 августа 2010 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дело № 2-1341/2010)
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Шулындиной С.А.
при секретаре Захаровой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании c участием:
прокурора Сирачук Е.С.
истца Андреева А.П.
гражданское дело по исковому заявлению Андреева А.П. к Андреевой Г.А. о признании утратившей право пользования жилым помещением и выселении,
УСТАНОВИЛ:
Андреев А.П. обратился в суд с иском к Андреевой Г.А. о признании утратившей право пользования жилым помещением и выселении из жилого <адрес>.
В обоснование заявленных требований пояснил, что является собственником жилого <адрес>. Право собственности на дом возникло в порядке наследования после смерти предыдущего собственника дома - ФИО1. В период с 1981 по 1990 год состоял в зарегистрированном браке с ответчицей. С согласия предыдущего собственника дома ФИО1, в 1982 году ответчица была зарегистрирована по месту жительства в доме. После расторжения брака с истцом в 1990 году Андреева Г.А. выехала из жилого дома, вывезла принадлежащие ей вещи и с указанного времени не проживает в доме, сохраняя регистрацию в нем. Фактическое место пребывания Андреевой Г.А. неизвестно. Истец с 1990 года проживает в жилом доме совместно с двумя сыновьями, которые после расторжения брака на основании решения суда от 23.08.1993 г. были переданы ему на воспитание. Полагает, что право пользования домом у Андреевой Г.А. прекратилось, в связи чем, она подлежит выселению из дома без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании Андреев А.П. заявленные требования поддержал и просил иск удовлетворить.
Ответчик Андреева Г.А. в судебное заседание не явилась. Судом приняты меры к ее извещению путем направления судебных извещений по известному суду месту жительства ответчика - по адресу его регистрации. Судебные извещения возвращены почтовым отделением в связи с неявкой адресата за получение судебных извещений на почту и истечением срока их хранения. Судом направлено поручение в ОВД Лужского района о вручении судебной повестки. Согласно Акта, составленного участковым уполномоченным ОВД по Лужскому району ФИО3, вручить судебную повестку Андреевой Г.А. не представилось возможным, поскольку ответчица по известному суду месту жительства не проживает. Поскольку сведениями об ином месте жительства ответчика суд не располагает, в соответствии со ст. 119 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав истца, заключение прокурора Сирачук Е.С., допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Андреев А.П. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Лужского нотариального округа ФИО4 24.02.2010 г., является собственником жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.03.2010 года, а также Выпиской из ЕГРП от 06.07.2010 г. (л.д.23,24).
Предыдущим собственником жилого дома являлась мать истца -ФИО1, которая умерла 13.08.1987 г. (л.д. 24,50).
С 1981 года истец состоял в зарегистрированном браке с Андреевой Г.А., брак расторгнут 12.04.1990 г., о чем произведена запись № в книге регистрации актов о расторжении брака. Данное обстоятельство подтверждается справкой органов ЗАГСа о регистрации брака и свидетельством о расторжении брака серии № (л.д. 6, 54).
Из справки формы № 9 и копии Домовой книги следует, что в жилом <адрес> на регистрационном учете состоят: Андреев А.П. с 13.07.1979 г.; Андреева Г.А. (бывшая жена) с 04.06.1982 г., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын) с 11.11.1986 г. (л.д. 39, 8-17).
Из показаний свидетелей ФИО6, ФИО5, проживающих в соседних домовладениях, следует, что в начале 90-х годов стороны расторгли брак, и Андреева Г.А. в добровольном порядке выехала из жилого дома, оставив двоих сыновей проживать с истцом. Ранее жилой дом принадлежал на праве собственности матери истца - ФИО1, которая умерла. Около 20 лет ответчица Андреева Г.А. не проживает в <адрес>, фактически в доме проживает истец с сыновьями и новой семьей. Андреева Г.А. проживает в <адрес>, фактическое место пребывания ответчицы не известно.
Лужским городским народным судом в ходе рассмотрения иска Андреева А.П. к Андреевой Г.А. о <данные изъяты> было установлено, что ответчица не проживала по месту регистрации с конца 80-х гг., что подтверждается копией решения от 23.08.1993 года по гражданскому делу № (л.д. 47).
В связи с чем, факт прекращения семейных отношений Андреевой Г.А. с собственником жилого дома, а также факт длительного не проживания в течение более 20 лет в жилом доме суд считает установленными.
До 01 марта 2005 года жилищные правоотношения регулировались Жилищным кодексом РСФСР.
01 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года за № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Учитывая, что возникшие между сторонами спорные правоотношения носят длящийся характер, к правоотношениям сторон подлежат применению нормы закона, действующего на момент разрешения спорных правоотношений, то есть нормы Жилищного кодекса РФ и других федеральных законов.
Часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.03.2005 года, которая регулирует отношения между собственником жилого помещения и бывшими членами его семьи, предусматривает, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
При этом положения стать 31 ЖК РФ не ставятся в зависимость от того момента, когда были прекращены семейные отношения между собственником жилого помещения и бывшим членом его семьи.
Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за третий квартал 2005 года указал судам, что поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер, то по общему правилу к ним применяется закон, действующий в настоящее время, т.е. применению подлежат положения Жилищного кодекса РФ независимо от того, когда были прекращены семейные отношения, до или после введения его в действие. В связи с этим, положения ч. 4 ст. 31 ЖК РФ применяются при решении вопроса о выселении бывших членов семьи собственника жилого помещения и в том случае, если семейные отношения между ним и бывшим членом его семьи были прекращены до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Следовательно, закон связывает прекращение права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника с расторжением брака или признанием брака недействительным, то есть с прекращением семейных отношений. Прекращение права пользования жилым помещением является основанием для выселения бывшего члена семьи собственника из занимаемого им жилого помещения собственника.
Согласно ч. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Поскольку семейные отношения между сторонами прекратились, право пользования жилым домом у Андреевой Г.А. прекратилось.
Судом установлено, что ответчица с момента выезда из спорного жилого помещения, вселиться в него не пыталась, соглашения между ответчицей и собственником жилого дома о сохранении права пользования жилым помещением не заключалось.
Указанные обстоятельства не опровергнуты исследованными судом доказательствами.
Не проживая в течение 20 лет в жилом <адрес> и сохраняя регистрацию в указанном доме Андреева Г.А. злоупотребляет своим правом, что недопустимо в силу п. 1 ч. 1 ст. 10 ГК РФ.
Сама по себе регистрация по месту жительства или отсутствие таковой, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно представленных суду из <данные изъяты> сведений, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах за Андреевой Г.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 22).
Однако, данное обстоятельство не является основанием для сохранения за Андреевой Г.А. права пользования жилым домом на определенный срок, поскольку суд не располагает доказательствами того, что у ответчицы отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также суду не представлены доказательства того, что имущественное положение Андреевой Г.А. и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ответчице обеспечить себя иным жилым помещением.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ и ч. 1 и 2 ст. 30 ЖК РФ собственнику жилого помещения принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве личной собственности жилым помещением.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить им пользоваться). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Принимая во внимание, что семейные отношения с собственником жилого помещения у ответчицы Андреевой Г.А. прекратились, а также учитывая, что законных оснований для сохранения на основании решения суда права пользования жилым домом за ответчицей на определенный срок не имеется, Андреева Г.А. утратила право пользования жилым домом <адрес>, а потому подлежит выселению из жилого дома без предоставления другого жилого помещения. Таким образом, исковые требования Андреева А.П. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Андреева А.П. к Андреевой Г.А. о признании утратившей право пользования жилым помещением и выселении, удовлетворить.
Признать Андрееву Г.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения утратившей право пользования жилым помещением и выселить из жилого <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий: