гражданское дело № 2-2009/2010



10 ноября 2010 года г. Луга

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(дело № 2-2009/2010)

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Шулындиной С.А.

при секретаре Захаровой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании c участием

прокурора Сирачук Е.С.

представителя ответчика Султанова М.М.

гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дзержинского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации поселения, обязании провести мероприятия по организации теплоснабжения потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и просил признать незаконным бездействие администрации Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района в части непринятия мер по своевременной подготовке к отопительному сезону 2010-2011гг., обязать администрацию поселения провести мероприятия по организации теплоснабжения потребителей.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования и просит суд:

-признать незаконным бездействие ответчика при исполнении обязанностей по своевременному обеспечению котельных необходимым запасом топлива;

-обязать ответчика надлежащим образом обеспечить котельные, расположенные на территории поселения, нормативным запасом топлива, предусмотренным Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

Свои требования прокурор основывает на результатах проверки готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях. По результатам проверки было установлено, что в котельных в пос. Дзержинского и в дер. Торошковичи, от которых осуществляется теплоснабжение потребителей, запас топлива отсутствует.

Поскольку в силу ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения сельских поселений, бездействие ответчика является незаконным.

В соответствии с п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. №170, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается обеспеченностью топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.

Неисполнение вышеуказанных требований законодательства, выражающееся в бездействии администрации сельского поселения по подготовке в срок до 15 сентября 2010 года к отопительному сезону в части обеспечения необходимым запасом топлива, создает реальную угрозу нарушения прав граждан, проживающих в благоустроенном жилищном фонде, расположенном на территории сельского поселения.

Бездействие органа местного самоуправления в период отопительного сезона может привести к возникновению чрезвычайной ситуации на территории поселения и нарушит права и законные интересы неопределенного круга лиц – потребителей тепловой энергии.

В судебном заседании помощник Лужского городского прокурора Сирачук Е.С. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Ответчик администрация Дзержинского сельского поселения в лице главы администрации Султанова М.М. с исковыми требованиями прокурора согласен частично. В обоснование имеющихся возражений представитель ответчика пояснил суду, что бюджетом администрации сельского поселения не предусмотрены расходы на обеспечение котельных топливом. Обязанность по приобретению топлива, созданию его нормативного запаса лежит на теплоснабжающей организации, с которой администрация сельского поселения заключила соглашение на организацию теплоснабжения, а именно подобная обязанность возложена на ООО «ЛугаЭнергоСервис». Данная организация осуществляет теплоснабжение потребителей и получает плату за оказанные услуги по теплоснабжению. На полученные от потребителей средства ООО «ЛугаЭнергоСервис» обязано приобретать топливо и создать его нормативный запас. Администрация поселения лишь компенсирует теплоснабжающей организации разницу между размером понесенных расходов при оказании услуг по теплоснабжению потребителей и полученной от потребителей платы за оказанные услуги. Поскольку денежных средств, поступающих в счет оплаты за оказанные услуги по теплоснабжению, не достаточно для приобретения необходимого количества топлива для котельной, ежегодно администрация сельского поселения обращается с просьбами в администрацию Лужского муниципального района и Правительство Ленинградской области о выделении дополнительного финансирования для подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону, в том числе для приобретения топлива.

На территории поселения имеются две котельные в пос. Дзержинского и в дер. Торошковичи, которые обеспечивают жилые дома теплом. Котельные на праве собственности принадлежит муниципальному образованию «Дзержинское сельское поселение». Эксплуатацию котельных осуществляет ООО «ЛугаЭнергоСервис». Котельные отапливаются твердым топливом-углем, нормативный запас угля должен составлять 720 т, который в настоящее время отсутствует. До начала отопительного сезона, т.е. до 15.09.2010 года, нормативный запас топлива также отсутствовал. Фактически на 10.11.2010 года имеется 70,2 т угля. Считает, что со стороны администрации сельского поселения принимаются все меры по обеспечению жилых домов теплом.

Третье лицо Северо-Западное управление Ростехнадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило. Из представленного отзыва на иск следует, что с исковыми требованиями прокурора Северо-Западное управление Ростехнадзора согласно.

Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица ООО «ЛугаЭнергоСервис», извещенное о времени и месте судебного заседания, просит слушать дело в отсутствие своего представителя.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив материалы дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Аналогичная обязанность предусмотрена статьей 6 Устава Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района.

Статья 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как установлено судом, на территории Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района расположены две котельные, которые обеспечивают жилые дома теплом. Котельные отапливается углем (л.д. 76).

По результатам проведения прокуратурой проверки готовности ответчика к отопительному сезону было установлено, что по состоянию на 15.09.2010 года какой-либо запас топлива отсутствовал, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

Теплоснабжение потребителей в течение отопительного сезона 2010-2011 гг. на территории Дзержинского сельского поселения осуществляет ООО «ЛугаЭнергоСервис» на основании соглашения, заключенного 18.08.2010 г. с администрацией сельского поселения (л.д. 57-59).

Пункты 1.1 и 2.1.1 Соглашения предусматривают, что ООО «ЛугаЭнергоСервис» приняло на себя обязательства осуществлять бесперебойное предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению и подаче горячей воды в течение отопительного сезона 2010-2011 гг. на территории Дзержинского сельского поселения по согласованному с администрацией поселения графику остановки котельной на профилактику и ремонт, в объемах, определенных в Приложении № 1, являющимся неотъемлемой частью соглашения и гарантируемыми параметрами качества услуг, в соответствии с требованиями ГОСТа и иных нормативных документов (л.д.57).

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).

Статья 425 ГК РФ, устанавливает: договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Учитывая приведенные выше условия заключенного ответчиком с ООО «Луга ЭнергоСервис» соглашения, ООО «ЛугаЭнергоСервис» не принимало на себя обязательства по приобретению топлива для котельных, в т.ч. по созданию нормативного запаса топлива. В связи с чем, доводы ответчика о том, что обязанность по приобретению и завозу топлива, созданию нормативного запаса топлива лежит на ООО «ЛугаЭнергоСервис», не соответствуют материалам дела.

В силу п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 (далее – Правила), сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждается органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах – до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных – до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей.

Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органным местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

В соответствии с п. 2.6.10 Правил, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается обеспеченностью топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70 % потребности на отопительный сезон, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.

Учитывая, что Ленинградская область не относится к числу северных, восточных и южных районов Российской Федерации, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях на территории Лужского района Ленинградской области должна быть обеспечена органами местного самоуправления в срок до 15 сентября 2010 года, в том числе создан нормативный запас топлива.

Как указал ответчик, потребность в твердом топливе на отопительный сезон для двух котельных, расположенных пос. Дзержинского и в дер. Торошковичи, составляет примерно 720 тонн угля.

Согласно п. 2.6.13 Правил, при подготовке в летний период к отопительному сезону на всех котельных должен быть осуществлен завоз твердого топлива в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.

Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, при подготовке в летний период к отопительному сезону завоз топлива на котельную осуществлен не был, т.е. на начало отопительного сезона необходимый нормативный запас топлива в Дзержинском поселении отсутствовал.

По состоянию на 10.11.2010 года запас твердого топлива для котельных составляет 70,2 тонн, т.е. менее 70% потребности в отопительном сезоне. Указанного количества топлива хватит на несколько дней. Вопрос о дальнейшем приобретении топлива решается в настоящее время администрацией Лужского муниципального района и Правительством Ленинградской области (л.д. 76).

Таким образом, необходимый нормативный запас топлива отсутствует и в настоящее время.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях не обеспечена, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления поселения.

Пункт 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 предусматривает, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены в числе прочего бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Подпунктом «а» пункта 51 данных Правил закреплено право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.

Действующее законодательство обязывают органы местного самоуправления поселения принять исчерпывающие меры по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе, в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Доводы представителя ответчика полагающего, что принимаются все меры по обеспечению котельных топливом, суд находит не состоятельными.

Пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета является вопросом местного значения поселения.

В связи с чем, отсутствие в бюджете сельского поселения необходимых средств не может являться основанием неисполнения обязанностей по организации теплоснабжения населения.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая, что в данном случае затрагиваются интересы неопределенного круга лиц - потребителей тепловой энергии, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку непринятие конкретных мер по созданию нормативного запаса топлива может привести к срыву отопительного сезона 2010-2011 гг. и нарушению прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, что ставит под угрозу жизнь, здоровье проживающих на территории Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района граждан, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования о признании незаконным бездействия ответчика и возложения на него обязанности обеспечить котельные нормативным запасом топлива, являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района при исполнении обязанностей по своевременному обеспечению котельных необходимым запасом топлива.

Обязать администрацию Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района надлежаще обеспечить котельные, расположенные в пос. Дзержинского и в дер. Торошковичи Лужского района Ленинградской области, нормативным запасом топлива, предусмотренным Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий:

В окончательной форме решение изготовлено 15 ноября 2010 года

Председательствующий: