дело №2-1724



Дело № 2-1724 26 октября 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Чернышовой Г.И.

при секретаре Дубининой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующей статьи 3 Устава МО «Лужский муниципальный район» Ленинградской области,

УСТАНОВИЛ:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Лужский городской суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 245 ГПК РФ с заявлением о признании недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статьи 3 Устава Муниципального образования «Лужский муниципальный Ленинградской области».

В обоснование заявленных требований природоохранный прокурор указал, что 30 ноября 2005 года решением Совета депутатов был утвержден устав Лужского муниципального района Ленинградской области.

Устав опубликован в издании «Лужская правда» от 19.01.06г.

В настоящее время действует редакция с изменениями и дополнениями, внесенными решением Совета депутатов Лужского муниципального района от 19.05.09г. №222.

По мнению заявителя, статья 3 Устава не соответствуют статье 10 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как установление границ не относится к вопросам регулирования уставом муниципального образования.

Границы Лужского муниципального района установлены областным законом Ланинградской области от 28.09.04г. №65-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Лужский муниципальный район и муниципальных образований в его составе».

Согласно ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установление границ не относится к вопросам регулирования уставом муниципального образования.

Кроме того, согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ границы лесничеств, лесопарков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Количество и границы лесничеств на территории Ленинградской области установлены приказом Рослесхоза от 17.10.08г. №319 «Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ».

Статьей 3 Устава Лужского муниципального района Ленинградской области установлены границы, в том числе с привязкой к территории лесхозов, что также не соответствует требованиям законодательства.

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, надлежащее извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием не просил (л.д. 103).

Представитель заинтересованного лица администрации Лужского муниципального района по доверенности Миронова Ю.А. в судебном заседании заявленные требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора не признала.

Миронова Ю.А. указала, что в статье 3 Устава Лужского муниципального района дано лишь описание границ района, установленных областным законом №65-ОЗ от 28.09.04г. «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Лужский муниципальный район и муниципальных образований в его составе».

До внесения изменений в вышеуказанный областной закон совет депутатов Лужского муниципального района Ленинградской области самостоятельно не вправе принимать решения о внесении изменений в Устав Лужского муниципального района Ленинградской области.

В настоящее время Устав прошел правовую экспертизу в регистрирующем органе, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу.

Кроме того, по смыслу нормы статьи 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», она не содержит исчерпывающего перечня того, что должно быть указано в Уставе муниципального образования.

Суд, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица администрации Лужского муниципального района, исследовав материалы дела, находит, что заявленные Ленинградским межрайонным природоохранным прокурором требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Как видно из материалов дела, 30 ноября 2005 года решением №17 Совета депутатов Лужского муниципального района Ленинградской области принят Устав Лужского муниципального района Ленинградской области, опубликованный в установленном порядке и вступивший в законную силу (л.д. 5-33).

Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 28.12.05г. (л.д. 41-76).

Изменения в устав зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 23.06.09г.

Согласно заключению Министерства юстиции РФ от 4.08.10г. «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области», норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и региональному законодательству, не выявлено (л.д. 83-85).

Довод заявителя о том, что статья 3 Устава муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области, содержащая описание границ Лужского муниципального района, фактически устанавливает эти границы, что противоречит федеральному законодательству, суд считает необоснованным, противоречащим действующим нормативным актам, регулирующим правоотношения в данной области.

Так, согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями указанного федерального закона законом Ленинградской области от 28 сентября 2004 года № 65-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Лужский муниципальный район и муниципальных образований в его составе» установлены границы муниципального образования «Лужский район» и Толмачевского городского поселения.

Приложение № 16 к областному закону от 28 сентября 2004 года № 65-оз содержит картографическое описание границ Лужского муниципального района (л.д. 88).

Между тем, статья 3 Устава Лужского муниципального района Ленинградской области называется «Описание границ муниципального района» и полностью дублирует приложение № 16 к областному закону от 28 сентября 2004 года № 65-оз, содержащее картографическое описание границ Лужского муниципального района (л.д. 45, 88-91).

Кроме того, исходя из буквального толкования формулировки оспариваемой статьи, Устав не устанавливает границы муниципального образования, поскольку фразы «об установлении границы» оспариваемая статья не содержит.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

В соответствии с ч.2 указанной статьи уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, перечень вопросов, которые подлежат определению уставом муниципального образования, не является закрытым.

Нельзя признать состоятельной и ссылку природоохранного прокурора на описание границ с привязкой к территории лесхозов.

То обстоятельство, что в описании границ муниципального образования содержится привязка к территории лесхозов, само по себе не свидетельствует о противоречии Устава действующему законодательству, так как на момент судебного разбирательства действующим законом субъекта РФ границы Лужского муниципального района установлены именно в таком виде.

При установленных обстоятельствах суд полагает, что оснований для признания статьи 3 Устава Лужского муниципального района Ленинградской области недействующей не имеется, поскольку оспариваемая статья не противоречит федеральному и областному законодательству.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании недействующей статьи 3 Устава муниципального образования «Лужский муниципальный район Ленинградской области» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.

СУДЬЯ

Мотивированное решение суда изготовлено 1.11.10г.