10 ноября 2010 года г.Луга
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
по делу № 2-2020/2010
Лужский городской суд Ленинградской области:
в составе председательствующего судьи Михайлова В.В.
при секретаре Мацкало И.С.
с участием прокурора Шевченко Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах Истоминой Н.А. к администрации Лужского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение и заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Истоминой Н.А. к администрации Лужского муниципального района об обязании предоставить во внеочередном порядке Истоминой Н.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, обязании заключить с Истоминой Н.А. договор социального найма жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что Истомина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Истоминой Н.А. - ФИО1, умерла 14.08.2006 года, отец - ФИО4 умер 18.01.2008 года. На основании постановления главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 28.04.2008 года № 238 ФИО2 назначена попечителем над несовершеннолетней Истоминой Н.А. Указанным постановлением за Истоминой Н.А. жилое помещение не было закреплено, поскольку дом по месту ее регистрации <адрес> - сгорел, в связи с чем, органам опеки совместно с попечителем дано указание подготовить и направить документы в администрацию Заклинского сельского поселения для рассмотрения вопроса о постановке Истоминой Н.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечении жилым помещением в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации Заклинского сельского поселения от 27.10.2008 года Истомина Н.А. вместе со своей малолетней дочерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была поставлена на очередь на получение жилого помещения по договору социального найма, как оставшаяся без родительского попечения, мать одиночка. До настоящего времени жилое помещение Истоминой Н.А. не предоставлено.
Участвующий в судебном заседании прокурор Шевченко Ю.Н., считает, что иск подлежит удовлетворению по основаниям, указным в исковом заявлении, в связи с тем, что жилое помещение Истоминой Н.А. до настоящего времени не предоставлено.
Истомина Н.А., в интересах которой заявлены исковые требования, поддерживает заявление прокурора поясняет, что в настоящее время проживает вместе с гражданским мужем и малолетней дочерью в общежитии без документов, условия проживания там плохие, нет воды. Место ее жительства зарегистрировано в сгоревшем доме. В местной администрации ей сказали, что жилья нет, и не будет. Впервые на данном судебном заседании услышала, что ей предоставят жилье.
Семенова В.А., представляющая интересы ответчика, на основании доверенности от 8.04.2010 г., с исковыми требованиями прокурора не согласна, поясняет, что к полномочиям администрации Лужского муниципального района относится ведение списка учета детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. На 2010 год из областного бюджета Ленинградской области были выделены денежные средства на приобретение двух жилых помещений. На 2010 год в списке нуждающихся в получении жилья 58 детей-сирот. До этого жилых помещений никто не предоставлял, в связи с чем образовалась задолженность. В октябре 2010 года поступили еще средства в размере 4 млн.783 тыс. руб. на приобретение жилых помещений для детей-сирот. Конкурс объявлен 28.10.2010 г., срок его проведения один месяц. Согласно нормативам, площадь жилого помещения должна быть не менее 18 кв.м. и не более 33 кв.м. Истомина Н.А. будет обеспечена жильем до конца 2010 года. Считает, что со стороны администрации выполнены все обязательства. Надлежащим ответчиком, полагает, является областной Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в отзыве на иск указал, что в 2010 году администрацией Лужского муниципального района Истомина Н.А. включена в единый список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Лужском муниципальном районе для получения жилья в 2010 году. В настоящее время администрацией Лужского муниципального района объявлен аукцион на приобретение 6 жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Истомина Н.А. входит в указное число согласно сводного муниципального списка на 2010 год, в связи с чем считает, что отсутствует предмет спора.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Ст.40 Конституции РФ устанавливает: 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 06.06.2008 № 46-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», отдельными государственными полномочиями наделяются администрации муниципальных образований, наделённые статусом муниципального района и городского округа (далее органы местного самоуправления), в сфере опеки и попечительства над гражданами, нуждающимися в опеке и попечительстве, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также по предоставлению и обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также по оплате труда приёмных родителей.
Из изложенного следует, что органом местного самоуправления, на который возложена обязанность предоставления жилых помещений указанной категории граждан, является администрация Лужского муниципального района, которая имеет право на компенсацию данных расходов из средств субъекта РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено:
Постановлением главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 28.04.2008 года № 238 над Истоминой Н.А. установлено попечительство ее бабушки ФИО2, в связи со смертью родителей ФИО1 и ФИО4 (л.д.9). Указанным постановлением органам опеки совместно с попечителем дано указание подготовить и направить в администрацию Заклинского сельского поселения документы для рассмотрения вопроса о постановке Истоминой Н.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и обеспечении ее жилым помещением в установленном порядке в связи с тем, что <адрес>, в котором зарегистрирована Истомина Н.А. сгорел.
Постановлением главы администрации Заклинского сельского поселения № 71-в от 27.10.2008 года Истомина Н.А. вместе со своей малолетней дочерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлена на очередь на получение жилого помещения по договору социального найма, как оставшаяся без родительского попечения, мать одиночка. Присвоен номер льготной очереди 4 (л.д.21).
Из справки формы №9 от 14.10.2010 г. (л.д.18) следует, что место жительства Истоминой Н.А. зарегистрировано по адресу <адрес>, в доме уничтоженном в результате пожара, как следует из справки от 28.11.2008 г. отдела пожарного надзора Лужского района.
Т.о. Истомина Н.А. имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в черте <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного, применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в отношении которого с Истоминой Н.А. должен быть заключен договор социального найма.
Из ответа администрации Лужского муниципального района от 13.09.2010 года, адресованного в Лужскую городскую прокуратуру (л.д.11), следует: согласно информационному письму комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 06.09.2010 года, в соответствии с проектом областного закона «О внесении изменений в областной закон от 18.12.2009 № 106-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» бюджету Лужского муниципального района на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лиц из их числа предусмотрено выделение дополнительных субвенций за счет средств областного бюджета в сумме 4783,4 тыс. руб. Таким образом, это даст возможность приобрести до конца 2010 года жилые помещения для лиц, состоящих на учете, в том числе и Истоминой Н.А.
Копией платежного поручения от 20.10.2010 г. №769 (л.д.39) подтверждается перечисление денежных средств в указанной сумме ответчику, в качестве субвенции на приобретение жилья для детей сирот.
Из объяснений представителя администрации Лужского муниципального района Семеновой В.А. следует, что после поступления денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот, в настоящее время объявлен конкурс на приобретение жилых помещений. Истомина Н.А. будет обеспечена жильем до конца 2010 года, для нее предполагается приобретение комнаты площадью не менее 18 кв.м.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Истомина Н.А. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд считает исковые требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора - удовлетворить.
Обязать администрацию Лужского муниципального района предоставить Истоминой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. вне очереди жилое помещение в черте <адрес> не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений в <данные изъяты>, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Обязать администрацию Лужского муниципального района заключить с Истоминой <данные изъяты> договор социального найма на указанное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Леноблсуд через Лужский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда в окончательной форме изготовлено 15.11.2010 г.
Решение суда на 22.11.2010 года в законную силу не вступило