ДЕЛО № 2 – 1739/10 15 октября 2010года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лужский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Чернышовой Г.И.
при секретаре Дубининой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лужского городского прокурора о признании действий (бездействия) администрации <данные изъяты> муниципального района, муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» в части уклонения от комплектования 10 класса школы незаконными; обязании устранить допущенные нарушения прав граждан на образование,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ с заявлением о признании действий (бездействия) администрации <данные изъяты> муниципального района в части уклонения от комплектования учащихся в 10 класс МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» (далее – <данные изъяты> школа) на 2010 -2011 учебный год незаконными; обязании администрации <данные изъяты> муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан на образование.
Затем прокурор представил заявление с уточненными требованиями к администрации <данные изъяты> муниципального района и <данные изъяты> школе, а именно (л.д. 84-86):
- Признать действия (бездействие) администрации <данные изъяты> муниципального района, МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» в части уклонения от комплектования учащихся в 10 класс <данные изъяты> школы на 2010-2011 учебный год незаконными.
- Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан на образование и организовать предоставление в МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» общедоступного среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам.
- Обязать МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан на образование и обеспечить прием в 10 класс <данные изъяты> школы всех подлежащих обучению граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что статьей 43 Конституции РФ предусмотрено право каждого на образование.
Федеральным законодательством не предусмотрена в качестве основания прекращения комплектования учебных классов низкая наполняемость.
К вопросам местного значения муниципального района законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам.
По результатам проведенной проверки установлено, что на 2010-2011 учебный год комплектование 10 класса <данные изъяты> школы не осуществляется по причине низкой наполняемости, о чем свидетельствует ответ главы администрации <данные изъяты> муниципального района от 17.08.10г.
Прекращение комплектования 10 класса <данные изъяты> школы противоречит требованиям ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 ФЗ «Об образовании», ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Уклонение администрации <данные изъяты> муниципального района и <данные изъяты> школы от комплектования 10 класса на 2010-2011 учебный год затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем имеются основания для обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Лужского городского прокурора Шевченко Ю.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика администрации <данные изъяты> муниципального района по доверенности Кустарева Т.Ю. с заявленными требованиями не согласилась, указав, что администрация <данные изъяты> муниципального района действовала в соответствии с федеральным и региональным законодательством об образовании
Представитель администрации пояснила, что государственные гарантии на образование обеспечиваются в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ, при этом нормативная наполняемость классов для сельской школы установлена в количестве не менее 14 обучающихся.
В настоящее время согласно Указу Президента РФ от 28 апреля 2008года № 607 осуществляется перевод муниципальных образовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование, на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, для предотвращения неэффективных расходов местных бюджетов.
<данные изъяты> школа не подавала в администрацию <данные изъяты> муниципального района сведений о формировании 10класса на 2010-2011 учебный год; директором школы не было представлено ни одного заявления обучающихся в 9 классе о приеме в 10 класс <данные изъяты> школы.
На сегодняшний день в <данные изъяты> школе нет 14 детей для формирования 10 класса; все выпускники 9 класса <данные изъяты> школы продолжают обучение в школах, техникумах и колледжах Луги и Лужского района, им обеспечен бесплатный подвоз к месту учебы; их права на получение общего (полного) среднего образования не нарушены.
При наличии в настоящее время двух заявлений о приеме в 10 класс этой школы, одно из которых написано выпускницей, находящейся в декретном отпуске, требование прокурора об организации в <данные изъяты> школе 10 класса при отсутствии нормативной наполняемости не соответствует действующим нормативным актам об организации учебного процесса, направленным на его оптимизацию.
В случае удовлетворения данного требования не будет достаточного финансирования для оплаты труда педагогов за учебные часы в 10 классе, так как федеральным и региональным законодательством установлена пропорциональная зависимость гарантированной оплаты труда педагогов от показателя наполняемости классов в образовательных учреждениях.
Представитель ответчика МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» Дранникова О.Я., исполняющая обязанности директора <данные изъяты> школы, указала, что школа, как муниципальное образовательное учреждение, по договору с учредителем – администрацией <данные изъяты> муниципального района, самостоятельно осуществляет комплектование контингента обучающихся к началу учебного года в соответствии с нормами наполняемости, Уставом и лицензией.
Количество классов определяется учредителем в зависимости от числа поданных заявлений. В марте 2010года было установлено, что требуемую наполняемость 10 класса на 2010-2011 учебный год в количестве 14 обучающихся обеспечить невозможно, вследствие чего не будет достаточного финансирования для выплаты заработной платы учителям и техническому персоналу школы.
На начало 2010-2011 учебного года заявлений о приеме в 10 класс не было; в настоящее время выпускники 9 класса обучаются в 10классе школы №6 г.Луги и в Володарской школе Лужского района, а также в колледжах г.Луги.
В связи с действующим подушевым финансированием образовательного процесса у <данные изъяты> школы отсутствует финансовая возможность формировать и открывать10 класс в текущем учебном году.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, находит заявление Лужского городского прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В силу ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Согласно ст.5 ФЗ «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Статьей 29 данного Закона установлено, что в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится, в том числе формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; выделение субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Законом Ленинградской области № 32-оз от 13.05.05г. «О нормативах расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области» утвержден Порядок расчета нормативов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение указанных видов образования.
При этом нормативная наполняемость классов в сельских школах постановлением правительства Ленинградской области № 262 от 19.10.07г. установлена не менее 14 обучающихся.
Указом Президента РФ от 28 апреля 2008года № 607 в целях реализации положений Федерального закона от 6.10.03г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в число которых в качестве показателя эффективности деятельности муниципального района входит доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных на нормативное подушевое финансирование; на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
Во исполнение данного Указа Президента РФ постановлением губернатора Ленинградской области от 15.04.09г. № 41-пг установлены целевые значения числа учеников, приходящихся на одного учителя, педагогического работника, и нормативного значения наполняемости общеобразовательных классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ленинградской области.
При этом для Лужского муниципального района количество учеников, приходящихся на одного учителя установлено–12,2чел.; нормативное значение наполняемости для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности – 14чел.
Согласно областному закону № 106-оз от 18.12.09г. «Об областном бюджете Ленинградской области на 2010 год и на плановый период 2011и 2012годов» размер субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работникам общеобразовательных учреждений Ленинградской области определяется на основании нормативов в расчете на одного обучающегося по типам и видам общеобразовательных учреждений.
В качестве норматива финансирования расходов на обеспечение в 2010году государственных гарантий прав граждан на получение третьей ступени образования (10-11классы) на одного обучающегося в общеобразовательном учреждении, расположенном в сельской местности, предусмотрено 69127руб.
На основании ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.
Как следует из Устава МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», учредителем школы является администрация <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области (л.д. 6-23).
Договором с учредителем от 15.01.06г. определено право <данные изъяты> школы самостоятельно распоряжаться имеющимися финансовыми средствами согласно составленному МОУ финансовому плану, утвержденному учредителем, разрабатывать показатели деятельности, самостоятельно осуществлять комплектование педагогического и технического персонала и контингента обучающихся к началу текущего учебного года в соответствии с нормами наполняемости федеральных и региональных нормативных актов, уставом, лицензией (п.4.17) 9л.д. 50-54).
Уставом <данные изъяты> школы предусмотрено, что количество классов в Школе определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан, условий для проведения образовательного процесса с учетом санитарных норм, контрольных нормативов и предельной численности контингента, указанных в лицензии (п.3.23).
Судом установлено, что из 8 заявлений учащихся 9 класса о приеме в 10 класс <данные изъяты> школы, зарегистрированных в тетради регистрации заявлений школы 25.12.09г., только 2 человека продолжили образование в 10 классе: один - в Володарской средней школе, для этого ученика предоставлен бесплатный подвоз до школы; второй – в школе №6 г. Луги (л.д. 62-66, 88-95).
Остальные из восьми написавших заявление о приеме в 10 класс, за исключением выпускницы, находящейся в декретном отпуске, продолжили образование в колледжах и техникумах г. Луги (л.д. 101, 110-120).
В ходе судебного разбирательства в материалы дела было представлено 2 заявления от вышеперечисленных лиц, желающих продолжить обучение в 10 классе <данные изъяты> школы, из которых одно – от выпускницы, находящейся в декретном отпуске (л.д. 130-131).
Как пояснила в судебном заседании главный экономист Лужского центра бухгалтерского учета и контроля при комитете образования администрации <данные изъяты> муниципального района Красий С.В., привлеченная к делу в качестве специалиста, расчет субвенций на образование в муниципальном районе производится исходя из общего количества обучающихся в г.Луге и районе, умноженного на сумму, выделенную на одного ребенка, а не на каждую школу в отдельности.
На 2010-2011 учебный год в <данные изъяты> школе дефицит финансовых средств на организацию учебного процесса с учетом наполняемости составляет 2 млн. руб. В случае комплектования 10 класса учителям будет нечем платить зарплату (л.д. 96, 154-155).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля председатель комитета образования Лужского муниципального района ФИО10 пояснила, что на момент формирования 10 класса <данные изъяты> школы на 2010-2011учебный год сведения о заявлениях учащихся <данные изъяты> школы о приеме в 10 класс этой школы в администрацию не поступали; формирование 10 класса находится в компетенции школы; директор школы не сообщал о планируемом количестве учеников и формировании 10 класса в конце учебного года.
Для выполнения требования об оптимизации процесса образования, улучшения показателей эффективности было принято решение не формировать 10 класс.
В настоящее время эта проблема в связи с требованиями законодательства решается в масштабах всего района, для чего у школ с низкой наполняемостью будет понижен статус до предоставления образования в рамках второй ступени (девятилетнего обучения) (л.д. 97).
Свидетель ФИО7, бывшая председателем комитета образования в мае 2010года, сообщила, что для решения вопроса о наборе в 10 класс <данные изъяты> школы, учитывая низкие показатели качества обучения в школе и наполняемости, выезжала в <данные изъяты> школу, встречалась с педагогическим коллективом, проводила собеседование с директором и завучем школы.
Администрацией школы в связи с низкой наполняемостью было принято решение не формировать 10 класс, что было доведено до учеников и их родителей (л.д. 98).
Как видно из материалов дела, на основании сведений, представленных директорами школ на конец предыдущего учебного года, администрацией <данные изъяты> муниципального района вынесено постановление от 24.06.10г. «О подготовке учреждений образования к новому 2010-2011 учебному году», которым утверждено приложение №3 о сети школ на 1.09.10г. (л.д. 26-32).
Согласно данному приложению прием в 10класс <данные изъяты> школы не предусмотрен.
Директором <данные изъяты> школы издан приказ № 23 от 1.09.10г. «О численном составе учащихся», из которого видно, что при общем количестве учащихся 91 человек имеются объединенные классы, 10 класса в школе нет (л.д. 100).
Перевод общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование с учетом наполняемости классов подтвержден также ответом председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области ФИО8 на запрос суда, из которого следует что средства от субвенций бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на реализацию основных общеобразовательных программ рассчитываются исходя из утвержденных нормативов (приложение 18 к областному закону от 18.12.09г. № 106-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов») и среднегодовой численности обучающихся не по каждой отдельной школе, а в целом на все муниципальное образование.
При определении размера субвенций Лужскому району расчет производился на всю прогнозируемую муниципальным образованием численность обучающихся вне зависимости, будет ли ребенок обучаться в <данные изъяты> школе или другом общеобразовательном учреждении.
Выделенные субвенции могут уточняться в случае изменения фактической численности обучающихся по сравнению с прогнозируемой, а не переходе обучающихся из одной школы в другую.
При определении объема неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов в сельской местности значение показателя соотносится с рекомендуемым значением наполняемости классов. Полученное выражение неэффективных расходов отражает эффективность управления ресурсами.
Высокое значение показателя характеризует неэффективное управление, при котором должна происходить реструктуризация государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации (л.д. 72-74).
Таким образом, вышеприведенные положения федерального и регионального законодательства в сфере образования опровергают довод, изложенный в заявлении Лужского городского прокурора о том, что федеральным законодательством не предусмотрено в качестве основания прекращение комплектования учебных классов в связи с низкой наполняемостью.
Судом принят во внимание тот факт, что все выпускники 9 класса <данные изъяты> школы, имевшие намерение получить среднее (полное) общее образование обучаются в других общеобразовательных учреждениях г.Луги и Лужского района, им обеспечен бесплатный подвоз к месту обучения.
Оснований для вывода о нарушении их прав на получение среднего (полного) общего образования не имеется.
С учетом установленных обстоятельств суд не усматривает оснований для признания действий администрации <данные изъяты> муниципального района и <данные изъяты> школы в части отсутствия комплектования учащихся в 10 класс <данные изъяты> школы на 2010-2011 учебный год незаконными.
Требования Лужского городского прокурора об обязании администрации <данные изъяты> муниципального района организовать предоставление в МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» общедоступного среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам, обязать МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» обеспечить прием в 10 класс на 2010-2011 учебный год удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований в рамках действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Лужского городского прокурора о признании действий (бездействия) администрации <данные изъяты> муниципального района, МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа) в части уклонения от комплектования учащихся в 10 класс <данные изъяты> школы на 2010-2011 учебный год незаконными; обязании устранить допущенные нарушения прав граждан на образование – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
СУДЬЯ