дело №2-2182



Дело № 2-2182/10 30 декабря 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Чернышовой Г.И.

при секретаре Хабаковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора к государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты> детский дом» (далее ГОУ «<данные изъяты> детский дом») об обязании представить в лицензирующий орган пакет документов для лицензирования медицинской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ к ГОУ «<данные изъяты> детский дом», Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области с иском в котором просит суд:

- обязать ГОУ «<данные изъяты> детский дом» представить в лицензирующий орган необходимый пакет документов для лицензирования медицинской деятельности, выполняемой при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе первичной медико-санитарной помощи в педиатрии,

- обязать ГОУ «<данные изъяты> детский дом» и Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области привести помещения медицинского блока (приёмно-карантинное отделение, изолятор, врачебно-процедурные кабинеты) в соответствие с установленными федеральным законом требованиями к ним.

В ходе судебного разбирательства представитель истца Шевченко Ю.Н. отказалась от искового требования об обязании привести помещения медицинского блока в соответствие с установленными федеральным законодательством требованиями, поскольку данное требование добровольно исполнено ответчиками (л.д. 107-108).

Определением суда от 30.12.10г. производство делу в указанной части прекращено (л.д. 109-110); Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области исключен из числа ответчиков; привлечен к делу в качестве 3-го лица.

В обоснование иска прокурор указал, что при проведении Лужской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства о лицензировании в деятельности ГОУ «<данные изъяты> детский дом» было выявлено, что у Детского дома отсутствует лицензия на право осуществления медицинской деятельности.

В то же время согласно пунктам 1.15, 2.2, 5.10 Устава <данные изъяты> детского дома медицинская деятельность является уставной деятельностью ГОУ «<данные изъяты> детский дом» наряду с образовательной.

В штатном расписании учреждения, в том числе предусмотрены следующие специалисты: врач-педиатр, врач-психиатр, медсестры. Штат медицинских работников укомплектован.

Для осуществления указанными специалистами медицинской деятельности в <данные изъяты> детском доме имеется медицинский блок, состоящий из приёмно-карантинного отделения, изолятора и врачебно-процедурных кабинетов.

В нарушение ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видом деятельности» в ГОУ «<данные изъяты> детский дом» отсутствует лицензия на право осуществления медицинской деятельности, что создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью воспитанников.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации образовательным учреждением своих обязанностей, возложенных на них федеральным законодательством, а также на защиту прав неопределенного круга лиц, и, прежде всего, детей, воспитывающих в данном государственном образовательном учреждении и детей, которые поступят в данное учреждение для воспитания и обучения, иных лиц, пребывающих в учреждении.

Принимая во внимание, что в данном случае невыполнение требований лицензирования медицинской деятельности затрагивает права и законные интересы неопределенного круга ли, имеются основания для обращения с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц от имени прокурора.

В судебном заседании представитель истца Шевченко Ю.Н. поддержала исковое требование по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ГОУ «<данные изъяты> детский дом» по доверенности ФИО7 в судебном заседании требование Лужского городского прокурора об обязании представить в лицензирующий орган необходимый пакет документов для лицензирования медицинской деятельности признала, что подтвердила своей подписью в протоколе судебного заседания (л.д. 119).

Представитель пояснила, что в настоящее время администрация <данные изъяты> детского дома заключила договор с ФГУ «Консультативно-методический центр лицензирования» об оказании консультативных услуг по подготовке пакета документов для прохождения процедуры лицензирования медицинской деятельности.

Третье лицо Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области своего представителя в суд не направил, председатель Комитета ФИО4 просил рассматривать дело в отсутствие представителя Комитета (л.д. 82).

В письменном отзыве на иск председатель комитета ФИО4 с исковыми требованиями не согласился, указав, что в соответствии с ФЗ «Об образовании» основной уставной деятельностью учреждения является образовательная деятельность.

Согласно п.2 ст. 32 Закона к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении только необходимых условий для работы подразделений общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вправе получать лицензию на медицинскую деятельность.

Обязанность организовать лицензионную деятельность в образовательном учреждении лежит на органах и учреждениях здравоохранения.

Суд, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, принимает признание иска ответчиком, находит, что заявленное Лужским городским прокурором требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 «Основ законодательства об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. №5487-1 медицинская деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в силу п. 96 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию.

На основании п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.07г. №30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению.

Как видно из Приложения, в число работ, выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи), порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включены работы (услуги) по сестринскому делу в педиатрии.

В соответствии с п.2 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ №676 от 1.07.95г., одними из основных задач учреждения помимо образовательной деятельности являются:

- обеспечение социальной защиты, медико-психолого- педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

- обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Пунктом 32 указанного Типового положения определено, что медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом.

В основные обязанности медицинских работников учреждения входят:

- наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;

- организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;

- медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемеологического режима;

- осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечение санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения;

- профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья;

- работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний.

В соответствии с п.1.15, п.5.10 Устава <данные изъяты> детского дома, утвержденного приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 22.04.09г. №260, медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным медицинским персоналом.

Штатным расписанием ГОУ «<данные изъяты> детский дом» (л.д. 35-38), утвержденным приказом директора <данные изъяты> детского дома от 18.03.10г. №47-1, предусмотрены следующие должности медицинских работников: врач-педиатр, врач-психиатр, пять медсестёр. Штат медицинским работников укомплектован.

Пунктом 5.10 Устава <данные изъяты> детского дома определено, что в основные обязанности медицинских работников ГОУ «<данные изъяты> детский дом» входят в том числе: наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи; организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности (л.д. 18).

При этом согласно п.2.2 Устава <данные изъяты> детского дома, одним из основных задач учреждения являются медико-психолого-педагогическая реабилитация, обеспечение охраны и укрепления здоровья детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Практическое решение указанных задач медицинскими работниками учреждения включает в себя проведение медицинских осмотров детей при поступлении в учреждение, систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей, ежедневный прием с целью оказания медицинской помощи, выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию (л.д. 39)

Учреждение предоставляет медицинским работникам помещения с соответствующими условиями труда и оборудованием.

В ГОУ «<данные изъяты> детский дом» имеется медицинский блок, состоящий из приёмно-карантинного отделения, изолятора и врачебно-процедурных кабинетов.

Наличие штата медицинского персонала в <данные изъяты> детском доме обусловлено необходимостью решения задач учреждения, предусмотренных в п.2.2 его Устава.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что медицинское обслуживание воспитанников <данные изъяты> детского дома не закреплено за каким-либо органом здравоохранения, а обеспечивается штатным медицинским персоналом, имеются основания для вывода о том, что медицинская деятельность наряду с образовательной деятельностью является в <данные изъяты> детском доме уставной.

В силу п.96 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Между тем, по результатам проверок Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в адрес руководителей <данные изъяты> детского дома дважды выносились предписания (31.03.10г., 29.10.10г.), в которых указывалось на нарушение ст. 17 ФЗ от 8.08.01г. №128 «О лицензировании отдельных видом деятельности» в части осуществления медицинской деятельности без специального государственного разрешения (лицензии) и необходимость оформления лицензии в соответствии с оказываемыми видами деятельности (л.д. 112-117).

Постановлением мирового судьи судебного участка №53 Боровиковой С.Н. от 16.04.10г. ГОУ «<данные изъяты> детский дом» привлечён к административной ответственности по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли без специального разрешения (лицензии). Учреждению назначено наказание в виде штрафа в размере 10000руб. (л.д. 115)

Постановление мирового судьи вступило в законную силу 7.04.10г.

Как видно из материалов дела, 10.12.10г. между ГОУ «<данные изъяты> детский дом», «Заказчиком», и филиалом ФГУ «Консультативно-методический центр лицензирования» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по г. С-Пб и Ленинградской области, «Исполнителем», заключён договор №180-М от 10.12.10г. об оказании консультативных услуг.

Согласно п.1 указанного договора «Исполнитель» обязуется по поручению заказчика оказать консультативные услуги по подготовке пакета документов, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, для прохождения процедуры лицензирования медицинской деятельности, а «заказчик» обязуется обратить их и принять.

Как следует из акта №161 об оказании услуг от 10.12.10г., «Исполнителем» по договору оказаны консультативные услуги по подготовке пакета документов, соответствующего требованиям законодательства РФ, для прохождения процедуры лицензирования медицинской деятельности, «Заказчиком» произведена оплата в сумме 21240руб. (л.д. 99).

Принимая во внимание, что необходимый пакет документов для лицензирования медицинской деятельности на момент вынесения решения суда не сдан в лицензирующий орган, заявленные требования Лужского городского прокурора об обязании предоставить указанный пакет документов в лицензирующий орган подлежат удовлетворению

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленное исковое требование Лужского городского прокурора - удовлетворить.

Обязать ГОУ «<данные изъяты> детский дом» представить в лицензирующий орган необходимый пакет документов для лицензирования медицинской деятельности, выполняемой при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе первичной медико-санитарной помощи в педиатрии.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.

СУДЬЯ

Мотивированное решение суда изготовлено 5.01.11г.