дело № 2-23/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Луга Ленинградской области 03 февраля 2011 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.Г.
при секретаре Афанасьевой О.А.
с участием представителей истца - Якшиловой Р.Н. и Титовой Ж.А., представителя ответчика Правительства Ленинградской области - Кочоровой Е.В., представителя ответчика администрации Лужского городского поселения – Волковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Титовой <данные изъяты> к Правительству Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района, администрации Лужского городского поселения об оспаривании решения, обязании предоставить средства для приобретения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Титова А.Е. первоначально обратилась в Лужский городской суд с иском к администрации Лужского муниципального района о признании права на обеспечение жилой площадью.
В порядке ст.39 ГПК РФ истцом неоднократно изменялись заявленные требования, окончательно истцом представлено в суд уточненное исковое заявление, в котором истцом изменен предмет заявленных требований, Титова А.Е. просит суд:
- признать незаконным решение, изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ совещания рабочей группы при правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части отказа Титовой <данные изъяты> в предоставлении средств федерального и областного бюджетов как ветерану Великой Отечественной Войну для приобретения жилого помещения;
- обязать Правительство Ленинградской области предоставить Титовой <данные изъяты> средства федерального и областного бюджетов как ветерану Великой Отечественной Войны для приобретения жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ей было выдано удостоверение, подтверждающее наличие льгот, установленных ст.14 Закона РФ «О ветеранах». Кроме этого, истец является инвалидом по общему заболеванию первой группы. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Лужского муниципального района с заявлением о принятии на льготную очередь. Администрацией было принято решение о постановке на учет в соответствии с п.4 ст.14, п. ст. 15 Закона РФ «О ветеранах», на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ истица получила письмо от главы администрации Лужского муниципального района о том, что ее заявление о выделении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы при Правительстве Ленинградской области. Согласно решению рабочей группы истцу было отказано в выделении ЕДВ, поскольку истица была принята на учет с нарушением ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Истец ссылается на то, что в настоящее время состоит на регистрационном учете по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности бывшей невестке <данные изъяты>., по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Лужского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Титова А.Е. признана нуждающейся в жилом помещении и в соответствии с указанным постановлением была поставлена в льготную очередь «Ветеранов» на улучшение жилищных условий. Данное постановление не оспорено и не отменено. Со стороны истца не совершались какие-либо умышленные (намеренные) действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Регистрация <данные изъяты> по месту жительства в квартире, принадлежащей по праву собственности бывшей невестке <данные изъяты>. по адресу: <адрес> осуществляла непосредственно <данные изъяты> она как собственник вправе была распоряжаться квартирой по своему усмотрению. В письме главы администрации Лужского муниципального района указано, что учетное дело истца будет передано в администрацию Лужского городского поселения для принятия соответствующего решения. До настоящего времени такого решения администрации Лужского городского поселения истцу на руки не выдано.
В судебное заседание истица Титова А.Е. не явилась, ее интересы на основании доверенности представляли Якшилова Р.Н. и Титова Ж.А., которые в суде на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель ответчика Правительства Ленинградской области – Кочорова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что истица была принята на учет в качестве нуждающейся с нарушением требований ст. 53 ЖК РФ, в ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении были зарегистрированы племянницы собственника - <данные изъяты> в связи с чем обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения стала менее учетной нормы, поскольку данные действия, привели к ухудшению жилищных условий, граждане подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Кроме того, Титова А.Е. проживает как член семьи собственника в квартире по месту регистрации, в связи с чем при определении степени ее нуждаемости в жилом помещении должны были быть приняты во внимание жилые помещения, находящиеся в собственности у членов ее семьи.
Представитель ответчика администрации Лужского городского поселения – Волкова О.В., действующая на основании доверенности, указала, что постановление о признании Титовой А.Е. нуждающейся в жилом помещении было принято в соответствии с действующим законодательством. Истица не является собственником жилого помещения, у нее имеется только право пользования на основании п.2 ст. 31 ЖК РФ. На основании ст. 30 ЖК собственница помещения прописала в квартиру своих племянниц. У администрации не было оснований для отказа в признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, вопрос о нуждаемости в жилом помещении рассматривался только в отношении заявителя.
Ответчик - администрация Лужского муниципального района, уведомленная о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не представила, письменного мнения по поводу заявленных требований суду не представила.
Суд, выслушав представителей истца – Якшилову Р.Н. и Титову Ж.А., представителя Правительства Ленинградской области – Кочорову Е.В., представителя администрации Лужского городского поселения – Волкову О.В., исследовав и оценив материалы дела, полагает, что заявленные истцом требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 7мая 2008г.N714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов» было постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995г.N5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пп.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Таким образом, основным критерием для применения со стороны государства указанных мер социальной поддержки к определенным категориям граждан, является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ
гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Титова А.Е. зарегистрирована по месту жительства и проживает постоянно с ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: <адрес> принадлежащей на праве собственности <данные изъяты> на основании договора купли - продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из справки Ф-9 совместно с истицей - Титовой А.Е. в квартире зарегистрированы:
- невестка <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ
- внучка <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГГГ;
- сын <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ
- племянница невестки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ
- племянница невестки <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГГГ
Как пояснили представители истца в судебном заседании все зарегистрированные лица проживают в квартире по месту регистрации, в квартире имеются их вещи.
Титова А.Е. имеет удостоверение ветерана участника Великой Отечественной войны, которое подтверждает наличие льгот, установленных ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ Титова А.Е. обратилась в администрацию Лужского городского поселения с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, в заявлении <данные изъяты>. в качестве совместно с ней проживающих иных членов семьи указала <данные изъяты>.
Постановлением администрации Лужского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Титова А.Е. была признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как одинокая, проживающая и зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ в отдельной двухкомнатной квартире № <данные изъяты>м. в доме <адрес>, принадлежащей ее невестке <данные изъяты> на основании договора купли-продажи, где кроме нее зарегистрированы еще пять членов семьи (невестка, сын и две племянницы невестки), и на каждого проживающего члена семьи приходится <данные изъяты> общей площади жилого помещения, что менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (10,0 кв.м.), как являющуюся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченную общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы.
Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ Титовой А.Е. было отказано в представлении средств, поскольку Титова А.Е. принята на учет с нарушением ст. 53 ЖК РФ, в 2009 году в жилом помещении были зарегистрированы <данные изъяты>. (племянники собственники), тем самым обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения стала менее учетной нормы, данные действия, привели к ухудшению жилищных условий и граждане подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Рабочая группа при Правительстве Ленинградской области образована для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области № 235 от 31 июля 2006 года).
Основными задачами рабочей группы являются подготовка рекомендаций комитету по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области по реализации подпрограммы, проверка документов учетных дел, списков участников подпрограммы и получателей сертификатов (п. 4 Положения о рабочей группе).
Истец считает, что решение рабочей группы об отказе в предоставлении средств является незаконным, так как истец не обеспечен жилой площадью, является нуждающимся в жилом помещении, членом семьи собственника занимаемого жилого помещения – Титовой Ж.А. не является.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ
к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31ЖК РФ).
На момент вселения Титовой А.Е. в жилое помещение действовал ЖК РСФСР, статья 127 которого предусматривала, что граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать его внаем на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Члены семьи собственника жилого дома, квартиры (статья 53), проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное. Право пользования помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, квартиры. К отношениям пользования жилыми помещениями между собственником дома, квартиры и бывшими членами его семьи применяются правила, установленные статьями 131 - 137 настоящего Кодекса.
Суд считает установленным тот факт, что истица была вселена в ДД.ММ.ГГГГ в жилое помещение по месту регистрации и проживает в качестве члена семьи собственника – <данные изъяты>
Указанное обстоятельство подтверждается представленными в дело документами:
- заявлением истицы в администрацию, в котором в качестве своих членов семьи она перечисляет всех лиц, зарегистрированных вместе с ней в квартире.
- справкой Ф-9, в которой собственник жилого помещения указан, как невестка истицы, т.е. такие сведения с указанием родственных отношений были предоставлены в жилищно-коммунальную организацию при вселении Титовой А.Е.;
- постановлением администрации Лужского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании Титовой А.Е. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в котором отражено, что помимо Титовой А.Е. в квартире зарегистрированы еще пять членов ее семьи, и обеспеченность Титовой А.Е. жилой площадью определялась в зависимости от количества метров общей площади, приходящейся на каждого члена семьи.
Довод представителей истца о том, что Титова А.Е. была вселена в жилое помещение по месту регистрации не в качестве члена семьи собственника, никакими объективными доказательствами по делу не подтверждается.
Договор аренды, представленный в судебное заседание стороной истца, суд не может принять в качестве достоверного доказательства, поскольку данный договор истица предъявлен только в суд, в администрацию, жилищно-коммунальные организации, паспортный стол он никогда не представлялся, что не оспаривалось представителями истца, кроме того этот договор противоречит имеющимся в материалах дела документам, а именно справке Ф-9, заявлению истицы в администрацию.
Положениями ст. 53 ЖК РФ определено, что г
раждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Поскольку истица проживает в квартире Титовой Ж.А. на правах члена семьи собственника, при вселении в жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ племянниц собственника - <данные изъяты> мнение истца должно было учитываться.
В связи с тем, что Титова А.Е. не пыталась каким-либо образом защищать свои права, препятствуя вселению указанных лиц, поскольку их вселение повлекло за собой ухудшение жилищных условий всех лиц, проживающих в квартире, суд считает, что истица своим бездействием фактически одобрила действия собственника по вселению указанных лиц, тем самым совершив действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Поскольку со дня совершения указанных действий не прошло пяти лет, суд считает, что истица Титова А.Е. неправомерно была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области об отказе в предоставлении средств Титовой А.Е. было принято правомерно.
Кроме того, при определении уровня обеспеченности истицей общей площадью жилого помещения в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ администрации необходимо было принимать во внимание суммарную площадь всех жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи.
При принятии на учет в качестве нуждающейся Титовой А.Е. не были приняты во внимание площади жилых помещений, находящихся в собственности у лиц, совместно с которыми истица проживает в квартире по месту регистрации.
Титова А.Е. на праве собственности иного жилого помещения не имеет, что подтверждается сообщением об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № №, справкой из Лужского бюро технической инвентаризации № от ДД.ММ.ГГГГ.
В общей собственности <данные изъяты>. находится квартира, расположенная по адресу: <адрес>
<данные изъяты> на основании договора дарения принадлежит <данные изъяты> в двухкомнатной квартире <адрес>
Таким образом, общая площадь жилых помещений, принадлежащих лицам, проживающим в <адрес> составляет <данные изъяты>), в связи с чем на каждого проживающего члена семьи приходится по <данные изъяты>
Оценивая в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для того, чтобы считать Титову А.Е. нуждающейся в жилом помещении.
Инвалидность Титовой А.Е. и наличие у нее права на дополнительную жилую площадь, само по себе по себе не может служить достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку с заявлением о постановке на учет именно по такому основанию истица не обращалась, при принятии оспариваемого решения рабочая группа данный вопрос не исследовала, суд же не вправе подменят собой орган, к компетенции которого отнесено рассмотрение подобного вопроса.
При установленных обстоятельствах, суд считает, что заявленные истцом требования об оспаривании решения и обязании предоставить средства для приобретения жилого помещения удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исковому заявлению Титовой <данные изъяты> к Правительству Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района, администрации Лужского городского поселения об оспаривании решения, обязании предоставить средства для приобретения жилого помещения об оспаривании решения, обязании предоставить средства для приобретения жилого помещения, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.
Председательствующий: