07 декабря 2010 года г. Луга
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданское дело № 2-2105/2010
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Думчевой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании производства ремонта металлического ограждения, установки световозвращающихся элементов ограждения, установке удерживающего пешеходного ограждения,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании производства ремонта металлического ограждения барьерного типа, а также приведения его в соответствии с нормативными требованиями, установки световозвращающихся элементов ограждения, установке удерживающего пешеходного ограждения, на участке автодороги в г. Луге пр. Кирова д. 2, река Наплотинка.
В обосновании заявленных требований истец указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения. В ходе которой установлено, что Администрация Лужского городского поселения не соблюдает требования законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно:
1. Отсутствует техническая документация. Не установлена удерживающая способность (в данном месте по ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков дорожной разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» п. 8.1.7 таблица 16 должно быть применено по п. 8.1.3 таблица 11 ограждение с удерживающей способностью У-3 не менее 250 кДж).
2. Не соответствуют параметрам безопасности дорожного движения элементы ограждения (секции балки, стойки дорожные, консоли жесткие), которые не отвечают требованиям ГОСТ 26804-86 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа».
3. В нарушение п. 7.2 ГОСТ Р 52607-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные, удерживающие боковые для автомобилей» начальный и концевые участки длины, которых должны обеспечивать плавный поворот к бровке земляного полотна и понижение до поверхности дороги.
4. В нарушение п. 7.4 ГОСТ Р 52607-2006 балки барьерного ограждения в пределах всей длины не состыкованы болтовыми соединениями.
5. Не соответствует п. 6.3 ГОСТ Р 52607-2006 минимальная высота ограждения (на момент осмотра 0,55 метра вместо 0,75 метра).
6. Отсутствуют и деформированы 7 секций ограждения.
7. В нарушение п. 8.3 ГОСТ Р 50971-96 «Световозвращатели дорожные» отсутствуют все световозвращающиеся элементы на балках ограждения.
8. Балки силового ограждения имеют большой износ прочности вследствие коррозийного состояния.
9. На ограждении нанесена дорожная разметка 2.5 несоответствующая п.3 и приложению А2 ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы, основные параметры. Общие технические требования», п. 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
10. Отсутствует удерживающее пешеходное ограждение, имеющее удерживающую способность 1.27 кН п.8.1.27 по ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков дорожной разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» п. 8.1.27 между тротуаром и откосом насыпи высотой 5 метров на отрезке, проходящем вдоль р. Наплотинки.
Прокурор считает, что ответственность по устранению недостатков должна быть возложена на ответчика, в обязанности которого на основании Устава Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» входит содержание дорог.
Администрации Лужского городского поселения заявленные требования не признала и пояснила, что ответчик осуществляет действия по выполнению полномочий по содержанию дорог и обеспечению безопасности дорожного движения в границах поселения. Работы по установке и ремонту металлических ограждений вдоль тротуаров предусмотрены к выполнению по целевой программе на содержание элементов дорожной безопасности, включенной в проект бюджета Лужского городского поселения на 2011 год.
Суд, выслушав представителя истца, представителя Администрации Лужского городского поселения, исследовав материалы дела, находит, что требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с ч.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» на органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из ч. 2 ст. 12 указанного Закона следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статья 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу п. 1 ст. 22 указанного Федерального закона, деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 17 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 г. № 160 в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Таким образом, на органы местного самоуправления - поселения законодательством о безопасности дорожного движения возложена обязанность содержания автомобильных дорог в границах поселения, в том числе организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями) организация дорожного движения – это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Дорожные ограждения (ограждения дороги) являются средством, повышающим уровень безопасности дорожного движения. Установка дорожных ограждений - незаменимый вид работ для обеспечении безопасности на дороге.
Большое значение при организации безопасного движения имеет установка дорожных барьерных ограждений. Дорожное барьерное ограждение помогает осуществить разделение автотранспортного движения и перемещение пешеходов.
Дорожные защитные ограждения (защитные ограждения дорог) предназначены для ограждения пешеходных зон, частных территорий и мест массового скопления людей (парки, концертные залы, стадионы).
Согласно п.п. 8.1.1, 8.1.2, 8.1.27, 8.1.28, 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке. Удерживающие ограждения (далее - ограждения) устанавливают: на обочинах автомобильных дорог; на газоне, полосе между тротуаром и бровкой земляного полотна, тротуаре городской дороги или улицы; с обеих сторон проезжей части мостового сооружения; на разделительной полосе автомобильной дороги, городской дороги или улицы, мостового сооружения. Удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м.
Ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
- перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
- перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Удерживающие пешеходные ограждения (перила) устанавливают у внешнего края тротуара на насыпях на расстоянии не менее 0,3 м от бровки земляного полотна.
Ограничивающие пешеходные ограждения устанавливают:
- перильного типа или сетки - на разделительной полосе между основной проезжей частью и местным проездом на расстоянии не менее 0,3 м от кромки проезжей части;
- перильного типа - у внешнего края тротуара у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, на расстоянии не менее 0,3 м от лицевой поверхности бортового камня.
Высота пешеходных удерживающих ограждений (перил) должна быть не менее 1,1 м.
Высота ограждений ограничивающих перильного типа должна быть 0,8-1,0 м, сеток - 1,2-1,5 м. Ограждения перильного типа высотой 1,0 м должны иметь две перекладины, расположенные на разной высоте.
В соответствии с п.п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна. При устройстве пешеходных дорожек в одном уровне с обочиной на расстоянии менее 3 м от проезжей части их отделяют от обочин при помощи дорожных ограждений. Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м. В населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м.
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15 сентября 2010 года следует, что в г. Луге Ленинградской области выявлены следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д. 12):
1. Отсутствует техническая документация. Не установлена удерживающая способность (в данном месте по ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков дорожной разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» п. 8.1.7 таблица 16 должно быть применено по п. 8.1.3 таблица 11 ограждение с удерживающей способностью У-3 не менее 250 кДж).
4. Не соответствуют параметрам безопасности дорожного движения элементы ограждения (секции балки, стойки дорожные, консоли жесткие), которые не отвечают требованиям ГОСТ 26804-86 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа».
5. В нарушение п. 7.2 ГОСТ Р 52607-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные, удерживающие боковые для автомобилей» начальный и концевые участки длины, которых должны обеспечивать плавный поворот к бровке земляного полотна и понижение до поверхности дороги.
4. В нарушение п. 7.4 ГОСТ Р 52607-2006 балки барьерного ограждения в пределах всей длины не состыкованы болтовыми соединениями.
5. Не соответствует п. 6.3 ГОСТ Р 52607-2006 минимальная высота ограждения (на момент осмотра 0,55 метра вместо 0,75 метра).
6. Отсутствуют и деформированы 7 секций ограждения.
7. В нарушение п. 8.3 ГОСТ Р 50971-96 «Световозвращатели дорожные» отсутствуют все световозвращающиеся элементы на балках ограждения.
8. Балки силового ограждения имеют большой износ прочности вследствие коррозийного состояния.
9. На ограждении нанесена дорожная разметка 2.5 несоответствующая п.3 и приложению А2 ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы, основные параметры. Общие технические требования», п. 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
10. Отсутствует удерживающее пешеходное ограждение, имеющее удерживающую способность 1.27 кН п.8.1.27 по ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков дорожной разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» п. 8.1.27 между тротуаром и откосом насыпи высотой 5 метров на отрезке, проходящем вдоль р. Наплотинки.
В судебном заседании инспектор ГИБДД ФИО1 подтвердил указанные обстоятельства.
Кроме этого факт нарушения подтвержден фотографиями спорного участка дороги (л.д. 13-23).
Отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения Администрации Лужского городского поселения от обязанности разрешать вопросы местного значения, отнесенные к ее компетенции Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и Уставом МО Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области. С целью разрешения возложенных на нее задач Администрация Лужского городского поселения, согласно Уставу поселения, может участвовать в утверждении бюджета поселения, а Глава поселения наделен правом обращения в совет депутатов по вопросам внесения изменений и дополнений в бюджет поселения.
Поскольку Администрацией Лужского городского поселения не произведены указанные выше действия, у суда имеются основания для удовлетворения требования Лужского городского прокурора.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с Администрации Лужского городского поселения Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора – удовлетворить.
Обязать Администрацию Лужского городского поселения Ленинградской области произвести ремонт металлического ограждения барьерного типа, а также привести его в соответствии с нормативными требованиями, установить световозвращающиеся элементы ограждения, установить удерживающее пешеходное ограждение, на участке автодороги в г. Луге пр. Кирова д. 2, река Наплотинка.
Взыскать с Администрации Лужского городского поселения Ленинградской области в пользу соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, госпошлину в размере 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней через Лужский городской суд.
Председательствующий